Слайд 1Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования
Слайд 2Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Слайд 3Что такое мониторинг?
Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает;
англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.
Слайд 4 Организация педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки
и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Слайд 5– это система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации
о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем ОУ и прогнозирование их развития.
Мониторинг
организация
сбор
хранение
обработка
анализ
распространение
информации
объективной – отражающей реальное состояние дел, а не мнение об этом одного или нескольких исследователей или других лиц;
точной
– с минимальными погрешностями измерений;
полной – (нельзя судить о состоянии дел в школе только на основе опроса какой-либо одной группы участников ОП);
достаточной – объем информации должен позволить принять обоснованное решение
структурированной – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;
оптимально обобщенной – (родители, учащиеся, учителя, органы управления образованием);
оперативной, т. е. своевременной;
доступной –должна быть доступной для получения, должна позволить увидеть реальные проблемы, требующие решения.
Слайд 6Организация педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности
ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Слайд 7Организация педагогического мониторинга
Мониторинговые исследования:
– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную
деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
Слайд 8Цели мониторинга:
– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
– определение
эффективности управления качеством обучения.
Задачи мониторинга:
– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;
–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Слайд 9 Этапы мониторинга:
Подготовительный
Аналитический
Практический
Слайд 10Методы сбора и обработки информации:
Методы
Наблюдение
Анализ документов
Анализ уроков
Экспертный опрос
Тестирование
Анкетирование
Контрольные срезы
Слайд 11Формы мониторинга
Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения
технологии сбора и обработки материалов диагностики.
Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Слайд 12Внутришкольный мониторинг
Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания,
форм и методов учебного процесса.
Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.
Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.
Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
Слайд 13Динамический - исследование данных о динамике развития того или иного объекта,
явления или показателя.
Конкурентный - изучение результатов идентичного обследования других образовательных систем.
Сравнительный – сравнение результатов идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный – использование нескольких оснований для экспертизы.
Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.
Базовый(фоновый)– выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления.
Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.
Управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решения.
Виды мониторинга
Слайд 14Объекты мониторинга
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные
направления образовательного процесса.
Слайд 15основные объекты:
образовательные результаты
условия достижения
образовательных
результатов
цена достижения образовательных результатов
Мониторинг образовательных результатов
учащихся … классов
обученность
обучаемость
творческие успехи
Критерии:
Мониторинг уровня обученности учащихся
Мониторинг обучаемости учащихся
Мониторинга творческих успехов учащихся
Критерии:
наличие ресурсов :
методических;
валеологических;
ресурсов получения дополнительного образования;
ресурсов образовательной среды.
Мониторинг методических ресурсов
Мониторинг ресурсов получения
дополнительного образования
Мониторинг ресурсов
образовательной среды
Динамика уровня творческого потенциала педагогов
нагрузка учащихся;
Критерии:
нагрузка учителей;
состояние здоровья
учащихся
состояние здоровья
учителей.
Мониторинг состояния здоровья
учащихся и учителей.
Мониторинг нагрузки учащихся.
Мониторинг нагрузки учителей.
Слайд 16
Мониторинг как технология управления качеством обучения
Для создания целостной системы
мониторинга учебного процесса, позволяющей не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации Программа «Управление качеством образования в школе».
Слайд 17Мониторинг
Педагогическая система
ВЫЯВЛЕНИЕ
Неуспешности
неуспешности
успешности
Учитель
ШМО
Обобщение и распространение опыта
Администрация
Педсовет
Выявление причин неуспешности
Построение программы коррекции неуспешности
Слайд 18Организация мониторинга качества результатов
Слайд 19
Направления
внутришкольного мониторинга:
Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся.
Организация процесса обучения (посещаемость
учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому).
Уровень профессионального мастерства педагогов.
Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Участие учеников школы и учителей в научно-исследовательской деятельности.
Слайд 20Учебный мониторинг
1. Включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и
уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Слайд 21Механизм реализации мониторинга:
Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
Изучение
личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
Слайд 22Механизм реализации мониторинга
В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:
– достигается ли цель
образовательного процесса;
–существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Слайд 23Два уровня мониторинга:
Индивидуальный (осуществляет учитель отслеживание различных сторон учебного процесса:
уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество ЗУН).
Внутришкольный – мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.
Слайд 24Внутришкольный мониторинг
Входной контроль
Итоговый
контроль
Промежуточ
ный контроль
Мониторинг качества обучения
Полугодовые контрольные работы
Тематический контроль
Четвертные контрольные работы
Слайд 25 Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре,
ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
Слайд 26
Модель мониторинга качества образования
1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся должна
проводиться в течение учебного года по основным учебным дисциплинам, по классам.
2. Обработка и анализ полученных результатов.
По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.
Слайд 273. Коррекция. Меры по коррекции включают в себя:
Встречи с родителями с
указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу и тенденции успеваемости;
обсуждение проблем учащихся на классных часах;
обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей;
формирование учебной мотивации;
развитие профессиональных интересов;
проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.
Слайд 28 Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании
степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения.
При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.
Слайд 29Выводы и рекомендации:
Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом
обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности.
В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.
Слайд 30Выводы и рекомендации:
Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях:
1.Тестовые задания
должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками.
Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год.
Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов).
Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время.
Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга.
Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения, особенно учащимися начальных классов.
Слайд 31Выводы и рекомендации:
2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного
процесса.
3. Наиболее существенные показатели в мониторинге можно выделить:
- объективность оценки учителем знаний учащегося; - анализ результатов обучения;
- выявление динамики успешности освоения предмета как отдельным учащимся, так и класса в целом;
- выявление реального уровня квалификации педагога.
4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит:
· от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение;
· от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают)
Слайд 32Выводы и рекомендации:
Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать
содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий.
Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.
Слайд 33Литература
Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005,
№ 1.
Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе.
Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием.
Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5