Слайд 1Тема: «Как нейтрализовать походный мусор?»
Научный руководитель:
учитель географии- Горбачева М.М.
Слайд 2Цель работы: показать, как грамотно решать вопрос утилизации мусора, выходя на
природу
Гипотеза: распространение информации об утилизации «походно-туристического» мусора – прямой путь к сокращению его на лоне природы
Задачи:
1. Поиск материалов по интересующей проблеме.
2. Выяснить, что походный мусор – составная часть вопроса отходов в экологических проблемах Самарской области
3. Показать значение информированности школьников в вопросе походного мусора в системе их экологического воспитания
4. Выявить уровень походных «экологических» знаний у учащихся 8-а класса
5.Оценить экологическую ситуацию в районе отдыха на берегу р. Сок (Малая Царевщина). Оповестить отдыхающих о результатах исследования.
6.Выработать «зеленый кодекс» и памятку туриста и распространить их среди учащихся МБОУ СОШ №27
7. Создать собственную экологическую табличку. Расстановка табличек в самых загрязненных местах по берегу р. Сок в районе Малой Царевщины
8. Обобщение подобранного материала и создание рекламного буклета.
Методы работы:
Поисковый: поиск информации об походном этикете и его значении в экологическом воспитании школьников
Описательный: описание ситуаций по убеждению значимости вопроса мусора в природной среде
Социологический: опрос одноклассников 8-а; опрос отдыхающих по вопросу решения проблемы мусора на берегу р. Сок.
Наблюдения: наблюдение, как одноклассники решают вопрос мусора в походных условиях
Математический: построение диаграмм
Слайд 3Мной был поведен опрос среди учащихся 8-а класса: «Задумывались ли они
о вопросе мусора, посещая природу?» Мной было опрошено 26 человек и лишь 10% (3 человека) ответили, что задумывались о вопросе мусора. И сделали вывод: « Нагрузка на географическую оболочку увеличивается, люди пытаются восполнить свои физические и духовные силы в природной среде, поэтому они должны знать правила поведения на природе».
Слайд 4Выезжая на Природу, оказываешься в буквальном смысле на помойке: кучи ПЭТ-бутылок,
пакетов, консервных банок и прочих отходов, «заботливо» оставленных homo sapiens.
Слайд 5После теоретического занятия, Андрей Владимирович предложил нам провести практическое занятие по
походному «этикету» на природе и предпринять экологический рейд в район Малой Царевщины.
В августе 2013 года мы отправились в 3-х дневный поход к берегу р. Сок.
Слайд 6Мной был задан вопрос одноклассникам: «Как правильно спланировать поход, чтобы минимизировать
количество оставляемого мусора?»
20% (4 человека) ответили, что нужно позаботиться об этом заранее.
80% (16 человек) подметили:
При упаковке продуктов, средств гигиены нужно использовать многоразовую легкую тару, которую можно носить из похода в поход.
Слайд 7Нами был разработан маршрут выходного дня –
от п. Управленческий до
Малой Царевщины, с выходом к берегу Сока
Слайд 9При прибытии на место, мной было предложено показать уже собранные рюкзаки.
У 90% (18 ребят) в рюкзаках была либо бумажная тара с продуктами, либо судочки, которые они после похода вернут домой.
А главное почти у каждого был обнаружен в рюкзаке пакет для мусора (емкостью 30 и 60 литров).
А вот у 10% участников были обнаружены и полиэтилен, и пластик. Значит, они еще экологически не воспитаны и не уяснили азов походного этикета.
Слайд 10По предварительной подготовке к походу, можно сформулировать первые пункты «Зеленого» кодекса.
Чтобы
поменьше иметь проблем с утилизацией жестяных банок, стараемся брать с собой минимум консервов - вместо заводской использовать тушенку домашнего приготовления .
Для снаряжения вместо полиэтиленовых пакетов, которые требуют утилизации (а также рвутся, уносятся ветром) нужно сшить постоянные чехлы и компрессионные мешки.
Воду или другое питье нужно брать в жестяных емкостях, термосах, избегая пластик.
Слайд 11С каждым годом берега реки Сок становятся все более замусоренными. Пройдя
вдоль речки, мы увидели сотни пластмассовых, стеклянных бутылок, обрывки полиэтилена и другой мусор.
Слайд 12Не смотря на то, что возле пляжа есть мусорные контейнеры.
При
чем контейнеры подписаны по классификации отходов
Слайд 13
Наглядевшись на всю красоту мусорных куч, мы сформулировали предложение (комплекс
мер) всем отдыхающим в данном районе.
Мы создали свой вариант экологической таблички, которую постарались разместить в самых загрязненных участках берега р. Сок
Слайд 14Памятка по установке палатки с применением походного этикета
Слайд 15Пункты кодекса по месту для стоянки, костровищу
Старайтесь выбирать уже использованные стоянки
(даже если придется их немного прибрать).
Не нужно плодить новые стоянки, т.к. каждая новая стоянка убивает какое-то количество кустов, деревьев и дерна под ногами.
Не стоит выжигать новое место, если рядом имеется еще одно. Трава на месте костра не вырастет несколько лет. Если Вы все-же встали в нетронутом месте, снимите на месте костра слой дерна толщиной 5 см, и лишь затем разводите огонь.
Уходя со стоянки, обильно залейте угли (до полного их «утопления»), а затем верните дерн на место.
Слайд 16Над костровищем трудились наши мальчики – 5 человек (25%), им удалось
найти место старого костра, поэтому главная заповедь о разведении костра была нами соблюдена.
Перед тем как жечь дрова, мальчики обложили костровище камнями и немного расчистили пространство от сухой травы
Девочки же – 25 человек (75%) собирали стоящий сухостой. После каждого пользования огнем, костровище обязательно заливалось водой.
Все участники похода с данным пунктом «зеленого» кодекса туриста успешно справились
Памятка по костровищу
Слайд 17Памятка по утилизации отходов
Следующая, самая важная часть походного этикета -
проблема мусора.
Не следует оставлять после себя мусор - ни на маршруте, ни на стоянке.
В нашей группе я выполняла роль главного эколога. Упаковка (20-30 шт.) полиэтиленовых пакетов средних размеров, с ручками не отяготил мой рюкзак.
Съела наша группа на привале по конфетке, я пробежалась со своим пакетиком и собрала все бумажки. И так - со всеми отходами.
Слайд 18В течение трех дней похода мной было предложено восьмерым ответственным участникам
оказать мне помощь. Они должны были исследовать береговую линию р. Сок на предмет разного вида мусора, оставленного отдыхающими.
В конце третьего дня нашего исследования, информация трех рабочих групп была объединена в общую таблицу, данные которой просто ужасающие
Количество бытового мусора, накопленного в разные временные интервалы группой из 20 человек
Слайд 19Предложенные отдыхающими пути решения проблемы походного мусора были следующими: 32% -
предлагали организовать регулярный вывоз мусора, 18 % - поставить дополнительные мусорные баки, 44 % - повысить экологическую культуру населения, 6% - отказались отвечать на наш опрос.
Нашим экологическим патрулем отдыхающим был задан дополнительный вопрос: «Что вы делаете с пластиковой упаковкой?» 35 % - сжигают (что так же экологически опасно); 50% выбрасывают где попало, 5% используют вторично, 10% выбрасывают в мусорные баки.
Слайд 20В наших силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей к природе.
Исследуя проблему походного мусора в долине р.Сок нам удалось:
Определить отношение отдыхающих к проблеме отходов.
Собрать фотоматериал для презентации
Исследовать территорию Сока на предмет мусорного загрязнения
Создать свою экологическую табличку и закрепить в местах сильного загрязнения отходами.
Сформулировать свой «зеленый» кодекс
Слайд 21Окружающая среда ставит перед каждым из нас задачу вести себя не
только правильно, но и в соответствии с экологическими требованиями, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного.
Слайд 22Практическая значимость работы заключается в том, что участниками похода начата длительная
и кропотливая работа по формированию экологической грамотности учащихся МБОУ СОШ №27. Выступая с работой на классных часах, показывая презентацию, помещая рекламные буклеты на классных досках, мы делаем практические шаги к экологическому воспитанию наших учащихся.
Слайд 23После выступления с работой на классном часе, в октябре 2013 года,
мне было порекомендовано выступить с нашим кодексом на классных часах всех классов школы.
В настоящее время, на классных досках почти в каждом кабинете красуется наш «Зеленый» кодекс.
Слайд 24
Если Вы решили выйти на природу, собрались в поход, поддержите и
используйте наш
"Зеленый кодекс туриста".
Присоединяйся к нам, можете скопировать данный текст и распространить его среди своих друзей.
Спасибо за внимание!