Презентация, доклад к уроку на тему ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Содержание

ПЛАН УРОКА1. Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин). 2. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о

Слайд 1ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 2ПЛАН УРОКА
1. Философские концепции исторического развития:
концепции однолинейного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс),


концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер),
циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).
2. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории.
3. Сферы общественной жизни.

ПЛАН УРОКА1. Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического

Слайд 3ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества

средствами философского познания.

Субъекты истории – отдельные личности, социальные группы, народ в целом как совокупный субъект действия.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания. Субъекты истории –

Слайд 4Общество – это совокупность идей и взаимоотношений.
Общество – совокупность различных частей

и элементов, которые тесно связаны между собой, взаимодействуют, поэтому общество существует как система.
Общество – это совокупность идей и взаимоотношений.Общество – совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между

Слайд 5ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
концепция однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс),

концепция многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер),
концепция циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби. П.Сорокин)
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: концепция однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепция многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), концепция циклического

Слайд 6КОНЦЕПЦИЯ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ
Г.В.Ф. Гегель
К.Маркс

КОНЦЕПЦИЯ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯГ.В.Ф. ГегельК.Маркс

Слайд 7ИДЕИ ГЕГЕЛЯ
В истории действует некий дух, мировой разум, который постепенно разворачивается

и, в конечном счете, направляет деятельность людей.
Цель всемирной истории – познание мировым духом самого себя.

Критерием развития человечества является осознание свободы.
Вся история у Гегеля – история постоянного прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духа отдельных народов.

ИДЕИ ГЕГЕЛЯВ истории действует некий дух, мировой разум, который постепенно разворачивается и, в конечном счете, направляет деятельность

Слайд 8МАРКС: ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЕДИНА
Все народы в целом должны пройти пять общественно-экономических

формаций: первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную,
капиталистическую,
коммунистическую.

В истории господствуют объективные, не зависящие от сознания и воли людей законы.
Конечная цель человечества – торжество разума и свободы на земле.

МАРКС: ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЕДИНАВсе народы в целом должны пройти пять общественно-экономических формаций: первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную,

Слайд 9КОНЦЕПЦИЯ МНОГОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ
К.Ясперс
А.Вебер

КОНЦЕПЦИЯ МНОГОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯК.ЯсперсА.Вебер

Слайд 10СХЕМА МИРОВОЙ ИСТОРИИ (ПО ЯСПЕРСУ):
Доистория или «прометеевская эпоха», когда человек только

становится человеком.
Существовавшие тысячелетия великие культуры древности (древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д.)
«Осевое время», когда полностью формируется подлинный человек.
Научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы сейчас испытываем на себе».

СХЕМА МИРОВОЙ ИСТОРИИ  (ПО ЯСПЕРСУ):Доистория или «прометеевская эпоха», когда человек только становится человеком.Существовавшие тысячелетия великие культуры

Слайд 11В МИРОВОЙ ИСТОРИИ БЫЛО ДВА «ДЫХАНИЯ»:
Первое ведет от прометеевской эпохи через

великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями.

Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, может быть, приведет к новому осевому времени, к подлинному становлению человека.

В МИРОВОЙ ИСТОРИИ БЫЛО  ДВА «ДЫХАНИЯ»:Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому

Слайд 12- ЧТО ТАКОЕ ОСЕВОЕ ВРЕМЯ?
Конкретная историческая эпоха, начинающаяся в VII в.

до н.э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до явления Христа.
Прорыв духа к подлинному бытию, выразившимися в фейерверке идей, учений, религиозных реформ, в появлении новых, доселе неведомых человеку духовных образований.

История представляет собой результат творчества личностей, вне личности никакой истории быть не может.

- ЧТО ТАКОЕ ОСЕВОЕ ВРЕМЯ? Конкретная историческая эпоха, начинающаяся в VII в. до н.э. и продолжающаяся вплоть

Слайд 13КОНЦЕПЦИЯ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
О.Шпенглер
А.Тойнби

КОНЦЕПЦИЯ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯО.ШпенглерА.Тойнби

Слайд 14«ЗАКАТ ЕВРОПЫ», ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ XIX – XX ВВ.)
Единой

истории человечества нет, но есть ряд замкнутых в себе культур.
Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает.
Между ними нет никакой преемственности.

Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет, имеет свою душу (аполлоновскую, фаустовскую и магическую).


«ЗАКАТ ЕВРОПЫ», ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ XIX – XX ВВ.) Единой истории человечества нет, но есть ряд

Слайд 15АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ ТОЙНБИ – АНГЛИЙСКИЙ ИСТОРИК («ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ»)
Исторический процесс - процесс

личностный.
Вся история всех культур – это череда вызовов и ответов.
Исторические циклы: рождение, рост, надлом, распад и гибель (с.258-260).

Главное в истории – это реализация духовных, творческих возможностей человека.

АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ ТОЙНБИ – АНГЛИЙСКИЙ ИСТОРИК («ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ»)Исторический процесс - процесс личностный.Вся история всех культур – это

Слайд 16МИРОВЫЕ КУЛЬТУРЫ ПИТИРИМА СОРОКИНА
Выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в

человеческой истории – идеациональную, идеалистическую и чувственную.
Выделял в обществе не классы, а страты.

П.Сорокин

МИРОВЫЕ КУЛЬТУРЫ ПИТИРИМА СОРОКИНАВыделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой истории – идеациональную, идеалистическую и

Слайд 17Социальная структура – элементы, составляющие общество и связанные друг с другом

(элементы: этнические группы, классы, социальные слои, профессиональные и возрастные группы).
Классы – большие группы людей, владеющие либо не владеющие средствами производства, занимающие определенное место в системе общественного разделения труда.
Страта – это социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации: доход, власть, образование, престиж.
Стратификация (расслоение) – характеристика развитого общества.
Социальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы, изменение статуса, положения.


Социальная структура – элементы, составляющие общество и связанные друг с другом (элементы: этнические группы, классы, социальные слои,

Слайд 182. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ
Уничижительная критика русского общества и

Отечественной истории.
Россия не была бы замечена во всемирной истории, если бы не ее географические пространства и просторы…

П.Я.Чаадаев

2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИУничижительная критика русского общества и Отечественной истории.Россия не была бы замечена

Слайд 19П.Я.ЧААДАЕВ О СУДЬБЕ РОССИИ. «ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»
Россия не вошла «в семью европейских

народов».
Колоссальное отставание от Запада (причины во влиянии православия).
Христианство – универсальный двигатель истории.

Разница путей европейских народов и России в различии форм христианства (католицизм – православие).
История Европы определяется идеей религиозного единства.

П.Я.ЧААДАЕВ О СУДЬБЕ РОССИИ. «ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»Россия не вошла «в семью европейских народов».Колоссальное отставание от Запада (причины во

Слайд 20ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ О РУССКОЙ ИСТОРИИ.

ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ О РУССКОЙ ИСТОРИИ.

Слайд 22САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМ, с. 296-298).
Исторические типы цивилизаций.
I типология
Собирательская (присваивающая)
Аграрная

цивилизация
Промышленная (индустриальная)
Постиндустриальная
II типология
Западная («европейская»)
Восточная («азиатская»)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  (ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМ, с. 296-298).Исторические типы цивилизаций.I типологияСобирательская (присваивающая)Аграрная цивилизацияПромышленная (индустриальная)ПостиндустриальнаяII типологияЗападная («европейская»)Восточная («азиатская»)

Слайд 253. СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Выделяют сферы общественной жизни:
Материально-экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
Сферы можно рассматривать как подсистемы

общества, имеющие сложное строение и обладающие относительной целостностью.
3. СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИВыделяют сферы общественной жизни:Материально-экономическаяСоциальнаяПолитическаяДуховнаяСферы можно рассматривать как подсистемы общества, имеющие сложное строение и обладающие

Слайд 26МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА – В ЕЕ ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ЛЮДЕЙ В ПОДДЕРЖАНИИ СВОЕЙ ЖИЗНИ.

Потребности: 1) первичные (жизненно важные нужды человека) и 2) вторичные (улучшение качества жизни).
Классификация укладов экономической жизни: марксистская (общественно-экономические формации) и современная (традиционная, централизованная, рыночная, смешанная экономики).

МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА – В ЕЕ ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ПОДДЕРЖАНИИ СВОЕЙ ЖИЗНИ.Потребности: 1)

Слайд 27СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП – КЛАССОВ, НАЦИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СООБЩЕСТВ, СТРАТ.

«Единицы» социальной сферы общества:
социально-классовые общности людей (классы, слои);
социально-этнические общности (нации, народности и др.);
социально-демографические общности (молодежь, женщины и др.);
малые группы людей (семья, трудовой коллектив).

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП – КЛАССОВ, НАЦИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ, СТРАТ.«Единицы» социальной сферы общества:социально-классовые общности

Слайд 28ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА СВЯЗАНА С УЧАСТИЕМ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ. ПОЛИТИКА - ЭТО

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ, ЗА ОБЛАДАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ КАК ЦЕНТРОМ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕ.

Ядро политической власти в обществе - государство.
Политическая власть - способность индивида или группы людей осуществлять свою волю, опираясь на соответствующие институты общества, законы, идеи и иные ресурсы.
Государство – это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА СВЯЗАНА С УЧАСТИЕМ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ.  ПОЛИТИКА - ЭТО БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ, ЗА ОБЛАДАНИЕ

Слайд 29ДУХОВНАЯ СФЕРА - ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ЛЮДЬМИ ФОРМ СВОЕГО СОЗНАНИЯ (НРАВСТВЕННОГО, РЕЛИГИОЗНОГО,

ХУДОЖЕСТВЕННОГО И Т.Д.), ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧЕРЕЗ КАНАЛЫ ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ, А ТАКЖЕ УСВОЕНИЯ ДЛЯ СЕБЯ ЭТОГО СОЗНАНИЯ (ДУХОВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ).

На почве духовной жизни рождается культура общества, формируется мир духовных ценностей.
Основной элемент – общественное сознание (индивидуальное, групповое, массовое).
Уровни общественного сознания – обыденно-практический и научно-теоретический.

ДУХОВНАЯ СФЕРА - ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ЛЮДЬМИ ФОРМ СВОЕГО СОЗНАНИЯ (НРАВСТВЕННОГО, РЕЛИГИОЗНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И Т.Д.), ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧЕРЕЗ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть