Презентация, доклад к уроку Откуда есть пошла земля Липецкая...

Содержание

Вводный урок - размышлениевыявить особенности краеведения как «родиночувствия», по меткому выражению Марины Цветаевой, как всестороннего освоения, осмысления, исследования сравнительно небольшой территории «малой родины», её исторических и культурных корней, познакомиться с прошлым, настоящим и будущим Липецкой области

Слайд 1 Понятие

о краеведении

«Откуда есть - пошла земля Липецкая…»

Елец

Липецк

Кореневщина

Липецкая область: прошлое, настоящее, будущее…

Понятие о краеведении«Откуда есть - пошла земля

Слайд 2Вводный
урок - размышление
выявить особенности краеведения как «родиночувствия», по меткому выражению

Марины Цветаевой, как всестороннего освоения, осмысления, исследования сравнительно небольшой территории «малой родины», её исторических и культурных корней, познакомиться с прошлым, настоящим и будущим Липецкой области

Цель урока:

«Откуда есть - пошла земля Липецкая…»
Понятие о краеведении

Тема урока:

Вводный урок - размышлениевыявить особенности краеведения как «родиночувствия», по меткому выражению Марины Цветаевой, как всестороннего освоения, осмысления,

Слайд 3Эпиграфы к уроку:
Вводный урок - размышление



И современники и тени В тиши беседуют со мной Сильнее стало ощущенье Шагов Истории самой… Ярослав Смеляков

Никакое общество… не может долго продержаться
в силе и здравии, если оно откажется от вековых
традиций и устоев своего народа. Это все равно, что,
подрубив корни, уповать на ветви В.Распутин

Эпиграфы к уроку:Вводный урок - размышление

Слайд 4Вопросы для исследования:


Вопросы для исследования:



Для чего нужно знать историю

своего края?

Что такое краеведение?

Как возникла Липецкая область?

Что вам известно о прошлом, настоящем и будущем нашего края?

Согласны ли вы с утверждением И.А. Бунина о том, что из средней России "вышли чуть не все величайшие русские писатели?









Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева: «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»?


Вопросы для исследования:Вопросы для исследования:  Для чего нужно знать историю своего края?Что такое краеведение?Как возникла Липецкая

Слайд 5Проблемный вопрос:
Что же дает прошлое будущему?
?

Проблемный вопрос:Что же дает прошлое будущему??

Слайд 6«Всему начало здесь - в краю родном…». Понятие о краеведении
Что такое

краеведение?

Краеведение или «родиночувствие»,
по меткому выражению Марины Цветаевой, есть
всестороннее освоение, осмысление, исследование
сравнительно небольшой территории «малой родины»,
её исторических и культурных корней

Литературное краеведение
знакомит с произведениями писателей – земляков,
вводит в мир родной природы и человеческих
отношений, расширяет сведения о родном крае,
нацеливает на поиски и исследование литературно-
краеведческого материала, приобщает к культуре страны
и человечества

Историческое краеведение
изучает историческое прошлое края, имеет значительные
и весомые традиции; источниками для изучения
истории родного края являются исторические документы,
газеты ,альманахи, археологические раскопки, монографии
ученых историков, материалы краеведческих музеев

Краеведение географическое,  экологическое, биологическое

Краеведение по формам организации:
государственное, школьное, вузовское общественное.
«Всему начало здесь - в краю родном…».  Понятие о краеведенииЧто такое краеведение?Краеведение или «родиночувствие», по меткому

Слайд 7Анализ отрывка из статьи Д.С.Лихачева «Экология культуры»
Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет! Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир" нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы, хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением; окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы
…Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно. Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране. Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной.
Д.С.Лихачев Экология культуры. Прошлое - будущему. М.: Наука, 1985.  (ж. Москва, 1979, № 7, 173-179)
Анализ отрывка из статьи Д.С.Лихачева «Экология культуры»Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу

Слайд 8Интеграционное задание по русскому языку и литературе по статье Д.С.Лихачева

«Экология культуры»

