Презентация, доклад к уроку по Истории и культуре народов Марий Эл Марийская вышивка

Содержание

МаритÿрВышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением одежды. Многие элементы народного костюма - рубахи, кафтаны, головные уборы, передники, поясные подвески - украшались сложной и богатой вышивкой. Для вышивания марийки использовали иголки (име),

Слайд 1Маритÿр
Марийская вышивка
О женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно,
А

вышивать умели
Так давно.

МаритÿрМарийская вышивкаО женщины марийские!Как славноРасшито вами жизни полотно.Писать мы научилисьТак недавно,А вышивать умелиТак давно.

Слайд 2Маритÿр
Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением

одежды. Многие элементы народного костюма - рубахи, кафтаны, головные уборы, передники, поясные подвески - украшались сложной и богатой вышивкой. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр мете), к которой прикреплялась ткань.













И.Степанова

МаритÿрВышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением одежды. Многие элементы народного костюма -

Слайд 3Маритÿр
Традиционная вышивка выполнялась по счету нитей. Техника ее имела несколько вариантов:
«роспись»

(пушкыл тÿр) - двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками;
«косой стежок» (темышан, умбачкерыштыш) - он использовался для заполнения орнаменталь­ных узоров, предварительно очерченных швом;
«счетная гладь» (темыш тÿр, керыштыш темышан) - его вышивали по счету нитей ткани без контура;
шов «набор» (умбачкерыштыш, керыштыш) -он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной.
МаритÿрТрадиционная вышивка выполнялась по счету нитей. Техника ее имела несколько вариантов:«роспись» (пушкыл тÿр) - двусторонний шов, рисующий

Слайд 4Маритÿр
Основными мотивами в орнаменте были следующие:
геометрический - изображение комбинаций различных

геометрических фигур;
зооморфный и антропоморфный - воспроизведение стилизованных фигур животных, птиц, человека;
растительный - изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т. д.
МаритÿрОсновными мотивами в орнаменте были следующие: геометрический - изображение комбинаций различных геометрических фигур; зооморфный и антропоморфный -

Слайд 5
Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами края. Еще до

1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году вышитые марийские изделия получили второй приз.
Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на

Слайд 6
После этой выставки вышивка мариек стала очень популярной.
Она скупалась у

них за бесценок в большом количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние поставляли их за границу.. Таким образом, вышитые изделия марийских мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках.

После этой выставки вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у них за бесценок в большом количестве.

Слайд 7Маритÿр
Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких домашних женских занятий.

Мастерству вышивки девочку начинали обучать с 8-10 лет, а с 12 лет она начинала готовить себе одежду для замужества. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое.
МаритÿрВышивка костюма относится к одному из самых трудоемких домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с

Слайд 8Маритÿр
Умение хорошо вышивать считалось одним из основных качеств, необходимых марийской девушке-невесте.

Девушек , не умевших вышивать, считали совершенно не пригодными для семейной жизни. Таких девушек называли «совияк», «тöка», «сокыр» и насмешливо говорили, что «у неё иголка без ушка»( тудын имыже вожин) или «у неё иголка в подполье» ( тудын имеже пöртйымалне).

МаритÿрУмение хорошо вышивать считалось одним из основных качеств, необходимых марийской девушке-невесте. Девушек , не умевших вышивать, считали

Слайд 9Маритÿр
Древние женщины находили возможность выражать свои мысли, пожелания посредством вышивки. Тщательно

продумывали орнаменты, композиции узоров и мелкими стежками вышивали то, о чем мечтали. Владея информацией о значении орнаментальных мотивов, марийскую вышивку можно читать как открытую книгу.
МаритÿрДревние женщины находили возможность выражать свои мысли, пожелания посредством вышивки. Тщательно продумывали орнаменты, композиции узоров и мелкими

Слайд 10Маритÿр
Например, линией «косая стежка» женщина вышивала берега реки, в виде зигзага -

саму речку, она течет, извивается. Вышивая, женщина думала, пусть моя жизнь течет также спокойно, как эта река. Птица считалась воплощением света и жизни, изображение дерева жизни, двух птиц или двух животных служило знаком семьи. Лошадь символизировала благосостояние. Изображения лебедей выдают заветные мечты о красоте, любви и верности. Изображение головы барана, рогов оберегали от зла и болезней. Олень, оленьи рога символизируют удачу.
В качестве основных нитей использовали красный и черный цвета, это говорило о наличии в мире сил добра и зла.
МаритÿрНапример, линией «косая стежка» женщина вышивала берега реки, в виде зигзага - саму речку, она течет, извивается.

Слайд 12Одежда, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь

она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Одежда, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать,

Слайд 13Маритÿр -оберег
Вышитые символы всегда отражали мифологические представления предков марийцев, играли роль

оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определенном явлении, связанном с добрым или злым началом.
Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол - «сторож грудей»
Маритÿр -оберегВышитые символы всегда отражали мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие

Слайд 14чызорол - «сторож грудей»
Наличие их в вышивке считалось признаком зрелости женщины,

символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода. На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок ее состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор растительного вида - цветка или лепестков. Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.
чызорол - «сторож грудей»Наличие их в вышивке считалось признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак

Слайд 15 Виды женских нагрудных оберегов

Виды женских нагрудных оберегов

Слайд 16Виды женских нагрудных оберегов

Виды женских нагрудных оберегов

Слайд 17Маритÿр -оберег
Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить

его здоровым, сильным. Вышивая орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи.
Маритÿр -оберегМужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая орнамент, женщина

Слайд 18Расположение оберегов на мужских рубашках
Традиционное оформление мужской рубашки также имеет

свои отличительные особенности. Самые характерные узоры:
пондашйыргур - «вышивка вокруг бороды»;
вачум-балтур - «вышивка на плечах»;
тувырорма - «знак зрелости мужчины»
ту-порол -«сторож спины».

Расположение оберегов на мужских рубашках Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Самые характерные узоры:

Слайд 19Расположение оберегов на мужских рубашках

Расположение оберегов на мужских рубашках

Слайд 20Вышивка на головных уборах
Использовалась не только в качестве украшения, она указывала

на возраст и на социальную принадлежность ее владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы.

Вышивка на головных уборахИспользовалась не только в качестве украшения, она указывала на возраст и на социальную принадлежность

Слайд 21Головные уборы: шымакш, шынашовыч, шурка

Головные уборы: шымакш, шынашовыч, шурка

Слайд 22Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору, вы

ощутите «рябь в глазах», т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на нее, от недобрых взглядов и сглаза. На рисунке вы видите мотив, похожий на стрелку. Их здесь два, они направлены в разные стороны от центра, как бы рассекая нежелательное воздействие постороннего взгляда.


Головной убор сорока

Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору, вы ощутите «рябь в глазах», т.е. создаются

Слайд 23Вышивка на головных уборах

Вышивка на головных уборах

Слайд 24Свадебный платок луговых марийцев. Вторая половина 19 века.
Особое внимание уделялось подготовке

головного платка невесты - «вургенчык». Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - «покрывало для головы»). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.
Свадебный платок луговых марийцев. Вторая половина 19 века.Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - «вургенчык». Богато

Слайд 25Обратите внимание на колпачок шымакша, на котором имеется небольшая короткая кисточка,

собранная из ниток красного цвета, концы ее направлены вверх. Это своеобразная «антенна», демонстрирующая, что мариец обращается к Всевышнему Богу -Ош Кугу Юмо. От этой кисточки к позатыльню спускается узкая дорожка вышивки, показывающая путь движения энергии - шулык - в тело человека. На ней вышивали различные усики и крючки, защищающие животворность поступающей энергии.. Конец позатыльня украшали кистями из ниток, бисером и монетами. Звон серебряных монет при движении женщины, надевшей шымакш, также оберегал его владелицу.
Обратите внимание на колпачок шымакша, на котором имеется небольшая короткая кисточка, собранная из ниток красного цвета, концы

Слайд 27История развития вышивки на современном этапе
В 30-е годы XX века традиционная

вышивка стала уступать вышивке более легкого исполнения - крестом, гладью. Исчезли из обихода некоторые составные элементы национального костюма, такие как шымакш, сорока. Все меньше оставалось мастеров марийской вышивки по счету нитей ткани. Лишь в последние годы стали необычайно востребованы вышивальщицы, сохранившие до настоящего времени технику исполнения марийской вышивки. Возросла потребность в орнаментации костюмов именно такой вышивкой. Проведенные в г. Йошкар-Ола в 2000-2002 годах конкурсы марийского костюма явились сильным толчком к возрождению национальной одежды, орнаментированной традиционной вышивкой. Конкурсы переросли в фестиваль национальной одежды финно-угорских народов России, который прошел в г. Йошкар-Ола в 2003 году. Фестиваль предоставил возможность мастерам продемонстрировать свои лучшие проекты на федеральном уровне.
История развития вышивки на современном этапеВ 30-е годы XX века традиционная вышивка стала уступать вышивке более легкого

Слайд 28История развития вышивки на современном этапе
Сегодня увеличивается число желающих научиться мастерству

марийской вышивки среди учащихся и студентов, преподавателей школ и училищ, домохозяек. Создаются кружки и студии по вышиванию.


История развития вышивки на современном этапеСегодня увеличивается число желающих научиться мастерству марийской вышивки среди учащихся и студентов,

Слайд 29История развития вышивки на современном этапе
В 90-е годы Министерством культуры были

созданы студии (г. Звеигово, пос. Медведево, д. Чодраял, с. Шоруньжа), где народные мастера занимаются традиционной вышивкой, шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различным видам прикладного искусства обучаются все желающие.
Вышивка , украшавшая народный костюм , всегда была одним из высокохудожественных видов прикладного искусства. Она не утрачена и в настоящее время, этим видом искусства занимаются как мастера-любители, так и профессиональные художники. Этому рукоделию обучают детей в Президентской школе-интернате №1 (мастера-художники А.Орлова, Е.Кожина), в школе-гимна­ии №14 (Е.Кожина), в детском клубе «Шонанпыл» (И.Степанова) в Йошкар-Оле. Существуют кружки по вышиванию в других городах и районных цент­рах республики.


История развития вышивки на современном этапеВ 90-е годы Министерством культуры были созданы студии (г. Звеигово, пос. Медведево,

Слайд 30Литература
Степанова И. Маритÿр.

ЛитератураСтепанова И. Маритÿр.

Слайд 31Литература
Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112 2.:ил.

ЛитератураМолотова Т.Л. Марийский народный костюм. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112 2.:ил.

Слайд 32Литература
Семёнова М. Мы –славяне!: Популярная энциклопедия. Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006.-560

с. :ил.

ЛитератураСемёнова М. Мы –славяне!: Популярная энциклопедия. Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006.-560 с. :ил.

Слайд 33Проверочная работа

Проверочная работа

Слайд 34
Горномарийская вышивка всегда двухсторонняя, рисунок получается одинаковый с обеих сторон; линейная,

не объемная, узоры состоят из линий, горизонтальных, вертикальных, диагональных. Вышивка - разноцветная, допускаются все цвета радуги, самые любимые - это розовый и цвет морской волны. Узор - симметричный, имеет вертикальную, горизонтальную, диагональную симметрию. Также по вышивке можно было узнать историю рода. Символичные узоры и элементы несли определенную информацию о социальном, материальном положении.
Горномарийская вышивка всегда двухсторонняя, рисунок получается одинаковый с обеих сторон; линейная, не объемная, узоры состоят из линий,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть