Слайд 1ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» ФКУ ИК-8
Формирование универсальных
учебных действий
на уроках химии и биологии
Выполнила учитель биологии и химии
I квалификационной категории И. А. Трухина
Слайд 2Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети
Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии и химии.
Слайд 3В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.
е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Слайд 4Функции УУД
воспитание
развитие
УУД
личностные
метапредметные
предметные
Слайд 5Виды УУД
УУД
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
смыслообразование
нравственно-этическое оценивание
планирование
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
общеучебные
логические
умение слушать и
вступать в диалог
интеграция в группу
сверстников
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество
контроль
целеполагание
прогнозирование
постановка и решение проблемы
самоопределение
Слайд 6Цель: нравственно-этическая ориентация.
Задачи: формирование самооценки, мотивация к УД
Способы реализации:
- решение
«этических задач» (от «хорошо-плохо» до более сложных);
- изучение моральных и конвенциональных норм.
Ожидаемый результат:
умение делать выбор.
Виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Личностные УУД
Слайд 7
Это задание можно использовать при изучении темы «Ароматические углеводороды»
Перед учениками –
парфюмерная вода известной косметической компании в упаковке.
1. Оцените эту парфюмерную композицию так, как Вы это делаете в магазине.
2. Какой образ (эмоцию) навеял Вам этот аромат?
3. Обратите внимание на химический состав, указанный на упаковке.
Возьмите конверт № 1 и ознакомьтесь с информацией.
Какую новую неожиданную информацию Вы получили? Сможете ли Вы ею воспользоваться? Как Вы ею воспользуетесь?
Конверт №1. Информация о бензофенонах
Бензофеноны – группа производных бензола. Способность поглощать или отражать УФ-лучи определяет их применение во многих косметических средствах (кремы, лосьоны, масла для загара, губная помада) в качестве органических солнцезащитных фильтров. Некоторые обладают противомикробной активностью и могут выполнять роль консервантов, применяются для защиты красителей в готовых средствах для обесцвечивания.
В больших концентрациях бензофенон способен:
- вызывать покраснение кожи и слизистых оболочек,
- при вдыхании паров отеки и боли в горле,
- провоцировать аллергическую реакцию организма даже при небольших количествах,
- вызвать дерматит,
- представлять потенциальный риск для здоровья, оказывая действие, подобное женскому гормону эстрогена рак молочной железы, усиленный рост матки, гормональные изменения),
- проникать даже в материнское молоко.
Могут терять до 25% своей активности после 3 часов нахождения на солнце. Не допускается в ЕС как УФ-фильтры.
Слайд 8Цель: развитие логического мышления
Задачи: использование логических операций мышления
(анализ, синтез, классификация
и т.д)
Способы реализации: составление технологической последовательности выполнения задания, построение алгоритма действий.
Ожидаемый результат: система познавательной деятельности человека (развитые ЗУН)
Виды заданий:
- «Найди отличия» (можно задать их количество);
- «На что похоже?»
- Поиск лишнего
- «Лабиринты»
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Хитроумные решения
- Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
- Работа со словарями
Познавательные УУД
Слайд 9Задание1. Проанализируйте следующие данные:
В 1911г. на острова около Аляски было завезено
25 северных оленей. В 1920г. там обитало уже 300 оленей, 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950г. осталось 8 оленей. Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.
Задание2. Размеры Ноева ковчега измерялись в ЛОКТЯХ: длина – 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 25 локтей. Измерьте длину локтей учеников класса и постройте вариационную кривую. Локоть – это расстояние от угла локтевого сустава до конца среднего пальца руки. Переведите размеры Ноева ковчега в современную метрическую систему и ответьте на вопрос: мог ли такой корабль во время всемирного потопа взять «всякой твари по паре»?
Слайд 10Цель: целеполагание
Задачи: планирование УД, самоконтроль, предвосхищение результата
Способы реализации: творческие задания (на
самовыражение), сочетание теоретических и практических задач, работа над ошибками.
Ожидаемый результат: самостоятельный поиск задач и способов их решения
Виды заданий:
- «Преднамеренные ошибки»
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль
- Диспут
- Заучивание материала наизусть в классе
- «Ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
Регулятивные УУД
Слайд 11Задание1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
1.Белки клетки представляют собой биополимеры, состоящие из аминокислот.
2.Синтез белков осуществляется на наружных мембранах митохондрий.
3.Строительная функция белков связана с образованием мембран клетки.
4.Ферменты образуются в эндокринной системе.
5.Белки, как и липиды, могут запасаться в подкожной жировой клетчатке.
Задание2. Терминологический диктант (один ученик произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).
1.Как называется жидкая часть клетки? (Цитоплазма)
2.Какого вещества больше всего в клетке? (Вода)
3.Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки? (Белок)
4.Какие вещества клетки наиболее богаты энергией? (Углеводы)
5.В какой части клетки помещаются хромосомы? (Ядро)
6.В каком органоиде происходит окисление и расщепление органических веществ? (Митохондрии)
7.В каком органоиде синтезируются белки? (Рибосомы)
8.Как называется поверхностная часть клетки? (Мембрана)
9.Что относится к главным частям клетки? (Мембрана, цитоплазма, ядро)
10.Неорганическое соединение, является растворителем и участником многих химических реакций (Вода)
Слайд 12Цель: развитие коммуникативных навыков
Задачи: аргументация, коммуникативно-речевые действия
Способы реализации: полемика, задания на
монологическую речь, групповые задания
Ожидаемый результат: умение выражать собственное мнение и понимать мнение других
Виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Коммуникативные УУД
Слайд 13Задание 1. Угадать с помощью подсказок, о каком органе человеческого тела
идет речь.
Это сложный орган со многими функциями. Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг. Это самый тяжелый орган человеческого тела. Его называют «зеркалом здоровья и болезни». Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган формирует расовые признаки – ногти и волосы.
Задание 2. Рассказ-загадка «Что это за птенец?»
Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: другого птенца. Осторожно продвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него «на закорках», падает из гнезда на землю. Птенец-агрессор скатывается на дно гнезда…Минут 10–15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другим своим братом. Так и не успокоится до тех пор, пока он не выкинет из гнезда их всех. Делает он это, подчиняясь инстинкту.
Слайд 14Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать ее результаты;
- создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.