Слайд 1Разработала преподаватель Конева Л. М.
Верхняя Пышма 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ им. И.И. ПОЛЗУНОВА
Презентация к уроку по
дисциплине «Строительные машины и средства малой механизации» для 3 курса
по теме «Механизация строительства»
Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Т. 1.1. МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Строительные процессы, в которых заняты машины, называют МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ,
а их обеспеченность машинами — МЕХАНИЗАЦИЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА.
Строительные машины будут здесь выступать СРЕДСТВАМИ МЕХАНИЗАЦИИ.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СТРОИТЕЛЬНАЯ МАШИНА – это совокупность механизмов и деталей, обеспечивающая преобразование одного вида энергии в другой (энергетическая машина - электродвигатель) и выполнение какой-либо работы (машина – орудие: кран башенный, экскаватор и т.д.).
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
МЕХАНИЗМ – это кинематическая цепь узлов и деталей, предназначенная
для выполнения и преобразования (скорости, силы, вращающего момента, вида) заданных движений. Состоит из подвижных и неподвижных звеньев.
УЗЕЛ – группа деталей, работающих совместно и объединенных общим назначением (редуктор, муфта, подшипник и т.д.).
ДЕТАЛЬ – часть машины, узла, механизма, изготовленная из однородного материала без сборочных операций (болт, гайка, вал, зубчатое колесо и т.д.).
Слайд 4АГРЕГАТ – унифицированный узел машины (насос, электродвигатель, редуктор и т.д.), а
также несколько машин, работающих в комплекте. Соединение агрегатов в машину
(сборка) или машин в агрегат называют агрегатированием.
НАЗНАЧЕНИЕ МАШИНЫ – основная функция машины для выполнения конкретного технологического процесса при определенных условиях («обратная лопата» – разработка грунта ниже уровня стоянки).
Слайд 5ПАРАМЕТР МАШИНЫ – качественная, чаще количественная характеристика какого-либо свойства машины (маневренность,
вместимость ковша экскаватора, грузоподъемность крана и т.д.)
ПРИНЦИП РАБОТЫ – способ передачи энергии двигателя к исполнительным механизмам для совершения определенных рабочих движений при выполнении конкретного технологического процесса.
МОБИЛЬНОСТЬ – способность машины к быстрому перемещению с объекта на объект с малой трудоёмкостью перевода её из рабочего в транспортное положение и наоборот.
МАНЕВРЕННОСТЬ – способность машины передвигаться и разворачиваться с небольшим радиусом поворота.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – способность машины выполнять различные виды работ с помощью комплекта сменных рабочих органов.
Слайд 6
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН - это система, основанная на распределении строительных машин
по совокупности признаков их сходства и различия.
Система делится на уровни:
1. Класс;
2. Группа;
3. Подгруппа;
4. Подвид;
5. Вид.
Классификация строительных машин ПО РЕЖИМУ РАБОТЫ:
- машины цикличного действия;
- машины непрерывного действия.
Слайд 7ПО ВИДУ ОСНОВНОГО ПРИВОДА:
- машины с механическим приводом;
- машины
с гидравлическим приводом ;
- машины с электрическим приводом;
- машины с пневматическим приводом;
- машины с комбинированным приводом (дизель-электрический, дизель-гидравлический).
ПО ВИДУ РАБОЧЕГО ОРГАНА:
- со специализированными рабочими органами;
-со сменными рабочими органами.
Слайд 8ПО СТЕПЕНИ МОБИЛЬНОСТИ (ПОДВИЖНОСТИ):
- стационарные машины;
- подвижные машины (самоходные,
прицепные и полуприцепные).
ПО ВИДУ ХОДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
- подвижные машины на гусеничном ходу;
- подвижные машины на шагающем ходу;
- подвижные машины на колесном ходу (рельсовый и пневмоколесный).
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИНДЕКСАЦИЯ МАШИН - условное буквенно-цифровое обозначение, отражающее конкретную модель
машины какой-либо группы и ее главный параметр.
Структура индекса строительной машины, предусмотренная ГОСТ, может быть разделена на три части: буквенная (отображает группу или подгруппу строительных машин, в которую входит конкретный индекс); цифровая; буквенная.
ГОСТ устанавливает следующие буквенные обозначения, входящие в первую часть индекса машины:
ДЗ – бульдозеры, скреперы, автогрейдеры;
ЭО - экскаваторы одноковшовые;
ЭТР - экскаваторы траншейные роторные;
КБ - краны башенные;
КС - краны стреловые;
ИВ – вибраторы и др.
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Цифровая часть индекса, содержит условную характеристику конкретной машины:
величину
главного параметра, тип ходового оборудования;
конкретное исполнение рабочего оборудования, номер базовой модели и т. п.
Буквенные обозначения третьей части индекса отражают очередную модернизацию
базовой модели (А, Б, В, .. ., Я) и климатическое исполнение (УХЛ - для холодного климата, Т - для тропического и т.д.).
Слайд 11ПОКАЗАТЕЛИ СТЕПЕНИ МЕХАНИЗАЦИИ СМР
Степень механизации работ:
1. Частичная механизация;
2.
Комплексная механизация;
Полная механизация.
- уровень комплексной механизации (Укм):
где Qмс – объём работ, выполненных механизированным способом, в натуральных показателях;
∑Q – сумма всех работ данного вида, в натуральных показателях.
- механовооружённость строительства (Мс):
где С – балансовая стоимость машин, руб.;
∑Q – сумма работ, руб.
Слайд 12- механовооружённость труда (Мт), руб./чел.:
где С – балансовая стоимость машин,
руб.;
P – среднесписочное количество рабочих в год, чел.
- энерговооружённость труда (Э), кВт/чел.:
где D – суммарная мощность всех двигателей, кВт
P – среднесписочное количество рабочих в год, чел.
Слайд 13 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МАШИН
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ машины – количество доброкачественной продукции в натуральных
ед. изм. (м3, т, шт. и т.д.), произведённое машиной в единицу времени (час, смену, год). Синонимом производительности является выработка.
Производительность машины:
1. Теоретическая;
2. Эксплуатационная;
3. Техническая.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ производительность (конструктивно-расчетная) рассчитывается за 1 час непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках.
Используется только на стадии проектирования.
ЭКСПЛУТАЦИОННАЯ производительность рассчитывается с учетом конкретных условий производства и перерывов в работе (простои не учитываются) чаще всего за час, смену и год работы.
Слайд 14 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАШИНАХ И МЕХАНИЗМАХ
Современное строительство основано на применении
широкого комплекса средств механизации. Большинство строительных процессов выполняется с применением машин и механического оборудования.
Машина – механизм или несколько связанных между собой механизмов, совершающих движения для преобразования материалов или энергии. Основное назначение машины – облегчение физического труда, повышение производительности труда и качества продукции.
Механизм – система подвижно соединенных звеньев, совершающих под действием приложенных к ним внешних сил определенные, заранее заданные движения. Механизмы преобразуют скорости и направления движения звеньев или один вид движения в другой, а также – силы и вращающие моменты.
Слайд 15В каждом механизме имеются подвижные и неподвижные звенья. Подвижное звено, к
которому приложено действие внешних сил, называют ведущим, а подвижное звено, воспринимающее движение от ведущего, называют ведомым. Неподвижное звено, относительно которого совершается движение, называется стойкой (в реальном механизме это рама, корпус или станина).
Машины, преобразующие материал, называют машинами-орудиями. Они изменяют форму, свойства или состояние материалов: машины для дробления и обогащения нерудных строительных материалов, машины для арматурных работ, машины для земляных, бетонных, отделочных работ, подъемно-транспортные ,погрузочно-разгрузочные, для свайных работ и т.д.
Машины, преобразующие один вид энергии в другой, называют энергетическими машинами: двигатели внутреннего сгорания (ДВС), электрические двигатели и генераторы, гидравлические и пневматические двигатели и т.д.
Слайд 16Машины состоят из деталей, узлов и агрегатов.
Деталь – часть механизма или
машины, изготовленная из однородного материала без сборочных операций или с использованием местных соединительных операций (сварка, пайка, склеивание и т.п.)
Детали могут быть простыми (ось, болт, винт, шпилька и т.д.) и сложными (корпус редуктора, станина станка, коленчатый вал двигателя и т.п.). Изготавливают их различными способами: отливкой, ковкой, штамповкой, прокаткой, обтачиванием, фрезерованием, шлифовкой и т.д.
Слайд 17Узел – законченная сборочная единица, которая может собираться отдельно от других
составных частей изделия из деталей, имеющих общее функциональное назначение: соединительная муфта, подшипник качения, редуктор и т.п. Сложные узлы могут состоять из нескольких простых узлов (подузлов): например, редуктор включает в себя подшипники, валы с насаженными на них зубчатыми колесами, крышку с установленной на ней пробкой - сапуном.
Машинный агрегат – укрупненный, обладающий полной взаимозаменяемостью узел, который может быть установлен на машинах различного назначения. Это – топливные и гидравлические насосы, мотор-редукторы, компрессоры, механизмы переключения передач, механизмы реверса и т.п.
Слайд 18МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Современное строительство невозможно без широкого применения машин и механизмов. Эффективность
механизации определяется не только совершенством применяемых технических средств, но и рациональностью их подбора применительно к конкретным условиям.
В настоящее время СМР выполняются на основе комплексной механизации.
Сущность комплексной механизации состоит и том, что в строительном процессе участвуют различные машины и механизмы, объединенные в единый комплекс, позволяющий почти полностью исключать ручной труд как из основных, так и всех вспомогательных операций.
Слайд 20
Наиболее трудоемкая операция, от выполнения которой зависит темп строительства, называется ведущей (основной)
строительной операцией, а выполняющая ее машина - ведущей машиной.
Все остальные строительные операции называются неведущими (вспомогательными), а выполняющие их машины комплектующими машинами.
Слайд 21Например, при откопке канала ведущей машиной может быть экскаватор - драглайн
(или несколько таких экскаваторов), разрабатывающий грунт и грузящий его на самосвалы.
Комплектующими машина могут быть:
бульдозер, выравнивающий дно выемки; экскаватор - планировщик, выполняющий планировку откосов;
самосвалы, отвозящие грунт от экскаватора к кавальеру;
бульдозер, перемещающий грунт в кавальере.
Слайд 22Подбор машин и их количество зависят от конкретного вида работы, ее
объема, условий выполнения и, естественно, технических характеристик и производительности каждой машины.
Сначала подбирается ведущая машина (или несколько таких машин), затем под нее подбираются комплектующие машины.
Например, в последнем примере параметры ведущей машины, т.е. тип и емкость ковша экскаватора, выбираются, исходя из общего объема земляных работ, размеров и конфигурации канала. В зависимости от такого выбора подбираются самосвалы определенной грузоподъемности, число которых определится дальностью отвозки грунта. Марка и число бульдозеров также выбирается исходя из производительности экскаватора и т.д.
Слайд 23Основная идея выбора вида и количества ведущих машин в таких расчетах
обычно состоит в сопоставлении общей трудоемкости (машиноемкости) и желаемой продолжительности работ.
Для выполнения одной и той же работы могут применяться различные комплекты машин, и специалист, проектирующий организацию и технологию работ, должен выбрать наилучший комплект, исходя из технике экономического сравнения вариантов.
Существует множество рекомендательных документов, справочников, типовых технологических карт, существенно облегчающих выбор комплектов машин.
Слайд 24В условиях рыночной системы подробное планирование парка машин на всех уровнях
утратило свое определяющее значение, в то же время значительно повысилась роль долгосрочных прогнозов, которые способны выполнять функцию ориентиров в развитии механизации на региональном уровне. Это приобрело особое значение в природоохранное строительство, которое должно вестись в соответствии с долгосрочными целевыми программами.
Что же касается оптимизации комплектов машин для конкретной стройки и тем более конкретного строительного процесса, то здесь существовавшие методы полностью сохранили свое значение.
Слайд 26
По этой причине типовые технологические карты и карты трудовых процессов, составленные
в период плановой системы хозяйства, могут широко использоваться в нынешних рыночных условиях.
Поправки необходимо лишь в отношении марок применяемых машин, которые естественно за прошедшие годы могли измениться.
Строительные машины в зависимости от конкретных условий могут находиться в ведении общестроительных организаций и могут сосредотачиваться в организациях, специализированных на выполнении механизированных работ.
Слайд 27Основная часть машин находится в специализированных организациях, так как в них
легче обеспечить эффективную эксплуатацию таких машин.
В дореформенный период эти организации именовались обычно "управлениями (трестами) механизации", "механизированными колоннами", в настоящее время названия могут быть произвольными, в том числе и ранее существовавшими.
Слайд 28Чаще всего такие организации как и раньше, выполняют механизированные работы (например,
земляные) на договорной основе, т.е. выступают в роли субподрядчиков. Кроме того, они могут предоставлять на время свои машины вместе с персоналом другим организациям за соответствующую плату.
Иногда машины передаются в аренду и без экипажа.
Примерно такая же система существует в зарубежные государствах, но передача машин аренду там практикуются чаще, чем в РФ.
Слайд 29Важным условием эффективной эксплуатации строительных машин является правильная организация их технического
обслуживания и ремонта.
Слайд 30СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://www.construction-technology.ru/8/mexanstroi.php
http://www.studfiles.ru/preview/2855844/