Слайд 1Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой:
Слайд 2• таких ситуаций в практике не возникает,
Слайд 3• предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников
Слайд 4• начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний.
Слайд 5• сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают
возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке
Слайд 6Недостатки системы и ошибки учителей.
Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками
объективного и субъективного характера. К последним можно отнести ошибки учителей.
Слайд 71. Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся.
Слайд 82. Школьные отметки не учитывают абсолютного уровня знаний.
Слайд 93. Отметка является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном
уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий;
Слайд 104. С введением в 9-11 классах предпрофильного и профильного обучения, что
позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и насыщение их дополнительным содержанием, оценки становятся неравнозначными.
Слайд 115. Оценка в 5-балльной системе не подразумевает функцию самоконтроля у ученика,
эта функция полностью лежит на учителе.
Слайд 126. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический
комфорт преподавателей.
Слайд 13Вывод:
1. В школе для обеспечения психологического комфорта педагогов ставится больше четверок
и троек, потом идут пятерки, и затем уже двойки.
Слайд 14Вывод:
2. Проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся, хорошо успевающих учащихся опрашивают в
три раза чаще, чем слабоуспевающих.
Слайд 15Вывод:
3. На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого
учителя.
Слайд 17Вывод:
5. Наличие различных объектов контроля и оценки:
- фактический материал;
- сформированность
универсальных компетенций,
- способность переносить знания в новых ситуациях.
Слайд 18Оценка всегда субъективна.
Пятибалльная оценочная шкала представляет собой инструмент, которому не
хватает прочности.
Слайд 19Поиск оптимальной стратегии оценивания не является проблемой исключительно российского образования.
Слайд 20Безотметочное обучение
Шалва Александрович Амонашвили
Слайд 21Безотметочное обучение
Разработана система обучения в начальной школе, не предусматривает вообще
отметок.
Слайд 22Безотметочное обучение
Традиционное оценивание познавательной деятельности учеников, по его мнению Ш.А.
Амонашвили, ограниченно, бесполезно и даже вредно, потому что
дети начинают ловчить, чтобы получить хорошие отметки;
по отметкам судят об учениках, делят их на хороших и плохих;
отметки мешают сплачивать коллектив, так как чаще всего выражают единоличную волю учителя.
Слайд 23Безотметочное обучение
Подходы Ш.А. Амонашвили трудно использовать для решения проблемы отметки
в массовой школе в рамках традиционной авторитарной классно-урочной системы.
Слайд 24Безотметочное обучение
Рейтинговая система оценивания, предусматривает переход от констатирующего к накопительному
статусу баллов.
Слайд 25Безотметочное обучение
В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию
уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся.
Слайд 26Безотметочное обучение
Методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам.
Слайд 27Должна ли быть единообразной оценка в начальной, основной и средней школе,
а также предметам (русский язык и история; ИЗО, музыка и технология и др.)?
Слайд 28Безотметочное обучение
отсутствие официально действующих норм оценочной деятельности по физической культуре,
изобразительному искусству, музыке и технологии;
Слайд 29Безотметочное обучение
специфика данных учебных предметов;
рекомендации психологов, физиологов, медиков
Слайд 30"идеальную модель" школьной отметки
1. Оценка должна быть прозрачной, то есть ребенок
должен всегда понимать, почему ему поставили три, десять или двадцать пять. Учащимся должны быть заранее предъявлены «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий или критерии оценивания;
Слайд 31"идеальная модель" школьной отметки
2. Отметки должны восприниматься как совместный результат работы
учителя и ученика. Не "ты сделал плохо", а "мы с тобой что-то недоработали".
Слайд 32"идеальная модель" школьной отметки
3. Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого
учащегося и динамику его успехов в познавательной деятельности.
Слайд 33"идеальная модель" школьной отметки
4. Наличие различных объектов контроля и оценки
5. Система
оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
Слайд 34"идеальная модель" школьной отметки
6. Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся
к различным учащимся.
7. Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного процесса в школе.
Слайд 35"идеальная модель" школьной отметки
Вывод: выставляя ребенку отметку, не надо думать, как
я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.