Слайд 1Русская философия
XIX - XX века
«Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик
любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить царство Божье»
Н. Бердяев
Слайд 2План изучения темы:
Особенности и характерные черты русской философии.
Периодизация русской философиии.
Характеристика
основных идей русских философов.
Слайд 3На формирование и развитие русской философии оказали влияние:
православная религия,
острота социального
вопроса в стране,
особенности геокультурного
расположения России в мире,
национальное самосознание
и другие обстоятельства.
Слайд 4Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и
целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.
Предметом русской философии является «русская идея» (размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории).
Слайд 5Характерные черты и предмет русской философии
Проблема человека;
Космизм
(восприятие космоса как единого целостного организма);
мораль и нравственность;
Спор русской интеллигенции в середине XIX века между славянофилами и западниками);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.
Слайд 6Период Киевской Руси
Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих
отцов церкви, византийских богословов.
Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского
митрополита Иллариона
«Слово о законе и благодати» XI век
Слайд 7«Слово о законе и благодати»
Учение о смене в мировой истории ветхозаветной
эпохи закона эпохой благодати.
О нравственной ответственности человека
О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
Слайд 8Период Московского царства
«Москва – третий Рим»
Взгляд на московское государство как наследника
исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея:
«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»
Из обращения Филофея
к великому князю Василию III.
Слайд 9XVII век – обособление философии от богословия.
Начало преподавания философских курсов в
учебных заведениях нового типа :
Киево-Могилянской академии и
Славяно-греко-латинской академии
Слайд 10XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра».
Ф.Прокопович
В.Татищев
И.Посошков
А.Кантемир
Слайд 11Феофан Прокопович
Был одним из первых в России философов – деистов (природа,
созданная Богом, затем начинает самостоятельное развитие);
Развитие практических наук надо поощрять.
Слайд 12В.Н.Татищев
«История Российская с самых древнейших времен».
Стремление подняться над фактологическим изложением
событий;
Основой общественных изменений считал «силу человеческого разума»;
Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.
Слайд 13А.Кантемир –
автор философско-сатирических стихов и притч.
Особое внимание уделял проблемам
нравственности – «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.
Слайд 14Век Просвещения (XVIII в.):
М.В.Ломоносов
Центром философской мысли становится Московский университет
Философский факультет
должен быть обязательной
2-х годичной начальной ступенью.
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Слайд 15
М.В.Ломоносов
Заложил основу материалистической традиции.
Придерживался идей и принципов античного атомизма.
Материальным телам присуще
движение - вращательное, поступательное и колебательное.
Слайд 16Философские искания XIX века
П. Чаадаев стоял у истоков западничества
«Философические письма»
Основные идеи:
Россию
спасет лишь сближение с Западом.
Революционное движение пагубно для России.
Слайд 17ЗАПАДНИКИ.
Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны
по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя.
Главные представители:
А. И. Герцен.,
Т. Н. Грановский,
К. Д. Кавелин,
П. Я. Чаадаев и др.
Слайд 18СЛАВЯНОФИЛЫ
выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России,
усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам.
Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п.
Главные представители:
И. С. и К. С. Аксаковы,
И. В. и П. В. Киреевские,
А. С. Хомяков и др.
Слайд 19Религиозная философия:
B.C. Соловьев (1853 – 1900гг)
«философия всеединства»
(мировая целостность и гармония);
мир создан Творцом, динамичен и
непрерывно развивается;
идеал общественного устройства –
свободная теократия;
мысль о свободе и бессмертии
человека, его высоком космическом
призвании (богочеловек).
Слайд 20Исходное понятие его учения –
категория всеединства : смысл существования всего
живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом
Слайд 21Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы);
запад (эгоизм),
а примирить их крайности должна третья сила – Россия.
Слайд 22Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и
в литературе
Л.Н. Толстой
(1828-1910)
Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия. Проповедь непротивления злу насилием.
Слайд 23Ф.М. Достоевский
(1821-1881)
В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник
и учитель.
В речи на открытии памятника Пушкину в Москве (1880) он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, которому необходимо «всемирное счастье».
Слайд 24Роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека».
Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель — приговор миру.
Роман «Преступление и наказание». Нравственная драма Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона. Крах попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.
Слайд 25Цивилизационный путь России :
продолжение споров
Н.А.Бердяев
С.Н.Булгаков
П.А.Флоренский
Слайд 26В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России (XXвек)
Евразийство
– одно из философских течений 20-го века;
Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир;
Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов);
Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.
Слайд 27Николай Александрович Бердяев
(1874 — 1948)
наиболее крупный представитель русской идеалистической
философии ХХ в.
Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”.
Противоположность между духом и природой является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект.
Слайд 28По мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но
зависит от воли субъекта: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом.
Слайд 29Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это
способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории.
Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы
Слайд 30Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по
его мнению, не была сотворена Богом. вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
Он выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая обусловливает гордыню духа, что в результате приводит к рабству личности в обществе, где человек должен следовать моральным нормам , тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
Слайд 31Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и
Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания.
Слайд 32Н. А. Бердяев - наиболее яркий представитель русского экзистенциализма. В начале
своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях . Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.
Слайд 33Религиозная философия:
Лев Шестов
Тайна бытия постижима лишь в человеческом существовании;
источник философии
– человеческая трагедия, ужасы («ф. трагедии»);
философия и наука - несовместимы;
задача человека – вновь обрести свободу.
Слайд 34ЛОСЕВ Алексей Федорович
[1893-1988],
русский философ, историк философии и эстетики, филолог.
«Философия имени». Для Лосева имя было особым местом встречи «смысла» предметного бытия. Все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла.
Слайд 35Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая
«эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.