Слайд 2Этнографические группы марийцев
Марийцы делятся на три этнические группы: горные, луговые и
восточные. Восточные марийцы оформились в этнографическую группу, переселившись на восток в VX-VIII веках. На сегодняшний день они имеют особенности в языке, некоторую специфику в духовной и материальной культуре.
Слайд 3Восточные мари
Исследователи выделяют четыре группы восточных марийцев:
Прикамская группа, расселившаяся в южной
части Камско-Вятского междуречья;
Прибельская группа, расселившаяся между реками Белая и Уфа;
Икско-сюньская группа, проживающая в Икско-Сюньском междуречье;
Уральская группа, расселившаяся по течению рек Уфа и Сылва.
Слайд 4Восточные мари
На сегодняшний день восточные марийцы проживают на территориях Республик Башкортостан,
Татарстан, Удмуртия; Свердловской, Кировской областях и Пермском крае. Наиболее компактно восточные марийцы проживают в Башкортостане и Свердловской области.
Слайд 5Восточные мари
Исследователи отмечают, что именно у восточных марийцев сохранились архаичные черты
быта, культуры и религии.
Слайд 6Песни восточных мари
Самый распространенный и наиболее самобытный жанр фольклора восточных и
других групп мари – песни, муро. Песни сопровождали трудовую деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные обряды. По жанровому составу различаются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, величальные, сиротские, рекрутские, поминальные, песни-раздумья и другие.
Характерной особенностью песен восточных мари является двухчастное построение образных выражений на основе сравнения или противопоставления: за изображением природного явления воспроизводится выражение чувства, состояния души или действия личности.
Слайд 7Песни восточных мари
В песнях восточных мари прослеживаются и финно-угорские
корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Основным жанром с далеких времен является лирическая песня. В основе своей она одноголосна и лишь в современном песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия. Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки.
Слайд 8Песни восточных мари
Особенно богаты и разнообразны по репертуару и мелодике свадебные
песни, как и весь свадебный фольклор. Основную песенную нагрузку несли женщины-участницы обряда со стороны жениха. В своих песнях они извещали о цели приезда, описывали путь следования, песнями выкупали место за столом, выражали благодарность хозяевам и их родне за прием, угощение и воспитание невесты, отдавали должное ей самой.
Слайд 9Песни восточных мари
В рекрутских песнях, исполняемых мобилизованными на армейскую службу, наряду
с грустным чувством разлуки выражалась надежда на возвращение.
Слайд 10Песни восточных мари
Большинство песен восточных и других групп мари имеет протяжную
интонацию. Основой музыкального строя является пентатоника, пятизвучный бесполутоновый звукоряд. Несмотря на ограниченный ладовый звукоряд, мелодии марийских песен довольно выразительны, их ритмический рисунок богат и разнообразен.
Слайд 11Песни восточных мари
В настоящее время у восточных мари, как у
горных и луговых, проводятся традиционные народные праздники, создаются творческие коллективы, исполняющие народные песни. Современные марийские артисты исполняют народные песни в современной обработке (например, Станислав Шакиров).