Презентация, доклад к уроку на тему: А.Я. Ваганова - создатель системы преподавания классического танца

Содержание

Цель: сформировать представление о Вагановой Агриппине Яковлевне как создателе методики преподавания классического танца Задачи: рассмотрение основных этапов жизни и творчества А.Я.Вагановой; знакомство с её педагогической деятельностью; рассмотрение системы классического воспитания танцовщика;

Слайд 1Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных

технологий и инноваций» Презентация по предмету «Танец» специальность «Актерское искусство», вид: актер театра и кино; «НХТ», вид: театральное творчество; этнографическое творчество тема: Агриппина Яковлевна Ваганова создатель системы воспитания классического танцовщика


Выполнила:. преподаватель хореографических дисциплин
Масловская Н. А
Томск 2014

Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

Слайд 2Цель: сформировать представление о Вагановой Агриппине Яковлевне как создателе методики преподавания

классического танца Задачи: рассмотрение основных этапов жизни и творчества А.Я.Вагановой; знакомство с её педагогической деятельностью; рассмотрение системы классического воспитания танцовщика; рассмотрение создания «русской школы» балета; опосредованное знакомство со знаменитыми личностями; воспитание патриотических чувств через общение с шедеврами классического наследия; расширение познавательного потенциала студентов.
Цель:  сформировать представление о Вагановой Агриппине Яковлевне как создателе методики преподавания классического танца   Задачи:

Слайд 3«Про тело она знала все», - говорят ее ученицы. Имя Агриппины

Вагановой окружено легендами - ее строгость и непосредственность, редкие похвалы казались чудачествами. Она требовала умного отношения к танцу. Ее слава педагога вспыхнула как фейерверк и продолжает светить по сей день. Многие ее знаменитые ученицы продолжают ее дело и сегодня. Среди них были: Семенова, Уланова, Вечеслова, Дудинская, Балабина, Кириллова, Шелест, Войшнис, Петрова, Кургапкина, Моисеева, Осипенко, Колпакова.
«Про тело она знала все», - говорят ее ученицы. Имя Агриппины Вагановой окружено легендами - ее строгость

Слайд 4Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году семье капельдинера Мариинского театра.

В 1897 году она окончила балетное отделение Петербургского театрального училища (ученица Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. «Невыразительные» внешние и физические природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы - на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета.
Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году семье капельдинера Мариинского театра. В 1897 году она окончила балетное

Слайд 5Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой

фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звездами, она училась: Агриппина Ваганова сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы.
Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми

Слайд 6Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ

Х. П. Иогансоном, Н. Г. Легатом и О. И. Преображенской смягчили прямолинейную жесткость итальянской манеры. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем — множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов.
Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ Х. П. Иогансоном, Н. Г. Легатом

Слайд 7От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации

в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими».
От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон

Слайд 8Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли - Повелительницы дриад

в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни.
Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли - Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в

Слайд 9Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: «Было

очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания».
Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: «Было очевидно, что я не прогрессирую. И

Слайд 10Позже Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные

партии в балетах «Ручей» Л.Делиба - Наила, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского - Одетта-Одиллия, «Конек-горбунок» - Царь-девица, «Жизель» А.Адана - Жизель ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 году она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.

Е.О.Вазем

Позже Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные партии в балетах «Ручей» Л.Делиба -

Слайд 11Молодая «русская школа» балета только зарождалась и еще не была закреплена

в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов - Е.О.Вазем, пользуясь советами и пояснениями к «итальянскому» экзерсису О.И.Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, Ваганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. Все более ясным становилось желание разобраться в «науке танца».

М. Фокин

Молодая «русская школа» балета только зарождалась и еще не была закреплена в педагогической практике. Это и стало

Слайд 12В 1918 году Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил

тогда балетный критик и горячий сторонник классического танца А. Л. Волынский. Три года спустя Агриппина Яковлевна перешла в Хореографическое училище.

А. Л. Волынский

В 1918 году Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил тогда балетный критик и горячий сторонник

Слайд 13Ваганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждался

вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству.
Ваганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства,

Слайд 14Ее работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время,

когда пресса называла балет тепличным искусством. «...И тарлатановая тюника балерины, и прочая премудрость - все это еще от Монгольфьера, от воздушного шара», «Классика, корнями упирающаяся в галантность эпохи Людовиков... органически чужда нашей эпохе!» Подобные безапелляционные заявления пестрели на страницах журналов и газет.
Ее работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время, когда пресса называла балет тепличным искусством.

Слайд 15Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета - классический

танец
Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета - классический танец

Слайд 16Вместо системы классического воспитания танцовщика апологеты «нового» искусства предлагали «теафизтренаж», спортивную

гимнастику, танец «эксцентрический», «механический» и «акробатический».
Вместо системы классического воспитания танцовщика апологеты «нового» искусства предлагали «теафизтренаж», спортивную гимнастику, танец «эксцентрический», «механический» и «акробатический».

Слайд 17В это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась строго проверяемая

практикой педагогическая система, позднее ставшая известной всему миру как система А. Я. Вагановой.
В это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась строго проверяемая практикой педагогическая система, позднее ставшая известной

Слайд 18Результаты работы были замечены не сразу, хотя уже в 1923 году

Ваганова выпустила отличных танцовщиц О.Мунгалову и Н.Млодзинскую, в 1924-м - Н.Камкову и Е.Тангиеву.
Результаты работы были замечены не сразу, хотя уже в 1923 году Ваганова выпустила отличных танцовщиц О.Мунгалову и

Слайд 19Следующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного

триумфа Марины Семеновой и ее педагога.
Следующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семеновой и ее педагога.

Слайд 20Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семенову признали сложившейся балериной, но сущность

ее таланта на первых порах была неправильно понята. В ней видели «цветок старинного искусства», исключительное, но случайное явление, тогда как она была одной из первых закономерных удач новой советской хореографической школы.
Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семенову признали сложившейся балериной, но сущность ее таланта на первых порах была

Слайд 21На следующий год, в 1926, Ваганова выпустила Ольгу Иордан,

На следующий год, в 1926, Ваганова выпустила Ольгу Иордан,

Слайд 22потом Галину Уланову

потом Галину Уланову

Слайд 23и Татьяну Вечеслову,

и Татьяну Вечеслову,

Слайд 24затем Наталью Дудинскую

затем Наталью Дудинскую

Слайд 25и Фею Балабину...

и Фею Балабину...

Слайд 26Критика отмечала глубоко индивидуальный характер дарования молодых балерин. И в то

же время в танце Улановой находили «много семеновского... грацию, ту же исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жеста». Стало очевидно, что это черты формирующейся школы.
Критика отмечала глубоко индивидуальный характер дарования молодых балерин. И в то же время в танце Улановой находили

Слайд 27Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в

двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара.
Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы было важно сохранить классическое

Слайд 28С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра

оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни».
С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время

Слайд 29Осуществленные Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935)

отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской.
Осуществленные Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов

Слайд 30«Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на

спектаклях нашего театра у всех — от артисток кордебалета до ведущих балерин — нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты «школы Вагановой», — пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н. М. Дудинская.
«Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех —

Слайд 31Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы

постепенно распространили ее методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала уже семь изданий и была переведена на разные языки.
Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили ее методику по всей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть