Слайд 1
Вклад Л. Н. Толстого
в воспитание
и образование
Работу выполнила:
Чуб Полина Алексеевна,
обучающаяся 11 класса
МБОУ «Косточковская СОШ»
муниципального образования Нижнегорского района
Слайд 2
Актуальность исследования.
Тема воспитания и образования является актуальной всегда. Сегодня же, когда приоритеты меняются, нравственность снижается, это - необходимость.
В современном российском обществе повышается влияние школы на уровень воспитания и образования детей. На сегодняшний день существует ряд различных педагогических концепций, программ, которые представлены нашими современниками с целью внедрения новых технологий и идей в образование.
По мнению ученых, совершенно очевидно, что новые ориентиры развития отечественного образования не могут быть сформулированы извне, они должны исходить из традиций прошлого опыта.
Слайд 3 Обращение к историческому опыту - один из перспективных путей
образования. Исторический подход позволяет не только проследить преемственность педагогических идей, но и расширить их содержание, привлечь дополнительные знания, раскрыть закономерности профессионального становления педагога.
В панораме отечественной педагогической мысли Л.Н. Толстому
принадлежит особое место.
Лев Николаевич указывал, что основная задача школы - сообщение широкого круга знаний и развитие творческих способностей детей.
Он создал Яснополянскую школу, в которой реализовал оригинальную систему своих дидактических взглядов, разработал концепцию свободного воспитания. Основываясь на педагогических идеях Л.Н. Толстого, в мире успешно работает ряд школ.
Одно из первых научных исследований педагогических взглядов Л.Н. Толстого в советский период осуществлено В.А. Вейкшаном в 1953 году. Также педагогическое творчество Льва Николаевича изучали В.В. Смирнов, П.А. Лебедев, Н.Н. Гусев, П.И. Бирюков. Все вышеизложенное и определило выбор темы нашего исследования: «Вклад Л. Н. Толстого в воспитание и образование ".
Слайд 4Проблема исследования: каковы возможности использования педагогического опыта Л.Н. Толстого в современной
практике обучения и воспитания школьников? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель: рассмотреть деятельность Л.Н. Толстого как деятельность педагога и писателя.
Объект исследования: педагогическая , творческая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.
Предмет исследования: использование педагогических идей Л.Н. Толстого в современной начальной школе.
Слайд 5В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие
задачи:
1.Рассмотреть педагогическую деятельность и творчество Л.Н. Толстого.
2.Раскрыть основные положения педагогической концепции Л.Н. Толстого.
3.Изучить историю создания Яснополянской школы.
4.Продемонстрировать использование идей Л.Н. Толстого в современной практике обучения и воспитания школьников.
Слайд 6 Гипотеза:
- педагогические взгляды Толстого прослеживаются не только в его
преподавательской деятельности, но и в художественных произведениях.
- Толстой-учитель – остается идеалом для современного учителя и ученика.
Объект исследования: педагогическая деятельность Толстого.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и повесть Л.Н.Толстого «Детство».
Слайд 7
Методы исследования:
теоретический анализ историко-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
изучение
материалов периодических изданий;
систематизация и обобщение фактов, документов.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассмотрена жизнь, педагогическая деятельность, основные положения педагогической концепции Л.Н. Толстого, история создания Яснополянской школы.
Во второй главе изложены основные положения педагогической концепции Л.Н. Толстого
В третьей главе рассмотрены педагогические идеи Л.Н.Толстого в повести «Детство».
Слайд 8План исследования:
- поиск и чтение художественной литературы;
- поиск информации по теме
в Интернете;
- подготовка компьютерной презентации;
- обобщение материала.
Этапы
великой
жизни
Слайд 9Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать,
что он должен и чего не должен делать.
Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет.
Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов.
Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, известен и как педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.
Слайд 10
Наряду с писательской деятельностью он очень много уделял внимания теории и
практике свободного воспитания. В Ясной Поляне Л.Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей, где проводил большую экспериментальную работу по свободному воспитанию. Свои взгляды активно пропагандировал на страницах журналов, в письмах.
В своих многочисленных статьях Л.Н. Толстой призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания.
Слайд 11Педагогический метод, открытый Толстым в общении с крестьянскими детьми, - это
искусство общения ученика и учителя, когда и тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.
Толстой не только открыл школу для крестьянских ребятишек в Ясной Поляне, но разработал свои педагогические принципы, методику организации учебно-воспитательного процесса в школе.
А самое главное – он был учителем не только для яснополянских ребятишек, он был и остается Учителем всего российского народа: его педагогические принципы можно проследить и в его литературном творчестве.
Своей исследовательской работой мы надеемся доказать, что образ Толстого-учителя и сейчас является идеалом для современных учителей и школьников.
Слайд 12
Глава 1. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Выбор давно сделан. Литература, педагогика
и семья.
Л.Н.Толстой. Дневник
В период с 1859-1862 годы Лев Николаевич приступил к занятиям с крестьянскими детьми в школе, он официально оформил существование Яснополянской школы, открытой им частным образом. «Теперь,- пишет Толстой, -"я - приходской учитель" .
Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании.
Слайд 13При создании своего первого учебника "Азбука« (1872г.) Лев Николаевич исходил
из того, что школа хорошо только тогда, когда она сознает "те основные законы которыми живет народ". Отсюда насыщенность его учебного материала из русской истории, народного быта и родной природы. Известные русские педагоги высоко оценили "Азбуку", "Новую Азбуку" и "Книгу для чтения .
В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”
Слайд 14 Несколько позже будут изданы «Книга для чтения» и
« Арифметика» . «Азбука» Л.Н.Толстого стала событием в педагогике. Она не утратила своей актуальности до сих пор.
Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал “Ясная Поляна”. В нём он описывал новые приемы обучения, распространения книг среди народа, создание народных школ.
Слайд 15
Вот отрывок из его статьи, дающий хорошее представление о школе.
Уже давно виднеются из школы огни в окнах, и через полчаса после звонка, в тумане, в дожде или в косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх... темные фигурки, по две, по три, и поодиночке... Дорогой почти никогда я не видал, чтобы ученики играли - нечто кто из самых маленьких или из вновь поступивших... С собой никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут - им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего, сделанного вчера, он не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздывание, и никогда не опаздывают, нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу”.
Слайд 16Глава 2. Основные положения педагогической концепции Л.Н. Толстого
Задача толстовской школы заключалась
в развитии творческих способностей ребенка, его самостоятельности. Цель воспитания, по мнению Льва Николаевича, заключается в стремлении к гармоническому развитию способностей и сил детей.
Исходя из принципа свободы в педагогике, Лев Николаевич создал и обосновал педагогическую концепцию. Поместив в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов
Слайд 17 Принцип доступности обучения, который тесно взаимосвязан с принципом связи обучения
с жизнью. Доступность обучения характерна тем, что объяснение сложного учебного материала учащимся осуществляется с помощью материала в доступной форме. Эффективным приемом достижения доступности обучения Лев Николаевич считал накопление учащимися большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По мнению Толстого, учитель должен обращать внимание учащихся на осознание совершаемых ими действий, применять метод проблемной ситуации в обучении, подводить учеников к самостоятельному умозаключению. Писатель формулирует данное положение в своей работе "Общие замечания для учителя": "Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии"..
Львом Николаевичем был сделан ценный вклад в идею принципа прочности в усвоении обучения, разработан ряд условий, приемов и средств, которые направлены на достижение результатов в обучении. По мнению Толстого, прочность усвоения знаний тесно связана с сознательной деятельностью учащегося, то есть с принципом сознательности и активности обучения. Лев Николаевич считал показателем не заученные наизусть фразы или суждения, а понимание и умение их применять.
Слайд 18Львом Николаевичем был сделан ценный вклад в идею принципа прочности в
усвоении обучения, разработан ряд условий, приемов и средств, которые направлены на достижение результатов в обучении. По мнению Толстого, прочность усвоения знаний тесно связана с сознательной деятельностью учащегося, то есть с принципом сознательности и активности обучения. Лев Николаевич считал показателем не заученные наизусть фразы или суждения, а понимание и умение их применять.
Слайд 19Глава 3. Педагогические идеи Л.Н. Толстого в повести «Детство».
Педагогическая деятельность Льва
Николаевича Толстого самым тесным образом связана с исследованием проблемы личности, ее нравственного становления в его художественных и публицистических произведениях.
Уже с первых страниц можно заметить, как работает одна из основных его педагогических идей «непротивления злу насилием».
В «Детстве» Толстого всё погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его и он любит всех. Пребывание ребёнка в состоянии любви ко всему, находящемуся рядом с ним, проистекает из абсолютного согласия маленького человека с собой и окружающим миром. Так у Толстого-писателя рождается образ «царства дивного», в котором «всесильным господином» оказывается ребёнок.
Слайд 20Сам автор в произведении выступает в роли психолога. Для Толстого, художника
и педагога, важно «погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности». Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни.
Герой «Детства»-десятилетний мальчик, Николенька Иртеньев, застенчивый, недовольный своей внешностью
«Нет счастья на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами».
Герой остро реагирует на несправедливость, страдает из-за отсутствия искренности и доверия, его мучает чувство собственной вины перед другими.
Внешний мир с его радостями и тревогами, вторгаясь в жизнь Николеньки, всё чаще начинает вызывать у него чувство дисгармонии и дискомфорта.
Слайд 21Главным объектом художественного исследования автора становится мир человеческой души.
В повести даётся анализ противоречивых чувств и ощущений героя,
показывается «течение» его переживаний:
возникновение их,
смена другими настроениями и эмоциями,
противоборство мотивов.
Впервые в русской литературе была показана диалектика человеческой души во всей её сложности и глубине.
Ситуация: Автор описывает детские игры: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке, стали “грести”.
Глава заканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что же тогда останется?”
Слайд 22Заключение
Исследование педагогических взглядов Л.Н. Толстого имеет перспективы дальнейшего развития, так
как применение идей Льва Николаевича находит признание в педагогике XXI века. Приобретенный нами опыт в ходе исследовательской работы показал, что современному учителю необходимо учитывать исторический опыт, основываться на идеях сегодняшнего дня и изучать новые технологии. Использование педагогических идей Л.Н. Толстого возможно как в обучении, так и во внеклассной работе с младшими школьниками (экскурсии, чтение рассказов).
Таким образом, становится очевидным, что изучение опыта педагогической деятельности Л.Н. Толстого способствует становлению профессиональной компетентности будущего педагога.
Слайд 23 Рассмотрев педагогическую деятельность Льва Николаевича Толстого,
мы выделили основные идеи, методы обучения Толстого-учителя и на примере его повести «Детство» проследили, как отражаются его педагогические взгляды в художественном произведении.