1. Прочитайте текст Назовите его заглавие, ф.и.о. автора текста, его
сферу деятельности (культурный, общественный деятель, учёный)‏
2. Какова его тема, о чём говорит автор, каковы авторские аргументы?
(доказательства, примеры, пояснения);
используйте вспомогательные фразы:
автор рассказывает о…с целью …, вспоминает о…
делится жизненными впечатлениями…, на первый план выдвигается…
4. В чем состоит идея (главная мысль) текста?
главная мысль чаще всего находится в конце текста;
для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:
автор рассуждает о …, рассуждения автора касаются…
подчеркивает мысль о том, что…
говорит о важности…
поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…
поднимает вопрос о…, для автора важно, чтобы…
5. В чем состоит нравственная позиция автора?
найдите в тексте слова, выражающие чувства автора ( в
том числе и вводные слова, например: к сожалению,
к счастью и др.) – в них часто выражается отношение
автора к проблеме;
для формулировки мыслей используйте вспомогательные
фразы: автора огорчает…(поражает…, удивляет…,
тревожит…и др.) автор не равнодушен
6. К какому стилю речи мы отнесем данный текст?
Выявите его основные признаки.
Публицистический стиль. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

Д.С.Лихачев – российский
филолог, искусствовед,
сценарист, академик РАН (до
1991 — АН СССР).
Автор фундаментальных
трудов, посвящённых истории
русской литературы (главным
образом древнерусской) и
русской культуры. Автор работ
(в том числе более сорока книг)
по широкому кругу проблем
теории и истории
древнерусской литературы,
многие из которых переведены
на разные языки.

Интеграционное задание по русскому языку и литературе   по статье Д.С.Лихачева «Экология культуры» 1. Прочитайте текст

Слайд 9«Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических,

культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей», -
«Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

«Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Наиболее массовая форма… - школьное краеведение…»
Советский энциклопедический словарь. М.,1987. Стр.643

«… краеведение как наука, как учебная дисциплина несет в себе серьезное философско – нравственное начало… Краеведение помогает раскрыть значимость той ближней среды, без учета которой человеческое существование лишается своей живительной силы… Краеведение – неотъемлемая часть культурологии. Подобно тому, как море нельзя представить без впадающих в него рек, так нельзя представить большую культуру вне ее краевого бытия».
Л.Таганов. В кн: Барашков В.Ф. А как у вас говорят? М.,1986. Стр.4.

Какое из приведенных ниже определений
наиболее точно передает смысл краеведения?

«Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей»,

Слайд 10Липецкая область является самой молодой в Российской федерации, образована Указом президиума

Верховного Совета СССР 6 января 1954 года из Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей, расположена в лесостепной зоне бассейна Верхнего Дона на стыке Среднерусской возвышенности и Окско-Донской

Административный центр: Липецк. Территория области: 24,1 тыс. км2 Население: 1235 тыс. чел.
Наиболее крупные города: Елец, Грязи, Данков, Усмань, Лебедянь

Карта Липецкой области

Липецкая область является самой молодой в Российской федерации, образована Указом президиума Верховного Совета СССР 6 января 1954

Слайд 11Река Дон

Рельеф эрозионный. Климат умеренно континентальный. Средняя

температура января -10°С, июля +19°С. Территория области находится в зоне лесостепи, дубравы и сосново-дубовые леса занимают 7% территории. Из животных сохранились степные грызуны, заяц-русак, лисица, хорек и др.На территории области находится Воронежский заповедник и заповедник Галичья Гора, в них сохранены экосистемы лесостепной зоны России с характерной флорой и фауной.

Река Воронеж в Карамышево,

Основные реки:
Дон с притоками
Красивая Меча,
Сосна, Воронеж
(с притоками Матыра,
Усмань, Становая Ряса).

Река Дон    Рельеф эрозионный. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -10°С, июля +19°С. Территория

Слайд 12Археологические памятники
Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка, Замятино-10, Липецкое городище,

Поселение Липецкое озеро, Рыбное озеро-1, Рыбное озеро-2 Савицкое, Тюнинские могильники
Архитектурные памятники,
Баловнево, Вознесенский собор г.Ельца, Древне-Успенская церковь, Дом Губина, Знаменское, Пальна-Михайловка, Полибино Усадьба Шереметевых в селе Борки Христорождественский собор
Памятные литературные и исторические места
Бунинские места - Бутырки, Озерки, каменка – Бунино, Дом-музей Плеханова, Задонский Богородицкий (Тешевский) мужской монастырь (ныне Рождество-Богородицкий мужской монастырь), Кропотово-Лермонтово, Лотарево. Усадьба Вяземских, Музей Л.Н. Толстого на станции Лев Толстой, Раненбургская крепость, Раненбургская Петропавловская пустынь, Урусово, Дом – музей Е.И.Замятина в Лебедяни, Часовня Петра и Павла в Липецке
Скульптурные памятники
Мемориальный памятник Народовольцам, Обелиск Вечной славы на площади Героев, Обелиск в селе Конь-Колодезь, Обелиск Петру I на Петровском спуске Петра Великого, Памятный монумент в честь подвигов авиаторов-липчан на площади Авиаторов в Липецке,Памятник Петру I на площади Петра Великого
 

Памятные места Липецкой области

Археологические памятники    Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка, Замятино-10, Липецкое городище, Поселение Липецкое озеро, Рыбное озеро-1, Рыбное

Слайд 13 Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка располагается

на левом берегу реки Дон, в 5 км выше реки Сосны на северной окраине села Гагарино и занимает правый склон балки Исаева лощина. Открыта в 1924 г. основателем и директором Липецкого музея М.П. Труновым. Раскопки проводились в 1927, 1929 гг. С.Н. Замятиным, в 1961 — 1970 гг. — Л.М. Тарасовым. Впервые в России здесь, на стоянке открытого типа, найдены остатки долговременного палеолитического жилища, серия (14 штук) статуэток из бивня мамонта, изображающих женское божество, 11 тысяч орудий труда и изделий из камня, 500 орудий труда и украшений из кости, а также кости со следами обработки. Находки костей промысловых животных, специфичных орудий труда говорят о том, что здесь было поселение древних охотников, живших в условиях приледниковой зоны. Гагаринская стоянка — единственный палеолитический памятник на территории Липецкой области. Она занимает одно из ведущих мест в освещении хозяйственной и духовной жизни общества в рамках констенковско-виллендорфской позднепалеолитической культуры

Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка
Археологический памятник. 22 тысячи лет. Липецкая область, Задонский район.

Древнейшие поселения на территории современной Липецкой области: Курган-могильник эпохи бронзы вблизи с.Бол.Попово, палеолитическая стоянка в с.Гагарино, Гудово-Скифское и Самарское городища раннего железного века - Новоникольское. Долгое - одна из известнейших в археологии неолитических стоянок. "Дикое поле". Замятино-10, Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка

Замятинское поселение (Замятино - 10) — археологический памятник. Замятинский археологический комплекс гуннского времени.
Расположен на высоком,
до 30 метров, правом берегу реки Дон,
на северной окраине деревни Замятино. Поселение частично разрушено карьером
Памятник был обнаружен В.П. Левенком

Острая лука Дона.
Замятинское поселение
(Замятино - 10) —

Гагаринская верхнепалеолитическая стоянка располагается на левом берегу реки Дон, в

Слайд 14Древнейшие поселения на территории современной Липецкой области
Древнейшие поселения на
месте современной

Липецкой
области появились во 2 веке до н.э
Первые славянские поселения —
около 9 - 10 вв. н. э. В 16 — 17 вв.
Для защиты русских рубежей от
набегов татар и ногайцев
были отстроены города-крепости:
Елец (1146),
Данков (1563),
Талицкий острог,
Лебедянь (1613),
Раненбург (1638).
С 1635 началось сооружение
мощной по тому времени
укрепленной линии

Александр Коновалов. Лебедянская крепость

Древнейшие поселения на территории современной Липецкой областиДревнейшие поселения на месте современной Липецкой области появились во 2 веке

Слайд 15Герб Липецкой области: пять холмов символизируют пять областей Черноземья, из частей

которых была образована Липецкая область: Тамбовская, Тульская, Орловская, Рязанская, Воронежская.

Герб Липецкой области утвержден 10 июля 2003 года.
Описание герба: "В червленом (красном) поле на пяти
зеленых холмах (три и два) золотая липа.
Щит увенчан золотой земельной короной и окружен
лентой ордена Ленина".
(Закон Липецкой области "О гербе и флаге
Липецкой области", статья 4)‏

Предыдущий герб Липецкой области был утвержден 20 февраля 2003 года.
Его описание: "В золотом поле на пяти зеленых холмах (три и два) липа того
же цвета с червлёным стволом. Щит увенчан традиционной земельной золотой
короной. Девиз "ТРУДОМ И ДОБЛЕСТЬЮ" начертан золотыми литерами
на зеленой ленте".Красный (червленый) цвет символизирует доблесть воинов,
которые во всех битвах начиная с татаро-монгольского нашествия были
примером патриотического отношения к своей отчизне. Зеленый цвет –
символ плодородия Липецкой земли. Пять холмов символизируют пять
областей Черноземья, из частей которых была образована Липецкая область:
Тамбовская, Тульская, Орловская, Рязанская, Воронежская.

Герб Липецкой области: пять холмов символизируют пять  областей Черноземья, из частей которых была образована Липецкая область:

Слайд 16Липецк (старый герб). Утвержден 16 августа 1781 г Описание герба: "В верхней

части щита герб Тамбовский. В нижней - большое липовое дерево в золотом поле, означающее имя сего города".

Липецк (старый герб)‏
Утвержден в 1968 г.

Липецк (новый герб). Утвержден 3 октября 1996 г. Описание герба: "Герб города Липецка представляет собой изображение большого изумрудного липового дерева в золотом поле, означающее имя города; подножие дерева - натуральный зеленый холм".

Задонск.
Утвержден 21 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Воронежский. В нижней - за Доном рекою построенная башня в серебряном поле, означающая подлинное положение сего города".

Гербы городов Липецкой области

Елец. Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба:
"В белом поле красный олень под зеленой елью".

Чаплыгин (Раненбург).
Утвержден 31 марта 1781 г.
Описание герба: "В первой части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского Наместничества: серебряный меч и ножны, положенные накрест, над ними зеленая шапка, какая на князе в наместническом гербе.
Во второй части, в серебряном поле, яблоневого дерева ветви с плодами положены крестообразно, каковыми плодами сей город изобилует".

Данков (Даньков).
Утвержден 29 марта 1779 г. Описание герба: "В верхней части щита в золотом поле часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные на крест, над ними зеленая шапка. В нижней части в зеленом поле стоящая серебряная лошадь, означающая, что этот город знаменит лошадиными ярмарками."

Усмань. Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней - складенная копна в снопах хлеба в голубом поле, в знак изобилия оными страны сей".

Лебедянь.
Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба:
"В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней - птица лебедь в голубом поле,
означающая имя сего города

Липецк (старый герб). Утвержден 16 августа 1781 г Описание герба:

Слайд 17«Когда Россия молодая мужала с гением Петра»
1703

год принято считать годом основания Липецка Именно тогда по указанию Петра I на реке Липовке, на месте её впадения в реку Воронеж, было начато строительство железоделательных заводов для нужд российского флота и армии, которые во время Северной войны оказали большую поддержку в снабжении. К этому времени заводы стали считаться крупными, и занимали второе место в России по выплавке чугуна.

В царствование Петра Первого на территории современного Липецка находились Верхний (1703 г.) и Нижний (1712 г.) Железоделательные заводы.

Петр Великий.Художник.П.Деларош.1838

«Когда Россия молодая мужала с гением Петра»    1703 год принято считать годом основания Липецка

Слайд 18В 1857году указом Святейшего Синода при с. Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской

губернии была утверждена Иларионовская женская община. истинным основателем Троекуровской обители нужно считать старца Илариона.

Многие города Липецкой области в 19 веке стали крупными торговыми и ремесленными центрами. 20 век стал для Липецкой земли периодом активного развития промышленности, путей сообщения. К наиболее примечательным памятникам архитектуры Липецкой области относятся церковь в селе Талица (16 — 17 вв.), церкви 18 века в селе Вешаловка и селе Троекурово. В Лебедяни сохранились строения комплекса Троицкого монастыря (основанного в 1621 по распоряжению патриарха Филарета — отца царя Михаила Романова), в том числе остатки Троицкого собора (1642-1666), сильно разрушенного в конце 1920-х, а также Ильинская (начало 17 в.) и Успенская (1621) церкви. Частично сохранился ансамбль Задонского Богородицкого монастыря с Успенской церковью (1800) и Владимирской церковью, где покоятся мощи одного из величайших святителей — Тихона Задонского.

Портрет преподобного
Илариона Троекуровского

Троекуровский Иларионовский монастырь расположен на правом берегу реки Красивая Меча в селе Троекурово в 10 километрах от районного центра Липецкой области –
г. Лебедяни.

Липецкая область в XIX веке

В 1857году указом Святейшего Синода при с. Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской губернии была утверждена Иларионовская женская община.

Слайд 19 Из средней России, по справедливому замечанию И.А. Бунина, "вышли чуть не

все величайшие русские писатели". Липецкий край - важнейшая составляющаая в судьбе и творчестве многих из них. Здесь жили предки А. Пушкина и М. Лермонтова. Здесь родина И. Бунина, М. Пришвина, Е. Замятина. Здесь бывали М. Державин, И. Тургенев, Л. Толстой, М.А.Булгаков, А.М.Горький. Поэт Б.К. Бланк,, А.С. Хомяков. Л.П.Радин,, А.И.Левитов, Марко-Вовчок, А.А.,Вермишев, Д.И.Писарев, А.И.Эртиль,, А.В.Каменский (Липецкий), С.Н.Терпигорев - их имена тоже связаны с Липецким краем.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не
уважать оной есть постыдное равнодушие.
А.С.Пушкин

Александр Пушкин, портрет
работы О. А. Кипренского

Е.И.Замятин. Портрет работы Б.М.Кустодиева.

М. Ю. Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
П. Е. Заболотский. Масло. 1837 год.

И.А.Бунин

Из средней России, по справедливому замечанию И.А. Бунина,

Слайд 20Елецкий литературно-мемориальный музей писателя И.А.Бунина открылся 4 июня 1988 г. и расположился

в доме, где жил ученик 3«б» класса Иван Бунин у мещанки А.И.Ростовцевой: г.Елец, ул. Горького,16.

Елецкий литературно-мемориальный музей писателя И.А.Бунина открылся 4 июня 1988 г. и расположился в доме, где жил ученик 3«б» класса Иван Бунин у мещанки А.И.Ростовцевой: г.Елец, ул. Горького,16.

Литературные музеи Липецкой области:
музей писателя И.А. Бунина в городе Ельце

Дом - музей И. А. Бунина -филиал Елецкого краеведческого музея

Елецкий литературно-мемориальный музей писателя И.А.Бунина открылся 4 июня 1988 г. и расположился в доме, где жил ученик

Слайд 21

В ноябре 1910

г. маленькая, ничем не примечательная железнодорожная станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги стала известна всему миру: в доме начальника станции прошли последние семь дней жизни Льва Николаевича Толстого, здесь он скончался (20) ноября 1910 г., и отсюда, от станционного дома, отправился траурный кортеж к Ясной Поляне, к тому месту на краю оврага в лесу Старый Заказ, где, по завещанию писателя, его похоронили.

Литературные музеи Липецкой области:
Астапово - Лев Толстой – музей памяти

В ноябре 1910 г. маленькая, ничем не примечательная железнодорожная станция

Слайд 22

Литературные музеи Липецкой области: дом - музей писателя Е.И. Замятина в Лебедяни

Литературные музеи Липецкой области: дом - музей писателя Е.И. Замятина в Лебедяни

Слайд 23«Вижу чудное приволье…»
«Вижу чудное приволье…»

«Вижу чудное приволье…»«Вижу чудное приволье…»

Слайд 24Вешаловка (Липецкий район) - ансамбль-усадьба
Знаменское помещика и царского вельможи
П.А. Татищева

с церковью Знамения,
построенной в 1784 г. по проекту В.И. Баженова.

В области сохранилось большое количество усадеб: усадебный дом в селе Полибино (1815 - 1825, архитекторы А.Л. Витберг и Д.И. Жилярди), где бывали И.Е. Репин, К.С. Станиславский, Н.Н. Ге; в усадьбе отца Кроптово неоднократно бывал М. Ю. Лермонтов, Лебедянь посещал И. С. Тургенев. В поселке Лев Толстой (ранее Астапово — место смерти писателя) поставлен мемориальный памятник великому писателю. Липецкая область — родина социал-демократа Г. В. Плеханова (село Гудаловка), путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского, писателей Е. И. Замятина (уроженец Лебедяни), М.М. Пришвина. О жизни известных уроженцев области и истории Липецкого края рассказывают музеи в Липецке, Ельце, Данкове, Усмани, Лебедяни. субъекты Российской Федерации

Вешаловка (Липецкий район) - ансамбль-усадьбаЗнаменское помещика и царского вельможи П.А. Татищева с церковью Знамения, построенной в 1784

Слайд 25Проблемный вопрос:
Что же дает прошлое будущему?
?
Вывод: «Гордиться славою своих предков не

только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное равнодушие», - утверждал А.С.Пушкин.
«Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как
правило, равнодушен и к своей стране», - пишет академик Д.С.Лихачев,
соглашаясь с А.С.Пушкиным. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», - добавляет он. Мы изучаем краеведение для того, чтобы приобщиться к культуре страны и человечества чтобы чувствовать себя гражданином своей страны, приносить ей пользу.
Проблемный вопрос:Что же дает прошлое будущему??Вывод: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не

Слайд 26 Тексты печатались по следующим

изданиям:

Литературное краеведение в Липецкой области. Учебное пособие.– Елец: ЕГПИ, 1997.– 308с.
Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с.
Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань, 1997.– 384с.
Липецкая Энциклопедия: в 3 т./ Сост.: Шахов В.В., Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
Липецкий энциклопедический словарь/ Гл. ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое изд-во, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
Писатели Липецкого края. Библиографический указатель. Вып.1. /Сост. Курков А.С., Куликова Л.Т.– Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1986.– 134с.
Памятная краеведческая карта Липецкой области. /Сост. Яблонский А.Я.– Липецк: Липецкая партийная типография, 1990.– 2,5 п.л.
Борисова Н.В. Михаил Пришвин: Диалоги с эпохой. Культурологический словарь. Елец: ЕГУ им. И.А Бунина, 2009.– 178с.
Дякина А.А. Поэтический мир Ив. Бунина: Учебно-методическое пособие.– Елец: ЕГУ им И.А.Бунина, 2007.– 93с.
Бунинская Россия: Елец: Коллективная монография.– Вып. 3.– Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2008.– 161с.
Дмитриев А.В. "Я вырос среди народа..." Липецкий край в жизни и творчестве И.А.Бунина (краеведческая энциклопедия).– Липецк: "Ориус", 2007.– 495с.
Елецкая быль. Вып.1. Краеведческий сборник.– Липецк: "Ориус", 1994.– 223с.
Шахов В.В. Липецкий край. Русское подстепье – прародина Александра Сергеевича Пушкина.– Липецк: Липецкое изд-во, 1999.– 95с.


Тексты печатались по следующим изданиям:Литературное краеведение в Липецкой области. Учебное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть