Слайд 1Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО
«Губернаторский колледж социально-культурных
технологий и инноваций»
Презентация по предмету «Танец»
специальность «Актерское искусство», вид: актер театра и кино;
«НХТ», вид: театральное творчество; этнографическое творчество
тема: Агриппина Яковлевна Ваганова создатель системы воспитания классического танцовщика
Выполнила:. преподаватель хореографических дисциплин
Масловская Н. А
Томск 2014
Слайд 2Цель:
сформировать представление о Вагановой Агриппине Яковлевне как создателе методики преподавания
классического танца
Задачи:
рассмотрение основных этапов жизни и творчества А.Я.Вагановой;
знакомство с её педагогической деятельностью;
рассмотрение системы классического воспитания танцовщика;
рассмотрение создания «русской школы» балета;
опосредованное знакомство со знаменитыми личностями;
воспитание патриотических чувств через общение с шедеврами классического наследия;
расширение познавательного потенциала студентов.
Слайд 3«Про тело она знала все», - говорят ее ученицы. Имя Агриппины
Вагановой окружено легендами - ее строгость и непосредственность, редкие похвалы казались чудачествами. Она требовала умного отношения к танцу. Ее слава педагога вспыхнула как фейерверк и продолжает светить по сей день. Многие ее знаменитые ученицы продолжают ее дело и сегодня. Среди них были: Семенова, Уланова, Вечеслова, Дудинская, Балабина, Кириллова, Шелест, Войшнис, Петрова, Кургапкина, Моисеева, Осипенко, Колпакова.
Слайд 4Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году семье капельдинера Мариинского театра.
В 1897 году она окончила балетное отделение Петербургского театрального училища (ученица Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. «Невыразительные» внешние и физические природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы - на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета.
Слайд 5Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой
фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звездами, она училась: Агриппина Ваганова сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы.
Слайд 6Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ
Х. П. Иогансоном, Н. Г. Легатом и О. И. Преображенской смягчили прямолинейную жесткость итальянской манеры. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем — множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов.
Слайд 7От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций».
До сих пор вариации
в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими».
Слайд 8Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли - Повелительницы дриад
в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни.
Слайд 9Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: «Было
очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания».
Слайд 10Позже Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные
партии в балетах «Ручей» Л.Делиба - Наила, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского - Одетта-Одиллия, «Конек-горбунок» - Царь-девица, «Жизель» А.Адана - Жизель ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 году она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.
Е.О.Вазем
Слайд 11Молодая «русская школа» балета только зарождалась и еще не была закреплена
в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов - Е.О.Вазем, пользуясь советами и пояснениями к «итальянскому» экзерсису О.И.Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, Ваганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. Все более ясным становилось желание разобраться в «науке танца».
М. Фокин
Слайд 12В 1918 году Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил
тогда балетный критик и горячий сторонник классического танца А. Л. Волынский. Три года спустя Агриппина Яковлевна перешла в Хореографическое училище.
А. Л. Волынский
Слайд 13Ваганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждался
вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству.
Слайд 14Ее работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время,
когда пресса называла балет тепличным искусством. «...И тарлатановая тюника балерины, и прочая премудрость - все это еще от Монгольфьера, от воздушного шара», «Классика, корнями упирающаяся в галантность эпохи Людовиков... органически чужда нашей эпохе!» Подобные безапелляционные заявления пестрели на страницах журналов и газет.
Слайд 15Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета - классический
танец
Слайд 16Вместо системы классического воспитания танцовщика апологеты «нового» искусства предлагали «теафизтренаж», спортивную
гимнастику, танец «эксцентрический», «механический» и «акробатический».
Слайд 17В это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась строго проверяемая
практикой педагогическая система, позднее ставшая известной всему миру как система А. Я. Вагановой.
Слайд 18Результаты работы были замечены не сразу, хотя уже в 1923 году
Ваганова выпустила отличных танцовщиц О.Мунгалову и Н.Млодзинскую, в 1924-м - Н.Камкову и Е.Тангиеву.
Слайд 19Следующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного
триумфа Марины Семеновой и ее педагога.
Слайд 20Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семенову признали сложившейся балериной, но сущность
ее таланта на первых порах была неправильно понята. В ней видели «цветок старинного искусства», исключительное, но случайное явление, тогда как она была одной из первых закономерных удач новой советской хореографической школы.
Слайд 21На следующий год, в 1926, Ваганова выпустила Ольгу Иордан,
Слайд 26Критика отмечала глубоко индивидуальный характер дарования молодых балерин. И в то
же время в танце Улановой находили «много семеновского... грацию, ту же исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жеста». Стало очевидно, что это черты формирующейся школы.
Слайд 27Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в
двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара.
Слайд 28С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра
оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни».
Слайд 29Осуществленные Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935)
отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской.
Слайд 30«Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на
спектаклях нашего театра у всех — от артисток кордебалета до ведущих балерин — нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты «школы Вагановой», — пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н. М. Дудинская.
Слайд 31Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы
постепенно распространили ее методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала уже семь изданий и была переведена на разные языки.