Презентация, доклад к теме Виды речевого общения (часть 1)

Содержание

Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Человеческая деятельность на две трети состоит из речевой.Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека,

Слайд 1Речевое общение
и его основные единицы

Речевое общение и его основные единицы

Слайд 2Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Без общения, как без

воздуха, человек не может существовать.

Человеческая деятельность на две трети состоит из речевой.

Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Человеческая

Слайд 3Проблемы общения исследуют представители различных наук:
философы,
психологи,
лингвисты,
социологи,
культурологи и

др.

Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность ит. п.

Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.
Проблемы общения исследуют представители различных наук:философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и

Слайд 4Речевая ситуация — это контекст высказывания, то, что помогает его понять.

Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий.

Таким образом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слушающий, время и место высказывания.
Речевая ситуация — это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном

Слайд 5Речевая ситуация помогает понять
смысл сообщения,
конкретизирует значение ряда грамматических категорий,

например, категорий времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др.

Она позволяет также правильно
толковать высказывание,
уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация),
выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д.
Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категорий времени, местоименных слов типа

Слайд 6Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.

Например,

типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.


Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной

Слайд 7Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным

речевой ситуацией (прагматическое значение) и т.д.

Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное:
«Не расстраивайся, все будет хорошо»,
«Не беспокойся обо мне»,
«Скоро все узнаешь» и др.

Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называются косвенными.
Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным речевой ситуацией (прагматическое значение) и т.д.

Слайд 8Вот примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:

1. Мне нездоровится.
- Я

не хочу с вами разговаривать.
- Вызовите поскорее врача.
- Я не буду выполнять эту работу.
- Оставьте меня впокое.

2. Я приду завтра.
- Объявление/утверждение.
- Обещание.
- Угроза.
Вот примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:1. Мне нездоровится.- Я не хочу с вами разговаривать.- Вызовите

Слайд 9Косвенные высказывания широко используются в речи.

Они делают речь более выразительной,
сжатой,
позволяют

передавать разнообразные экспрессивные оттенки.

Смысл косвенных высказывании становится понятным только в контексте речевой ситуации.
Косвенные высказывания широко используются в речи.Они делают речь более выразительной, сжатой,позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных

Слайд 10Основная единица речевого общения — речевое событие.

А.К. Михальская в учебном пособии

«Основы риторики», речевое событие — это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.

Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конференция, разговор в булочной, в метро и т. д.

Речевое событие составляют два главных компонента:
1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.);
2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).
Основная единица речевого общения — речевое событие.А.К. Михальская в учебном пособии «Основы риторики», речевое событие — это

Слайд 11Первую составляющую речевого события, то есть живую речь, взятую в событийном

аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом.

Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь».
Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, пространственное поведение собеседников.

Пространственное поведение — это то, насколько близко собеседники стремятся находиться друг от друга.
Первую составляющую речевого события, то есть живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом.Дискурс

Слайд 12Интимная зона (от 15 до 46 см) — наиболее охраняемая зона

межличностного общения; проникать в неё разрешается только тем, кто находится в теснейшем эмоциональном контакте.

Личная зона (от 46 см до 1,2 м) — зона общения, соблюдаемая собеседниками на вечеринках, официальных приемах, дружеском общении.

Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м) — зона, характерная для общения посторонних людей.

Общественная зона (более 3,6 м) соблюдается при адресации к большой группе людей.
Интимная зона (от 15 до 46 см) — наиболее охраняемая зона межличностного общения; проникать в неё разрешается

Слайд 13Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая
его участников,


их взаимоотношения,
обстоятельства, в которых происходит общение.

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы:
«дискурс + речевая ситуация + речевое событие».
Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит

Слайд 14Компоненты речевого события:
■ словесная речь и то, что ее сопровождает;
■ речевая

ситуация (контекст высказывания).

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление:
с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом,
с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.).


Для речевого взаимодействия требуется коллектив (самое меньшее два человека).

Компоненты речевого события:■ словесная речь и то, что ее сопровождает;■ речевая ситуация (контекст высказывания).Речевое взаимодействие представляет собой

Слайд 15В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции,

знания, память.

Помимо непосредственных участников — говорящего (S-субъект) и слушающего (А-адресат), обычно меняющихся ролями, необходим
предмет речи (то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией; обозначим Б),
знание языка (L), или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, значений передаваемой информации в знаки, слова, единицы передаваемого сообщения;
само высказывание (V),
та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего (S) по поводу того, о чем он говорит (Б) для своего адресата (А) при помощи языка (L), известного им обоим.
Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные «участники» диалога.

В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.Помимо непосредственных участников — говорящего

Слайд 16Эффективность речевой коммуникации
В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык

и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.

Основные принципы ведения разговора:
■ принцип последовательности;
■ принцип предпочтительной структуры;
■ принцип кооперации;
■ принцип вежливости
Эффективность речевой коммуникацииВ процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники

Слайд 17Ученые сформулировали ряд важных организационных, принципов речевой коммуникации. Один из них

назван принципом последовательности.

Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа.

Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ;
приветствие сопровождается приветствием;
просьба — принятием или отклонением и т. д.

Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
Ученые сформулировали ряд важных организационных, принципов речевой коммуникации. Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает релевантность

Слайд 18Другой принцип — принцип предпочитаемой структуры - характеризует особенности речевых фрагментов

с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами.

Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно.

Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.
Другой принцип — принцип предпочитаемой структуры - характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами.

Слайд 19Например:
1. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

В. Хорошо.

2. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. [пауза]
В. Я бы с удовольствием... но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую.

Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами.

3. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. [пауза]
А. И тогда я смогу предоставить вам несколько дней отгула, как вы просили.
В. Хорошо.
Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть
собеседника, избежать критической направленности разговора.
Например:1. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.  В. Хорошо.2. А. Я прошу

Слайд 20Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.



Этот принцип сформулировал Г.П. Грайс:
«Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».

Сформулированы конкретные постулаты, применение которых способствует соблюдению этого принципа. Эти постулаты делятся на четыре категории — количества, качества, отношения и способа.
Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г.П. Грайс: «Твой

Слайд 21Категорию количества он связывает с тем объемом информации, который требуется передать:

Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;
■ Твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

К категории качества Г.П.Грайс относит общий постулат:
■ Старайся, чтобы высказывание было истинным;
■ Не говори того, что считаешь ложным;
■ Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Категорию количества он связывает с тем объемом информации, который требуется передать:■ Твое высказывание должно содержать не меньше

Слайд 22С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности:

Не отклоняйся от темы разговора.

Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится:
■ Выражайся ясно;
■ Избегай непонятных выражений;
■ Избегай неоднозначных выражений;
■ Избегай ненужного многословия.

Автор подчеркивает целесообразность и полезность соблюдения принципа кооперация и его постулатов для всякого, кто стремится к достижению конечных целей речевого общения (это могут быть передача и получение информации, оказание влияния на других и подчинение себя чьему-либо влиянию и т. п.).
С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности:■ Не отклоняйся от темы разговора.Категория способа

Слайд 23 2. Виды и формы общения
Выбор оптимальных видов и форм общения

с учетом всех особенностей конкретной ситуации – это важный элемент культуры.
Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным параметрам.

Н.И. Формановская выделяет следующие виды общения:

По цели: фатическое (т.е. неинформативное) – информативное (нефатическое).

По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, т.е. обычно естественный национальный язык) – невербальное (несловесное – жесты, мимика и т. п.).
2. Виды и формы общенияВыбор оптимальных видов и форм общения с учетом всех особенностей конкретной ситуации

Слайд 24По форме языка: устное – письменное.

По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и

ты-слушающего: монологическое – диалогическое.

По положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное – дистантное.

По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное - непосредственное.

По количеству участников: межличностное – публичное – массовое.

По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное – официальное.

По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное – стереотипное .и др.

По форме языка: устное – письменное.По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое – диалогическое.По положению коммуникантов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть