Слайд 21. Эвфемизм
Эвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и
эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, которое используется для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.
Слайд 3Примеры эвфемизмов
Религиозные эвфемизмы
Чтобы обойти табу на прямое употребление
имени дьявола, раньше применяли такие эвфемизмы как шут, рогатый, лукавый, нечистый и др.
Социальнозначимые эвфемизмы
В документах, сообщениях средств массовой информации, часто используются эвфемизмы, изменяющие эмоциональную окраску сообщения. Например:
негр (американский) → «афроамериканец»,
инвалид → «лицо с ограниченными возможностями», тюрьма → «места лишения свободы» или «места не столь отдалённые».
Аналогичное происхождение имеет термин «лицо кавказской национальности», применявшийся для обозначения лиц неопределённой этнической группы
Слайд 4Примеры эвфемизмов
Названия малопрестижных работ тоже получают эвфемизмы:
курьер → «экспедитор»,
секретарь
→ «офис-менеджер», «ассистент»,
уборщик помещений → «клининг-менеджер», «оператор профессиональной уборки»,
охранник → «специалист по разрешению конфликтных ситуаций».
Такое переименование, приводящее к большому числу должностей с названиями «менеджер», характеризует шутка: «дворник — менеджер по внешней экологии» , «грузчик — менеджер логистики».
Слайд 5Примеры эвфемизмов
Профессиональные эвфемизмы
У людей, чьи профессии сопряжены с риском,
существуют суеверные табу на некоторые слова. Например, лётчики, парашютисты, артисты цирка избегают употреблять слово «последний». Оно заменяется на «крайний» (или «ещё раз», непосредственно в цирке принято говорить «заключительный» или «на бис») — например, «крайний полёт».
Также стараются избегать слова «смерть», заменяя его на «костлявая», «безносая», «эта, с косой».
Слайд 62. Анахронизм
Анахронизм – нарушение хронологии при использовании слов, относящихся к разным
эпохам.
Слайд 7Найди анахронизм
1. Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего существования, устраивали митинги.
2.
Анна Керн – это девушка Пушкина.
Слайд 8Найди анахронизм
1. Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего существования, устраивали митинги.
Слово митинг появилось значительно позднее, и его использование по отношению к средневековым крестьянам неуместно.
2. Анна Керн – это девушка Пушкина.
Слайд 93. Алогизм
Алогизм -
(от греч. а- — не-, без-
+ logismos — разум, рассуждение).
-- Нечто нелогичное, противоречащее логике.
-- Сопоставление несопоставимых понятий.
Слайд 10Пример алогизма
Одним из представителей нравственных проблем является Солженицын.
Гарантируем полное излечение алкоголиков
и других заболеваний (рекламное объявление)
Слайд 114. Ошибки в употреблении синонимов
Синонимы – слова, близкие по значению.
Кушать, есть,
трапезничать
Супруга, жена
При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами.
Слайд 12Исправьте ошибки!
Вчера мне было печально.
Прибыл французский посол с женой.
Ешьте, пожалуйста.
Слайд 135. Ошибки в употреблении паронимов.
Паронимы – это однокоренные слова, близкие
по звучанию, но различные по значению.
Например: адресат – адресант, советник – советчик;
болотный – болотистый.
Слайд 14Пример:
Человек ведет праздничную жизнь.
У меня сегодня праздное настроение.
Праздный
и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное:
праздничный - прилагательное от слова праздник (праздничный ужин, праздничное настроение) ;
праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь) . Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.
Слайд 15Одеть или надеть?
Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница
глаголов надеть – одеть.
Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка).
Именно поэтому некорректной будет фраза:
Я одел пальто и вышел на улицу;
правильно: Я надел пальто и вышел на улицу.
Слайд 16Запомните!
Надеть (надевать) можно что-то на кого-то (или на что-то). Надела платье
на себя, галстук на любимого, новую панель на новый айфон.
Если между глаголом и тем, что вы собираетесь куда-либо водрузить, натянуть, напялить, надвинуть, можно употребить (фактически или в воображении) предлог «на» — выбирайте «надеть». Надеть на ребенка куртку.
Одеть (одевать) можно кого-либо во что-либо. Пока ребенок одевал кукол, я одела ребенка в гамаши.
Слайд 17Надеть – на кого? что? ( на себя шляпу,)
Одеть – кого?
во что? (ребёнка)
Слайд 20Упражнение 1.
С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.
Диктат – диктант;
демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.
Слайд 21Упражнение 2.
Употребите паронимы в сочетании с прилагатель-ными и существительными, данными
в скобках.
1. Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);
2. абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);
3. дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);
4. описка – отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);
5. советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);
Слайд 226. кожный – кожаный (портфель, заболевание);
7. классный – классовый (характер,
руководитель, строй);
8. удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция);
9. расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система);
10. экономичный – экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);
11. нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);
Слайд 23Упражнение 3.
Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках.
В мальчике
проснулся (ярый, яростный) рыболов.
Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
(Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания!
На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.
В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.
Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).
Слайд 24Упражнение 4.
Дайте оценку употреблению выделенных слов.
В случае неправильного использования слова исправьте предложения.
1. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.
2. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.
3. Декада французской музыки продлится две недели.
4. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.
5. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.
6. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.
Слайд 25Упражнение 5
В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.
В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
В стране идёт восстановление разрухи.
Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.
Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.
Слайд 266. Ошибки в употреблении омонимов
Омонимы – это слова, которые звучат и
пишутся одинаково, но имеют разное значение.
Ср.: брак – супружество и брак – испорченная продукция.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Слайд 27Пример
Например, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусмысленной, поскольку
она не позволяет понять, о чём идёт речь – о повозке (У ворот дома остановился новенький экипаж) или о команде (Экипаж корабля чувствует себя хорошо).
Слайд 28Также двусмысленной является фраза:
«Я экскурсии вожу», поскольку её
можно понять двояко: говорящий водит экскурсии – говорящий возит экскурсии.
Слайд 297. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Многозначные слова – это слова,
имеющие несколько значений.
Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово.
Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
Слайд 30Пример
Например, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусмысленно, поскольку
остаётся неясным, то ли профессор – опасный маньяк, то ли – просто очень строгий преподаватель.
Слайд 31При употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, речевая недостаточность нередко
вызывает неясность высказывания.
Например: Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. Неуместный каламбур (можно прийти к заключению, что наша спортсменка отставала от соперницы в интеллектуальном развитии) возник вследствие речевой недостаточности и употребления многозначного слова: следовало уточнить шахматный термин – развитие партии.
Подобного рода двусмысленность нередко возникает в устной разговорной и публичной речи.
Ср.: реплика покупателя у кассы в продуктовом магазине: Выбейте мне мозги;
призыв политика в телепередаче: Пора ликвидировать нынешнее руководство отраслью.
Внимательное отношение к слову и к контексту, в котором оно употреблено, поможет избежать подобного рода ошибок.
Слайд 33Упражнение 6.
Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следующих
предложениях.
После тяжёлого приступа больной начал отходить.
Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения.
Врач обошёл седьмую палату.
Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
Сейчас судьи вынесут очки.
Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов.
Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия информации.
За год учёбы мы потеряли шесть студентов.
Кресла в зале обделаны красным бархатом.
Продавца можно подобрать и в своём посёлке.
Слайд 34Упражнение 7.
Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив
неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.
Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году.
Защита команды явно хромает.
Коллектив электростанции обязался работать в этом году с бо́льшим напряжением.
Руками молодёжи нашего района посажены сотни деревьев, разбиты десятки клумб.
Вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром.
На базе исследований нашей лаборатории строится металлургический завод.
Билет годен только для помывки в бане одного лица.
Слайд 35На одного оператора падает 51 корова.
Окна так и остались
бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке.
Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.
Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.
Продаются крылья для «Москвича».
Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти четыре личные головы.
Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.
Слайд 368. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
При выборе слова следует учитывать
не только его значение, но и лексическую сочетаемость.
Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом.
Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:
А как правильно?
не смыкать взгляда
уютное впечатление
встреча созвана
повысить кругозор
Слайд 37не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);
уютное впечатление (правильно:
приятное впечатление; впечатление уюта);
встреча созвана (правильно: встреча состоялась);
повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).
Слайд 38Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в
одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Какую ошибку содержит фраза?
Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
Слайд 39Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в
одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Какую ошибку содержит фраза?
Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
Слайд 40Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
В ситуации застолья
у нас традиционно используются два словосочетания:
В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
поднять бокал,
произнести тост.
Слайд 41Запомните!
Играет роль,
Имеет значение.
Придать значение,
Оказать(уделить ) внимание.
Расширить кругозор,
Увеличить словарный запас
Заплатить за проезд,
Оплатить
проезд
Слайд 42Запомните!
Поднять уровень;
Улучшить качество.
Слайд 43
Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по
значению слов, даже синонимов.
Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.
Слайд 44Упражнение 8.
Объясните, почему выделенные сочетания являются ошибочными.
1. Особое внимание губернатор
обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи.
Слайд 45Упражнение 9.
Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
О
победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов.
5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах.
Слайд 469. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан.
10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 13. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня.
14. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 15. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 16. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 17. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.
Слайд 479. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
Фразеологизмы – устойчивые словосочетания.
(Куры не
клюют, сесть в галошу, довести до белого каленья.)
Виды ошибок:
Лексическое видоизменение фразеологизма, изменение грамматической формы фразеологизма, изменение порядка слов.
Нельзя сказать «Это легче пареной репы».
Слайд 48Упражнение 10.
Найдите речевые ошибки. Отредактируйте предложения. Фразеологизмы подчеркните .
1. Не
за горой тот день, когда мы окончим школу;
2. Он в таких делах съел собаку.
3. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит.
4. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу.
5. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне.
Слайд 49http://www.licey.net/russian/culture/upr64
Спасибо за внимание!
www.licey.net/russian/culture/6_6