Презентация, доклад к уроку Русская философия

Содержание

План изучения темы:Особенности и характерные черты русской философии.Периодизация русской философиии. Характеристика основных идей русских философов.

Слайд 1Русская философия XIX - XX века
«Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик

любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить царство Божье»
Н. Бердяев
Русская философия XIX - XX века «Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского

Слайд 2План изучения темы:
Особенности и характерные черты русской философии.
Периодизация русской философиии.
Характеристика

основных идей русских философов.
План изучения темы:Особенности и характерные черты русской философии.Периодизация русской философиии. Характеристика основных идей русских философов.

Слайд 3На формирование и развитие русской философии оказали влияние:
православная религия,
острота социального


вопроса в стране,
особенности геокультурного
расположения России в мире,
национальное самосознание
и другие обстоятельства.
На формирование и развитие русской философии оказали влияние:православная религия, острота социального вопроса в стране,особенности геокультурного расположения России

Слайд 4Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и

целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии. Предметом русской философии является «русская идея» (размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории).
Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не

Слайд 5Характерные черты и предмет русской философии
Проблема человека;
Космизм

(восприятие космоса как единого целостного организма);
мораль и нравственность;
Спор русской интеллигенции в середине XIX века между славянофилами и западниками);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.

Характерные черты и предмет русской     философииПроблема человека;Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);мораль

Слайд 6Период Киевской Руси
Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих

отцов церкви, византийских богословов.
Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского
митрополита Иллариона
«Слово о законе и благодати» XI век

Период Киевской РусиВместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов.Попыткой продолжить богословские

Слайд 7«Слово о законе и благодати»
Учение о смене в мировой истории ветхозаветной

эпохи закона эпохой благодати.
О нравственной ответственности человека
О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
«Слово о законе и благодати»Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати.О нравственной ответственности

Слайд 8Период Московского царства «Москва – третий Рим»
Взгляд на московское государство как наследника

исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея:

«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»

Из обращения Филофея
к великому князю Василию III.

Период Московского царства «Москва – третий Рим»Взгляд на московское государство как наследника исторической роли Византии. Идея выражена

Слайд 9XVII век – обособление философии от богословия.
Начало преподавания философских курсов в

учебных заведениях нового типа :
Киево-Могилянской академии и
Славяно-греко-латинской академии
XVII век – обособление философии от богословия.Начало преподавания философских курсов в учебных заведениях нового типа : Киево-Могилянской

Слайд 10XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра».
Ф.Прокопович
В.Татищев
И.Посошков
А.Кантемир

XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра».Ф.ПрокоповичВ.ТатищевИ.ПосошковА.Кантемир

Слайд 11Феофан Прокопович
Был одним из первых в России философов – деистов (природа,

созданная Богом, затем начинает самостоятельное развитие);
Развитие практических наук надо поощрять.
Феофан ПрокоповичБыл одним из первых в России философов – деистов (природа, созданная Богом, затем начинает самостоятельное развитие);Развитие

Слайд 12В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен».
Стремление подняться над фактологическим изложением

событий;
Основой общественных изменений считал «силу человеческого разума»;
Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.
В.Н.Татищев  «История Российская с самых древнейших времен».Стремление подняться над фактологическим изложением событий;Основой общественных изменений считал «силу

Слайд 13А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч.
Особое внимание уделял проблемам

нравственности – «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.
А.Кантемир –  автор философско-сатирических стихов и притч.  Особое внимание уделял проблемам нравственности – «я в

Слайд 14Век Просвещения (XVIII в.):
М.В.Ломоносов
Центром философской мысли становится Московский университет
Философский факультет

должен быть обязательной
2-х годичной начальной ступенью.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Век Просвещения (XVIII в.):  М.В.ЛомоносовЦентром философской мысли становится Московский университетФилософский факультет должен быть обязательной 2-х годичной

Слайд 15 М.В.Ломоносов
Заложил основу материалистической традиции.
Придерживался идей и принципов античного атомизма.
Материальным телам присуще

движение - вращательное, поступательное и колебательное.
М.В.ЛомоносовЗаложил основу материалистической традиции.Придерживался идей и принципов античного атомизма.Материальным телам присуще движение - вращательное, поступательное и

Слайд 16Философские искания XIX века
П. Чаадаев стоял у истоков западничества
«Философические письма»
Основные идеи:
Россию

спасет лишь сближение с Западом.
Революционное движение пагубно для России.

