Слайд 1Коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей
с умственной отсталостью
(
интеллектуальными нарушениями)
Подготовила :Васильченко С.А.
Слайд 2 «Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не
рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру».
Ш. Амонашвили
Слайд 3В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500
млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными нарушениями.
Среди них не менее 150 млн. детей.
Так, например, детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, ежегодно становится больше на 3-5%.
Слайд 4Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание.
Сегодня уже мало просто
воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества..
С учётом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях специальной школы - интерната. Среди них наиболее актуальными являются понятие о социализации, как процессе вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение социальных связей.
Слайд 5
Однако наши воспитанники развиваются в условиях такой социализации:
- где семья заменена
учреждением;
- в условиях социального сиротства;
- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды социально-полезной, значимой практической деятельности;
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.
Слайд 6Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются
на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:
бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Слайд 7Исследования проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью показывают, что
при условии организованной, целенаправленной коррекционно-развивающей
работы, используемой в воспитательном
процессе, можно избежать проявления
многих отрицательных наслоений
в личности ребёнка, компенсировать их.
Слайд 8Коррекционно-развивающая работа в условиях школы-интерната – это важная составляющая основного воспитательного
процесса, способствующая коррекции недостатков психического, физического развития ребенка, раскрытию и реализации
его способностей ,
личностного потенциала
в различных сферах.
Слайд 9Цель коррекционно – развивающей работы
с умственно отсталыми детьми, в конечном
счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Слайд 10 Условия коррекционно-развивающей работы:
создание положительной психологической атмосферы;
задания выполняются в
игровой форме;
отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
неоднократное выполнение заданий воспитанниками, но на более высоком уровне трудности;
создание ситуации успеха и похвалы;
щадящий режим;
дифференцированный подход.
Слайд 11 Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и
навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Мы должны наблюдать перенос ЗУНов в жизнь.
Эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Слайд 12Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса
это организация и проведение всех
воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка
на основе развития его
потенциальных
возможностей.
Слайд 13Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:
воспитательных мероприятий
формирование воспитательного процесса
разработка коррекционно-развивающих
упражнений
овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё "Я" и т.п.
Слайд 14Коррекционные воздействия необходимо строить с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы они
соответствовали основным линиям развития именно в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Слайд 15Принципами коррекционно-развивающей работы и методами их реализации являются следующие:
Принцип мотивации заключается
в том, что задания, упражнения должны быть интересны ученику. Весь воспитательный процесс должен быть ориентирован на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.
Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:
Слайд 16детям демонстрируется картинка, слайд, где изображено ДТП с участием велосипедиста. Почему
это произошло? Кто виноват в ситуации?
постановка проблемных заданий:
Слайд 17Например: «Расшифруйте тему нашего занятия» (вставить картинку)
Постановка познавательных задач
Слайд 18Это мощное средство коррекции эмоционально-волевой сферы при условии знания сильных и
слабых сторон личности каждого воспитанника. Наша оценка деятельности ребенка проявляется в оттенках интонации, в том, как мы спрашиваем, как принимаем ответы и т.п.
Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому воспитаннику, оценивать сам процесс деятельности, а не полученный результат.
Призы, поощрения, развёрнутая, аргументированная словесная оценка,
Слайд 19Принцип продуктивной обработки информации – он вытекает из предыдущего материала и
заключается в том, что воспитатель должен представить педситуацию таким образом, чтобы у детей развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения
Слайд 20Реализация принципа продуктивной обработки информации достигается следующими приемами и методами:
3. Задания,
предполагающие самостоятельную обработку информации.
2. Дозированная поэтапная помощь педагога.
1. Перенос показательного способа
обработки учебной информации на своё индивидуальное задание.
Слайд 21Принцип развития и коррекции высших психических функций –
предполагает организацию обучения
таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого необходимо в содержание занятия включать на разных его этапах специальные коррекционные упражнения: для развития речи, зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр.
Слайд 22Реализация принципа развития и коррекции высших психических функций достигается следующими приемами
и методами:
1.Включение специальных упражнений для коррекции недостатков личности ребёнка;
2.Включение заданий и упражнений для коррекции, с опорой на несколько анализаторов.
Слайд 23- для осуществления мыслительной деятельности необходима четкая, слаженная работа основных операций
мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждения-умозаключения, обобщение.
Слайд 24- Очень сложно формировать коррекционную задачу по отношению к эмоционально-волевой сфере.
Традиционным является подход, рассматривающий эмоционально-волевую сферу в рамках индивидуального сознания представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках.
Слайд 25Нравственное воспитание составляющая большинства воспитательных мероприятий. В основе коррекционных упражнений по
развитию нравственности должны быть чувства, отражающие внутренний строй личности и отношение к другим, на развитие сопричастности, целеустремленности, решительности, инициативности, организованности и т.п.
Слайд 26Принцип динамичности восприятия – именно восприятие поставляет ребенку информацию об окружающем
мире.
Принцип динамичности восприятия предполагает построение занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких вопросов, при решении которых у воспитанника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию различных психических функций в процессе обработки этой информации.
При этом мы должны учитывать, что динамика заданий - от простого к более сложному - должна обязательно предполагать активную работу различных комбинаций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними
Слайд 27Реализация принципа динамичности восприятия информации достигается следующими приемами и методами:
1.Включение заданий
по степени нарастающей сложности;
2.Включение заданий со сменой доминантного анализатора(слушать, трогать, смотреть и т.д.)
Слайд 28Итак, принципы мотивации, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических
функций, динамичности восприятия – вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.
Слайд 29Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с
умственной отсталостью может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения таких детей; повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.