Слайд 1Маритÿр
Марийская вышивка
О женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно,
А
вышивать умели
Так давно.
Слайд 2Маритÿр
Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением
одежды. Многие элементы народного костюма - рубахи, кафтаны, головные уборы, передники, поясные подвески - украшались сложной и богатой вышивкой. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр мете), к которой прикреплялась ткань.
И.Степанова
Слайд 3Маритÿр
Традиционная вышивка выполнялась по счету нитей. Техника ее имела несколько вариантов:
«роспись»
(пушкыл тÿр) - двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками;
«косой стежок» (темышан, умбачкерыштыш) - он использовался для заполнения орнаментальных узоров, предварительно очерченных швом;
«счетная гладь» (темыш тÿр, керыштыш темышан) - его вышивали по счету нитей ткани без контура;
шов «набор» (умбачкерыштыш, керыштыш) -он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной.
Слайд 4Маритÿр
Основными мотивами в орнаменте были следующие:
геометрический - изображение комбинаций различных
геометрических фигур;
зооморфный и антропоморфный - воспроизведение стилизованных фигур животных, птиц, человека;
растительный - изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т. д.
Слайд 5
Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами края. Еще до
1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году вышитые марийские изделия получили второй приз.
Слайд 6
После этой выставки вышивка мариек стала очень популярной.
Она скупалась у
них за бесценок в большом количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние поставляли их за границу.. Таким образом, вышитые изделия марийских мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках.
Слайд 7Маритÿр
Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких домашних женских занятий.
Мастерству вышивки девочку начинали обучать с 8-10 лет, а с 12 лет она начинала готовить себе одежду для замужества. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое.
Слайд 8Маритÿр
Умение хорошо вышивать считалось одним из основных качеств, необходимых марийской девушке-невесте.
Девушек , не умевших вышивать, считали совершенно не пригодными для семейной жизни. Таких девушек называли «совияк», «тöка», «сокыр» и насмешливо говорили, что «у неё иголка без ушка»( тудын имыже вожин) или «у неё иголка в подполье» ( тудын имеже пöртйымалне).
Слайд 9Маритÿр
Древние женщины находили возможность выражать свои мысли, пожелания посредством вышивки. Тщательно
продумывали орнаменты, композиции узоров и мелкими стежками вышивали то, о чем мечтали. Владея информацией о значении орнаментальных мотивов, марийскую вышивку можно читать как открытую книгу.
Слайд 10Маритÿр
Например, линией «косая стежка» женщина вышивала
берега реки, в виде зигзага -
саму речку, она течет, извивается. Вышивая, женщина думала, пусть моя жизнь течет также спокойно, как эта река. Птица считалась воплощением света и жизни, изображение дерева жизни, двух птиц или двух животных служило знаком семьи. Лошадь символизировала благосостояние. Изображения лебедей выдают заветные мечты о красоте, любви и верности. Изображение головы барана, рогов оберегали от зла и болезней. Олень, оленьи рога символизируют удачу.
В качестве основных нитей использовали красный и черный цвета, это говорило о наличии в мире сил добра и зла.
Слайд 12Одежда, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь
она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Слайд 13Маритÿр -оберег
Вышитые символы всегда отражали мифологические представления предков марийцев, играли роль
оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определенном явлении, связанном с добрым или злым началом.
Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол - «сторож грудей»
Слайд 14чызорол - «сторож грудей»
Наличие их в вышивке считалось признаком зрелости женщины,
символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода. На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок ее состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор растительного вида - цветка или лепестков. Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.
Слайд 15 Виды женских нагрудных оберегов
Слайд 17Маритÿр -оберег
Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить
его здоровым, сильным. Вышивая орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи.
Слайд 18Расположение оберегов на мужских рубашках
Традиционное оформление мужской рубашки также имеет
свои отличительные особенности. Самые характерные узоры:
пондашйыргур - «вышивка вокруг бороды»;
вачум-балтур - «вышивка на плечах»;
тувырорма - «знак зрелости мужчины»
ту-порол -«сторож спины».
Слайд 19Расположение оберегов на мужских рубашках
Слайд 20Вышивка на головных уборах
Использовалась не только в качестве украшения, она указывала
на возраст и на социальную принадлежность ее владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы.
Слайд 21Головные уборы: шымакш, шынашовыч, шурка
Слайд 22Сама техника исполнения узоров уже является оберегом. Присмотревшись к узору, вы
ощутите «рябь в глазах», т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на нее, от недобрых взглядов и сглаза. На рисунке вы видите мотив, похожий на стрелку. Их здесь два, они направлены в разные стороны от центра, как бы рассекая нежелательное воздействие постороннего взгляда.
Головной убор сорока
Слайд 24Свадебный платок луговых марийцев. Вторая половина 19 века.
Особое внимание уделялось подготовке
головного платка невесты - «вургенчык». Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - «покрывало для головы»). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.
Слайд 25Обратите внимание на колпачок шымакша, на котором имеется небольшая короткая кисточка,
собранная из ниток красного цвета, концы ее направлены вверх. Это своеобразная «антенна», демонстрирующая, что мариец обращается к Всевышнему Богу -Ош Кугу Юмо. От этой кисточки к позатыльню спускается узкая дорожка вышивки, показывающая путь движения энергии - шулык - в тело человека. На ней вышивали различные усики и крючки, защищающие животворность поступающей энергии.. Конец позатыльня украшали кистями из ниток, бисером и монетами. Звон серебряных монет при движении женщины, надевшей шымакш, также оберегал его владелицу.
Слайд 27История развития вышивки на современном этапе
В 30-е годы XX века традиционная
вышивка стала уступать вышивке более легкого исполнения - крестом, гладью. Исчезли из обихода некоторые составные элементы национального костюма, такие как шымакш, сорока. Все меньше оставалось мастеров марийской вышивки по счету нитей ткани. Лишь в последние годы стали необычайно востребованы вышивальщицы, сохранившие до настоящего времени технику исполнения марийской вышивки. Возросла потребность в орнаментации костюмов именно такой вышивкой. Проведенные в г. Йошкар-Ола в 2000-2002 годах конкурсы марийского костюма явились сильным толчком к возрождению национальной одежды, орнаментированной традиционной вышивкой. Конкурсы переросли в фестиваль национальной одежды финно-угорских народов России, который прошел в г. Йошкар-Ола в 2003 году. Фестиваль предоставил возможность мастерам продемонстрировать свои лучшие проекты на федеральном уровне.
Слайд 28История развития вышивки на современном этапе
Сегодня увеличивается число желающих научиться мастерству
марийской вышивки среди учащихся и студентов, преподавателей школ и училищ, домохозяек. Создаются кружки и студии по вышиванию.
Слайд 29История развития вышивки на современном этапе
В 90-е годы Министерством культуры были
созданы студии (г. Звеигово, пос. Медведево, д. Чодраял, с. Шоруньжа), где народные мастера занимаются традиционной вышивкой, шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различным видам прикладного искусства обучаются все желающие.
Вышивка , украшавшая народный костюм , всегда была одним из высокохудожественных видов прикладного искусства. Она не утрачена и в настоящее время, этим видом искусства занимаются как мастера-любители, так и профессиональные художники. Этому рукоделию обучают детей в Президентской школе-интернате №1 (мастера-художники А.Орлова, Е.Кожина), в школе-гимнаии №14 (Е.Кожина), в детском клубе «Шонанпыл» (И.Степанова) в Йошкар-Оле. Существуют кружки по вышиванию в других городах и районных центрах республики.
Слайд 31Литература
Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112 2.:ил.
Слайд 32Литература
Семёнова М. Мы –славяне!: Популярная энциклопедия. Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006.-560
с. :ил.
Слайд 34
Горномарийская вышивка всегда двухсторонняя, рисунок получается одинаковый с обеих сторон; линейная,
не объемная, узоры состоят из линий, горизонтальных, вертикальных, диагональных. Вышивка - разноцветная, допускаются все цвета радуги, самые любимые - это розовый и цвет морской волны. Узор - симметричный, имеет вертикальную, горизонтальную, диагональную симметрию. Также по вышивке можно было узнать историю рода. Символичные узоры и элементы несли определенную информацию о социальном, материальном положении.