Слайд 1Деятельностно-отношенческий подход в воспитании
« Каждый стоит столько, сколько стоит то, о
чем он хлопочет»
Марк Аврелий
Слайд 2« Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»
А. Дистервег
Слайд 3Теоретическое основание процесса воспитания- деятельностно - отношенческий подход в педагогике
Сущностной
характеристикой воспитанности является уровень проявляемых ею отношений к людям, предметам, явлениям
Воспитание -
организация деятельности, создающей условия для проявления воспитанниками отношений
Слайд 4 Вид деятельности
( игра, учение, труд)
Направленность
(преобразовательная или разрушительная, творческая или репродуктивная)
Содержание, назначение
( социально значимая или асоциальная)
Способ организации
( внешне или внутренне мотивированная)
Уровень организации (усложнение и развитие деятельности вместе с возрастающей активностью и развитием воспитанников)
Воспитательнаяценность деятельности
Слайд 5 Две стороны деятельности
Внешняя
( операционно – техническая
или процессуальная)
Что делает человек? Каким образом?
Внутренняя
( отношенческая, мотивационно- смысловая)
Ради чего, зачем, почему совершается деятельность? В какие отношения включается?
Слайд 6
Побуждения действовать
Основные компоненты отношений
Эмоции
Знания в определенной деятельности
Слайд 7Нравственное качество- стабилизированное отношение
( С. Л. Соловейчик)
Если ребенка высмеивают, он
становится замкнутым
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребенок живет в упреках, он привыкает жить с чувством вины
Слайд 8Если ребенок живет в терпимости, он учится принимать других
Если ребенка подбадривают,
он учится верить в себя
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым и честным
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей
Если ребенок живет в дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
Слайд 9Характер- это система закрепившихся в человеке положительных и отрицательных отношений
Перевоспитание-
это
корректировка
искаженных отношений
воспитанников к миру
педагогически ценными
отношениями
Слайд 10Сущность воспитательных отношений, воспитательной деятельности и общения
Воспитательными отношениями являются нравственно- ценные
стабилизированные отношения воспитанников к социальной среде, закрепляющиеся в лучших чертах характера
Воспитательная деятельность- деятельность педагога по последовательному развитию совокупности педагогически ценных отношений воспитанников к окружающему миру
Воспитательное общение- это диалогическое общение, способствующее осмыслению собственного отношения к миру и стимулирующее к взращиванию нравственных отношений. Под диалогом понимается взаимопроникновение позиций говорящих
Слайд 11Условия
успешности
работы воспитателя
Анализируя воспитательный результат, оценивать действия воспитанников и собственные
действия с позиции характера проявляемых отношений
Воспитатель должен быть не номенклатурным должностным лицом, а а истинным носителем социально ценных отношений
Чтобы влиять на характер воспитательных отношений, воспитатель должен быть сам включен в систему этих отношений
В центре внимания воспитателя должно быть создание перспективных условий для закрепления и развития педагогически ценных отношений
Создавать условия, при которых воспитанник охотно, без принуждения включается в деятельность
Слайд 12Осознание воспитанниками
основных ценностей жизни
Проявление воспитанниками значимых для них отношений,
усиление позитивных, корректировка негативных
Стабилизация позитивных отношений с целью закрепления их в социально- психологических свойствах личности
Реализация свойств личности в поведении и поступках
Включение воспитанников в совместную
внутренне мотивированную деятельность, в диалоговое общение, в совокупность социально-ценных отношений
Этапы организации воспитательной деятельности
Слайд 13Этапы организации совместной деятельности
Слайд 14Обеспечение механизмов саморегуляции
в воспитательной деятельности
Деятельность
Внешне
мотивированная
Внутренне
мотивированная
Задается,
регулируется.
оценивается
извне
Сам ставит,
организует
и направляет
деятельность,
Обеспечивая
самоконтроль
и самоанализ
Безынициативность
Активная позиция
Слайд 15Пути замены внешней мотивации деятельности на внутреннюю
Изменение оценочной деятельности педагога(индивидуальные эталоны)
Создание
ситуации успеха. Формирование мотивов достижения успеха.
Воспитание реалистичного уровня притязаний
Развитие навыков самоконтроля, самоанализа
Овладение рефлексивными способностями
Слайд 16Резюме: педагогу необходимо владеть психолого – педагогическими процедурами
Внутреннее осознание и принятие
цели предстоящей деятельности
Совместный выбор средств достижения цели
Применение индивидуальных эталонов в оценке труда детей, что будет способствовать воспитанию реалистического уровня притязаний
Создание ситуации успеха
Организация самоконтроля и самооценки результатов деятельности
Развитие рефлексивных механизмов при продвижении к достижению цели
Слайд 17Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
Основной задачей является обеспечение помощи воспитаннику
поддержки в
трудной работе по самостроительству
Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации « после события», чтобы учиться на собственном жизненном опыте
Слайд 181
2
3
4
6
5
7
8
9
Схема « Рефлексия»
1.Действие
2. Затруднение
3.Выход из действия
4.Реконструкция
произошедшего
5. Выявление причин
6.Проект коррекции
7.Возврат
в действие
8.Коррекция действия
3
7
8
Слайд 19Технология проведения
Осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения и ее внутреннее принятие
Наличие
необходимой информации по обсуждаемой проблеме с целью ее дальнейшего анализа
Внутренняя фиксация « Я- позиции» по обсуждаемому вопросу
Определение причины
« Я- позиции» и обозначение ситуации
Слайд 20
Внутреннее сравнение « Я –позиции» и общественно значимой нормы
Рефлексия всего события
Свободный
выбор нормы поведения как реальный результат внутренней работы над собой
Обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я позицию» с социальными нормами
Мониторинг изменений отношения воспитанников к обсуждаемому процессу
Слайд 21Правила
Нельзя уличать воспитанников в неискренности и нечестности
В критической ситуации действует инстинкт
самосохранения
Затем начинается работа мысли и чувства
Не следует давать оценку событиям
( хорошо, плохо, целесообразнее), важно включать воспитанников в самооценку на основе сравнения своего поведения с нормами жизнедеятельности
Слайд 22Воспитанник оценивает самого себя данный момент на основе уровня своей зрелости,
рефлекса самозащиты.
Нужно терпение, пока он не осознает, что требуют от него жизненные нормы
Слайд 23Не следует критиковать выбор позиции ребенка. Она может соответствовать позитивной норме,
а может быть иной. Негативное отношение к нормам жизни имеют единицы
Важно, чтобы воспитанники путем сопоставления противоположных точек зрения приходили к правильному выбору
Обсуждение ситуации или проблемы должно быть конкретным
Вместо слов «мы», « все»
должно звучать « я так думаю»
Слайд 24Технология индивидуальной педагогической поддержки
Реальная педагогическая поддержка при индивидуализированном воспитании
предполагает работу с внутренними психологическими механизмами, распознавание скрытых мотивов поведения воспитанников и работу с ними.
Слайд 25Педагогические принципы
Приоритет в решении проблем ребенка принадлежит самому ребенку
Роль педагога
заключается в создании условий для осознания проблемы и отыскивания способов выхода из ситуации
Безусловная поддержка осуществляется в случаях возникновения опасности
Для жизни и здоровья воспитанника, явного запроса с его стороны о помощи в учебе, здоровье, взаимоотношениях, а также при условии асоциального поведения детей
Педагог осуществляет защиту прав и интересов детей на всем пространстве школьной жизни
Педагог основывает свою деятельность на конфиденциальности
Слайд 26Содержание педагогической поддержки
Помощь воспитаннику в формулировании своей проблемы
Разработка вместе с ребенком
стратегии деятельности по ее решению
Слайд 27Резюме
Технология совместного творческого воспитания
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
Технология индивидуальной педагогической поддержки
позволяют реализовать
деятельностно-отношенческий подход в воспитании
Слайд 28Литература
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989.
Ксензова
Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Педагогика; под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Энциклопедия коллективных творческих дел. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.