Тема урока
Природа – бесценный дар.
Ходжашева З.Б.
Слайд 2
Урок 20 Природа – бесценный дар
Цель: углублять представление о ценности природы
для человека и роли человека в сохранении богатств природы.
Задачи:
– раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы;
– развитие эмоционально-чувственного восприятия природы;
– воспитание заботливого и бережного отношения к природе.
Наталья Бромлей
«ДЛЯ ВСЕХ»
Мы бродили по полям,
По лесам бродили
И делили пополам
Всё, что находили.
Тебе – цветок!
И мне цветок!
Тебе грибок!
И мне грибок!
Речку мы делить не стали,
Острова делить не стали,
Словно маленький орех,
Ведь леса, поля и дали –
Всё для всех!
Слайд 4Проверка домашнего задания
Задание 1. Нарисуйте свой любимый уголок природы. Расскажите о
нем так, чтобы там захотелось побывать вашим одноклассникам.
(в тетради стр.77)
Слайд 5Задание
Прочитайте отрывок из рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приёмыш» и объясните, почему Тарас
не считает себя одиноким в лесу?
Тарас жил на озере уже сорок лет. Когда-то у него была и семья и дом, а теперь он жил бобылём.
– Не скучно тебе, дедушка, жить одному-то в лесу?
– Одному? Тоже и скажет…тут и птица всякая, и рыбка, и травка. Конечно, они говорить не умеют, да я-то понимаю всё. У всякой свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыбка плавает в воде или птица по лесу летает! Нет, у них заботы не меньше нашего…
Слайд 6
Цитата урока
.
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее
законам.
Михаил Пришвин
Русский писатель
(1873 г. - 1954 г.)
Слайд 7Чтение
* * *
Юрий Дмитриев
Однажды, бродя по тайге, я услышал выстрел.
Я
пошёл на выстрел и скоро очутился на опушке. Невдалеке тускло поблескивало глубокое таёжное озеро. Почти на самом краю стоял мальчишка моих лет и растерянно смотрел на большую серо-белую птицу, бившуюся на земле. Увидав меня, парнишка принял позу бывалого охотника и сказал:
– Вот, гуся подстрелил.
– А он… ещё живой? – спросил я, стараясь не глядеть на птицу.
Хоть я всё время думал об охоте, но, честно говоря, даже не представлял себе, как буду стрелять в зверей и птиц, как буду поднимать окровавленные тушки. И уж совсем не представлял, что стану делать с птицей или зверем, если они будут ранены.
– Он ещё живой? – опять спросил я.
– Да, живой, – небрежно ответил парнишка, подходя к птице. – Подранок.
Потом-то я понял, что мальчишка был неопытным охотником. Иначе он не подошёл бы к раненому гусю. Ведь удар крыла или клюва этой птицы может убить лису, оглушить волка. Но мальчишка не только подошёл к раненому гусю – он поднял гуся, и птица у него в руках вдруг затихла. Мы сразу увидели, что у гуся перебито крыло.
– Он у меня будет подсадной. Тут много гусей пролетает. Только высоко все. А этот поможет, – сказал охотник.
Он передал мне гуся, достал из кармана тоненькую верёвочку, привязал один конец к ноге птицы, отыскал коротенький сучок и привязал к нему другой конец. Потом воткнул сучок в землю, вбил его поглубже каблуком и велел мне отпустить гуся на землю.
Птица, видимо, уже пришла немного в себя и, очутившись на земле, медленно встала на ноги. Оглядевшись, она сначала нерешительно, а затем всё быстрее и быстрее побежала по полянке, волоча за собой перебитое крыло. Но вот бечёвка натянулась, и птица, сделав ещё шаг, упала…
– Ничего, – самоуверенно сказал парнишка, – сейчас отлежится немножко и будет мне помогать. Вот посмотришь, как у нас идёт охота. Стреляешь ты влёт хорошо?
Я ничего не ответил, мучительно думая, как заполучить раненую птицу. Я готов был отдать за неё что угодно…
Слайд 8
– Прячься! – вдруг громко прошептал мой знакомый. – Скорее вон
за тот куст. Слышишь?
Я прислушался и услышал характерный посвист, будто кто-то сильно взмахивает тонкими, гибкими прутьями. Это летели гуси, своими могучими крыльями рассекая воздух.
Раненая птица тоже услышала посвист… И вот из-за верхушек деревьев появилась стая гусей. Наш гусь тотчас же издал громкий трубный звук, и стая, будто наткнувшись на невидимый барьер, какое-то мгновение неподвижно висела в воздухе, а потом начала быстро снижаться. Из-за куста мне было видно, как напрягся мальчишка, как поднял ружьё. Я на секунду перевёл взгляд на раненую птицу. Она рванулась, взмахнула крыльями, вернее, одним крылом – второе, перебитое, так и осталось беспомощно висеть, – подпрыгнула и вдруг тяжело упала на землю. Но стая продолжала снижаться. Вот-вот грянет выстрел… И вдруг гусь, будто что-то поняв, снова поднял голову и издал короткий резкий крик. Он крикнул лишь один раз и распластался на земле, вытянув шею и бессильно закрыв глаза. Я посмотрел вверх. Снижающиеся гуси будто снова наткнулись на невидимую преграду – остановились в воздухе и через несколько минут были далеко, над озером.
Я вышел из-за куста.
– Он их предупредил, – сказал мой новый знакомый почему-то шёпотом. – Предупредил, - повторил он. – Вот ведь… Позвал. А когда понял: не улететь ему, предупредил. Как ты думаешь?
Ничего не ответив, я вытащил колышек из земли, взял на руки раненую птицу и решительно направился в сторону города. Может быть, это было нехорошо – ведь гуся подстрелил этот парнишка, – но тогда я об этом не думал: мне хотелось во что бы то ни стало спасти птицу!
У самого города парнишка догнал меня, и мы пошли рядом. Я думал, он хочет отобрать у меня гуся, но парень только сказал:
– Если выживет… отпусти. Ладно?
Слайд 9
Как вы оцениваете поведение горе-охотника?
В чём проявилась мудрость птицы?
Чему учит этот
рассказ?
Придумайте название рассказа, в котором отразилась бы его главная мысль.
Слайд 10Размышление над ситуацией
- В воскресный день ребята всем классом решили пойти
в лес. Они увидели много интересного и неожиданного. Помогите им правильно поступить в сложившихся ситуациях.
А. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратных шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а затем унесла домой.
Б. Ребята увидели в траве птенца, не умеющего летать. От страха он отчаянно пищал. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
В. Неожиданно прямо перед ребятами появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будешь»,- довольно сказал он.
Слайд 11Пожалейте рябину!
О. Богданова, О.Калинина
Леночка вбежала в комнату.
–
Смотри, что я тебе принесла! – в руках моей маленькой соседки полыхали гроздья ярко-красной рябины.
– Зачем ты это сделала? – расстроилась я. – Они постоят немножко и завянут. А птицам зимой есть будет нечего.
– Им и так есть будет нечего, – сказала Леночка. – Посмотри! – И потащила меня на балкон. Внизу у тонких увешанных гроздьями рябин бегали мальчишки. Они ловко отламывали тяжёлые кисти и «заряжали» ягодами свои щёки. Узкие трубочки направляли «заряд» прямо в «противника». – Видишь?
– Вижу, – расстроилась я. – А ну-ка давай с ними поговорим. Мы выбежали на улицу. – Вы зачем рябину обрываете? – обратилась я к ребятам.
– Ну и что? – с усмешкой ответил один, а остальные опасливо отступили.
– А то… – попыталась я продолжить разговор, но мальчики, сверкая подмётками, бросились врассыпную.
– Видишь! – ещё раз повторила Леночка.
Мне стало очень грустно. Теперь прохожие будут топтать ногами эти ягоды. А они так нужны и нам, людям, и нашим пернатым друзьям. Ведь рябина – ценное лекарственное сырьё. Для птиц – это питательный корм. Без него они пропадут зимой. Как же можно не задумываться над этим?
Слайд 12Творческое задание
- Защищая природу, человек защищает себя. Кто в детстве спас
птенца, выпавшего из гнезда, не дал разорить муравейник, во взрослой жизни тоже будет защищать все живое, не позволит рубить ель в парке для празднования Нового года, не нарушит тишину и чистоту заповедных лесов и озер.
Сегодня природа нуждается в защите и заботе.
Слайд 14Резюме
Природа постоянно присутствует в жизни человека, влияет на его состояние,
является для него источником живительных сил. В то же время природа сама чутко реагирует на отношение к ней. Человек, понимающий и чувствующий природу, получает в руки бесценный дар.
Слайд 15Домашнее задание
Творческая деятельность
Напишите сценарий телевизионной передачи «Услышать природу», используя рекомендации в
учебнике(стр.108).С этой целью:
разработайте вопросы интервью по данной теме с известными людьми вашего города, аула;
возьмите интервью у жителей вашего населенного пункта о судьбе природы в вашем районе;
соберите фотографии о природе и смонтируйте фотоколлаж или откройте фотовыставку.
(в тетради стр.83, задание 5.)