Слайд 2Кейс-метод-
метод коллективного анализа ситуаций
Под ситуацией( кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной
реальной ситуации
Впервые «кейс-метод» был применен в Гарвардском университете в 1924году.
В России в 50 г. – публикации Смолкина А.М., Борисова Н.В., Жукова Р.Ф.. И др.
Слайд 3КС
Ситуация- проблема
Ситуация- оценка
Ситуация- иллюстрация
Ситуация- тренинг
По учебной
функции
Виды ситуаций
Слайд 4Ситуация- проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения.
Ситуация-оценка –
прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить
« правильно- неправильно» и предложить свое адекватное решение.
Ситуация- иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал.
Ситуация- тренинг –прототип банка стандартных или других ситуаций
Слайд 5КС
Классическая ситуация
« Живая» ситуация
Разбор корреспонденции
Действие по алгоритму
По способу
представления
« инцидент»
Слайд 6Классическая ситуация- может быть взята из литературы, практики, может искусственно сконструирована.
Живая
ситуация- берется из жизни, но не кому не известно принятое решение.
Разбор корреспонденции- имеется в виду, действительно, входящая и исходящая корреспонденция. Цель- выработать умение вдумчиво читать, выявлять главное и второстепенное и прогнозировать решения.
Действия по алгоритму, по инструкции – выработка умений действовать в соответствии с нормативными документами. Для этого предлагается ситуация и сам нормативный документ.
Слайд 8Принципы КС
Принципы
КС
ПРОБЛЕМНОСТЬ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
СИТ.
И РЕШЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНО-
ИНДИВИД. Д-ТЬ
ДИАЛОГИЧНОСТЬ
Слайд 9Три уровня применения КС
1 уровень – во время лекции преподаватель в
качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Преподаватель сам анализирует данную ситуацию и предлагает правильный вариант решения.
2 уровень – во время лекционного процесса вводит конкретную проблему и предлагает решить ее индивидуально. Выслушиваются 2-3 студента с их решениями. Преподаватель анализирует полученные данные, приводит свое оптимальное решение.
3 уровень - Использование КС на практических занятиях ( Банк КС или Кейс метод)
Слайд 10Источники и этапы создания кейса
1 этап представляет творческую работу по созданию
кейса и вопросов для его анализа. Осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно- исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
«полевые» ( основанные на реальном фактическом материале) кейсы и
« кресельные» ( вымышленные)
кейсы
Слайд 11Стадии:
определение раздела курса, которому посвящена ситуация
формулирование целей и задач
определение проблемной ситуации,
формулировка проблемы
поиск необходимой информации
создание и описание ситуации
Слайд 12Источники формирования кейса
Художественная и публицистическая литература
Использование статистических данных
Анализ научных статей, монографий
и отчетов
Реальные события местной жизни
Интернет ресурсы
Слайд 132 этап – деятельность преподавателя в аудитории
Этап введения в кейс, постановки
преподавателем основных вопросов
( 5-7 мин.)
Анализ ситуации ( индивидуально или в малых группах) ( 30- 40 мин.)
Слайд 14Презентация решений по кейсам
1-2 участника ( спикера) от каждой группы
Поощрять
использование плакатов, схем, графиков
Побуждать дополнять высказывание спикера
Участники задают вопросы
Слайд 15Этап общей дискуссии
Формулируются 4 основных вопроса:
1.Почему ситуация выглядит как дилемма?
2. Кто
принимал решения?
3. Какие варианты решения он имел?
4. Что ему надо было сделать?
Провести голосование «Чье решение было самым удачным?»
Слайд 16Этап подведения итогов
Преподаватель должен
« раскрыть карты».
Как были решены
проблемы, которые
обсуждались слушателями, в
реальной жизни?
Для « кабинетных» кейсов важно обосновать версию
преподавателя!
Слайд 17Кейс- метод – сложная многоаспектная технология
Представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической
технологии, т.е включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.
Кейс- метод можно рассматривать как синергетическую технологию.
Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями.
Слайд 18Интегрирует в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и
коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств.
Представляет собой специфическую разновидность проектной технологии.
Концентрирует в себе значительные достижения технологии « создание успеха». Характерна активизация обучающихся, стимулирование успеха, подчеркивание достижений учащихся. Именно ощущение успеха способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
Слайд 19Литература
Петин Б.Ф. Введение в научные основы самостоятельной работы студентов в условиях
многоступенчатой системы высшего образования. – М. 1991.
Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под ред. А.П. Беляевой. – СПб., 1995.
Рыблова А.М. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе. – Саратов, 1999.
Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М., 1997.
Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. – М., 2002.
Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. – М., 2002.