Слайд 2
Помимо мусульманских праздников которые отмечались по
скользящему лунному календарю, в традиционной праздничной
культуре татар
заметное место занимали народные праздники и обряды, проводимые в
определенное время года, и, как правило, связанные с тем или иным
этапом сельскохозяйственных работ. Самый главный из этих праздников - Сабантуй. Сабан" в переводе с татарского означает "плуг", а "туй" - это праздник. Сабантуй - праздник в честь окончания посевных работ
Слайд 3Сабан" в переводе с
Сабан" в переводе с
Слайд 7
Основные моменты, характерные черты его заключались в следующем.Накануне праздника по сложившемуся
ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний. На следующий день -кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения - Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие жители аула (а это были все, кто мог присутствовать!) и гости в самых
лучших одеждах прибывали сюда кто пешком, кто на подводе, семьями,
группами, поодиночке, со своими музыкантами.Основные состязания - борьба на кушаках - курэш (борьба).
Слайд 8
В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию
полотенцем, и таким образом ведут борьбу. Начинали состязание два мальчика 5-6 лет или два старика. Их одаривали. Это зачин, затравка.Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника,
получал подарок.Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не становился побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца - батыра. Таких набиралось несколько человек. И их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получал одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов.Пока набирала силу борьба, чуть в стороне проводились состязания по бегу.
Слайд 11
Завершали состязания скачки. Участие в них считалось престижным,
поэтому на скачки выставляли
коней все, кто мог. Наездниками были
мальчики лет 8-12, дистанция - 5-8 км. В целях безопасности финиш
располагался в стороне от основного места состязаний, однако
награждение проходило на Майдане. Кстати, награждали всех участников
скачек, правда, ценность подарков была различной. Пришедшей
последней лошади, как правило, привязывали полотенце, специально
оговоренное дарительницей, чтобы "утешить ее". Считалось, что она
плачет - елый, имеш. Неотъемлемым элементом сабантуя были вечерние молодежные игрища.Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ,где-нибудь за околицей, на лугах.
Слайд 13
Отличие Сабантуя от Майдана, кроме сроков проведения, заключалось и
в том, что
непременной, составной частью первого, начинающей,
собственно, праздничное время, являлся подворный сбор детьми
крашеных яиц. Красили их накануне в отваре луковой кожуры, в
зависимости от концентрации которого получался цвет яиц от
золотисто-желтого до темно-коричневого. А выходили собирать рано
тром. Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись,
был урожайным год, предваряя эти пожелания фразой: "Пусть легкой
будет моя нога" - Аягым жинел булсын. Считалось, что если первым в
дом в этот день войдет человек "с легкой ногой", то год будет
благополучным. Кстати, подобный обряд бытовал и во всех мишарских
аулах, но имел там конкретную дату проведения. Обряд был приурочен к Пасхе
Слайд 14
Время проведения этого праздника - один из воскресных дней июня.Обогатилась программа
состязаний, в том числе и за счет включения многочисленных
шуточных состязаний, в которых активное участие принимают женщины
всех возрастов, которые в прошлом были лишь зрителями. Кроме
спортивных состязаний проводятся и состязания певцов, танцоров.
Выступают участники художественной самодеятельности, артисты.
Подарки победителям-в основном за счет предприятий и спонсоров.