Слайд 1Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования»
(ГАУ
ДПО СОИРО)
Кафедра воспитания и социализации детей и молодёжи
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Дефектология»
Выполнила Копытова Н.Е.
Слайд 2Актуальность:
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной
адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технологических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью становиться более сложной, но вместе с тем и более значимой. Применение эффективных средств урочной деятельности способствует максимально приблизить обучающихся к реальной жизни.
Слайд 3Объект исследования:
Формирование социально-бытовых навыков обучающихся с нарушением интеллекта, средствами
урочной деятельности.
Предмет изучения:
Средства урочной деятельности направленные на успешное формирование социально-бытовой адаптации обучающихся с умственной отсталостью.
Слайд 4Цель исследования:
Разработка методических рекомендаций, направленных на развитие социально-бытовых
навыков у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках СБО.
Слайд 5Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме.
Выявить факторы, препятствующие успешной
адаптации обучающихся с умственной отсталостью.
Проанализировать программу по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с нарушением интеллекта.
Разработать методические рекомендации направленные на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках СБО.
Провести анализ результатов внедрения методических рекомендаций в практику работы с детьми старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Слайд 6Методы исследования
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы и программ;
- педагогическое наблюдение;
-
анкетирование;
- тестирование;
- изучение педагогического опыта;
- практическая деятельность
- сравнительный анализ результатов.
Слайд 7
Теоретические аспекты социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью
Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушением интеллекта
Понятие «социальная адаптации»
Особенности социально-бытовой адаптации обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 8Выводы по 1 главе
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности,
вследствие органического поражения коры головного мозга, рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции.
Каждый человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечить себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта возможно расширить используя средства специального образования, приближая учебный процесс к реальным, жизненным условиям.
При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослыми.
Слайд 9
Социально-бытовая адаптация обучающихся с умственной отсталостью в процессе учебной деятельности
Анализ программы по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с нарушением интеллекта.
Методические рекомендации направленные на успешное формирование социально-бытовой адаптации обучающихся с умственной отсталостью.
Анализ результатов внедрения методических рекомендаций в практику работы с детьми имеющими нарушение интеллекта.
Слайд 10Направления исследования:
Изучение психолого-педагогической документации с целью составления методических рекомендаций.
Внедрение методических
рекомендаций в учебно-воспитательный процесс.
Наблюдение за детьми в процессе учебных занятий, предметно-практической, игровой деятельности в условиях учебно-воспитательного процесса в школе.
Мониторинг по разделам программы курса СБО показателей сформированности жизненно важных практических умений и навыков в виде специально разработанной карты динамики показателей.
Слайд 11
Распределение обучающихся в соответствии с достигнутым уровнем за учебный год
Слайд 12Вывод:
В лучшую сторону изменились и показатели уровней сформированности социально-бытовых навыков у
обучающихся с нарушением интеллекта.
Исходя, из выше сказанного можно отметить, что формирование социально-трудовых навыков должно осуществляться систематически, целенаправленно, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, и в непосредственном сотрудничестве с семьей.
В результате нашей работы обучающиеся показали лучшие результаты сформированности умений анализировать, обобщать и классифицировать предметы и признаки.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи нашего исследования были решены, цель достигнута.