Философские искания XIX векаП. Чаадаев стоял у истоков западничества«Философические письма»Основные идеи:Россию спасет лишь сближение с Западом.Революционное движение

Слайд 17ЗАПАДНИКИ.
Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны

по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя.
Главные представители:
А. И. Герцен.,
Т. Н. Грановский,
К. Д. Кавелин,
П. Я. Чаадаев и др.

ЗАПАДНИКИ. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и

Слайд 18СЛАВЯНОФИЛЫ
выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России,

усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам.
Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п.

Главные представители:
И. С. и К. С. Аксаковы,
И. В. и П. В. Киреевские,
А. С. Хомяков и др.

СЛАВЯНОФИЛЫвыступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы

Слайд 19Религиозная философия: B.C. Соловьев (1853 – 1900гг)
«философия всеединства»
(мировая целостность и гармония);


мир создан Творцом, динамичен и
непрерывно развивается;
идеал общественного устройства –
свободная теократия;
мысль о свободе и бессмертии
человека, его высоком космическом
призвании (богочеловек).

Религиозная философия:  B.C. Соловьев (1853 – 1900гг)«философия всеединства»(мировая целостность и гармония); мир создан Творцом, динамичен инепрерывно

Слайд 20Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования всего

живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом
Исходное понятие его учения –  категория всеединства : смысл существования всего живого на Земле – стремление

Слайд 21Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы);


запад (эгоизм),
а примирить их крайности должна третья сила – Россия.
Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы); запад (эгоизм), а примирить их крайности

Слайд 22Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и

в литературе

Л.Н. Толстой
(1828-1910)

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия. Проповедь непротивления злу насилием.

Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в литературеЛ.Н. Толстой(1828-1910)Социальная декларация Толстого опирается

Слайд 23Ф.М. Достоевский
(1821-1881)
В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник

и учитель. В речи на открытии памятника Пушкину в Москве (1880) он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, которому необходимо «всемирное счастье».
Ф.М. Достоевский(1821-1881)В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель.  В речи на

Слайд 24Роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека».

Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель — приговор миру.
Роман «Преступление и наказание». Нравственная драма Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона. Крах попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.

Роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь

Слайд 25Цивилизационный путь России : продолжение споров
Н.А.Бердяев
С.Н.Булгаков
П.А.Флоренский

Цивилизационный путь России :   продолжение споровН.А.БердяевС.Н.БулгаковП.А.Флоренский

Слайд 26В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России (XXвек)
Евразийство

– одно из философских течений 20-го века;
Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир;
Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов);
Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.
В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России (XXвек) Евразийство – одно из философских течений 20-го

Слайд 27Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948)
наиболее крупный представитель русской идеалистической


философии ХХ в.
Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”.

Противоположность между духом и природой является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект.

Николай Александрович Бердяев  (1874 — 1948)  наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.Сам Бердяев

Слайд 28По мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но

зависит от воли субъекта: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом.
По мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта: “Я не

Слайд 29Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это

способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории.

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет

Слайд 30Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по

его мнению, не была сотворена Богом. вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Он выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая обусловливает гордыню духа, что в результате приводит к рабству личности в обществе, где человек должен следовать моральным нормам , тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом.

Слайд 31Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и

Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания.
Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение

Слайд 32Н. А. Бердяев - наиболее яркий представитель русского экзистенциализма. В начале

своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях . Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.
Н. А. Бердяев - наиболее яркий представитель русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов,

Слайд 33Религиозная философия: Лев Шестов
Тайна бытия постижима лишь в человеческом существовании;
источник философии

– человеческая трагедия, ужасы («ф. трагедии»);
философия и наука - несовместимы;
задача человека – вновь обрести свободу.
Религиозная философия:  Лев ШестовТайна бытия постижима лишь в человеческом существовании;источник философии – человеческая трагедия, ужасы («ф.

Слайд 34ЛОСЕВ Алексей Федорович [1893-1988], русский философ, историк философии и эстетики, филолог.

«Философия имени». Для Лосева имя было особым местом встречи «смысла» предметного бытия. Все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла.
ЛОСЕВ Алексей Федорович  [1893-1988],  русский философ, историк философии и эстетики, филолог.  «Философия имени». Для

Слайд 35Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая

«эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.

Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть