Слайд 1ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАПРЕДМЕТНЫМ ЗАДАНИЯМ
Слайд 2МАКЕТ "ЗАГОЛОВОК И ОБЪЕКТ" СО СПИСКОМ
Добавьте здесь первый пункт маркированного списка.
Добавьте
здесь второй пункт маркированного списка.
Добавьте здесь третий пункт маркированного списка.
«Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда и лучше учителя».
(Л.Н. Толстой)
Слайд 3Содержание:
Требования к заданиям на уроке
Виды грамотности
Принципы составления метапредметных заданий
Принцип построения
метапредметного задания
Слайд 4Метапредметное задание направлено на формирование:
Слайд 5Требования к заданиям на уроке
Слайд 7УКАЖИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ И ПРОИЛЛЮСТРИРУЙ ЕГО
Коле нужно разрезать бублик на
7 частей, а Рите - батон на 8 частей. Дети приступили к работе одновременно. Кто из них быстрее справится с работой, если на один разрез они тратят одинаковое время?
А. Коля справится быстрее.
Б. Рита справится быстрее.
В. Справятся одновременно.
Г. Узнать невозможно, так как в условии задачи не сказано, сколько секунд они тратят на один разрез.
Слайд 8ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Умения: использование моделей (графико-знаковых средств) для решения задач.
Действия учащихся: графическое
моделирование в нестандартной ситуации.
Предмет: математика
Слайд 9В одной старой книжке Петя прочитал следующее: «Чтобы проверить, насколько прозрачна
вода, налейте ее в чистую стеклянную банку и поместите за банкой газету. Чем легче прочитать газетный текст через банку с водой, тем вода прозрачнее».
Петя решил сравнить прозрачность воды в трех близлежащих озерах: Глубоком, Мелком и Холодном. Он набрал воду из этих озер в три чистые стеклянные банки и по очереди поместил за каждой из банок газету. Петя схематически изобразил ход своей работы и описал результаты наблюдения: «Лучше всего газета читается через банку с водой из озера Холодного, значительно хуже - через банку с водой из озера Мелкого. А через банку с водой из озера Глубокого почти совсем не читается»
Слайд 10СОГЛАСЕН ЛИ ТЫ С ПЕТИНЫМ ВЫВОДОМ? ОБОСНУЙ СВОЕ МНЕНИЕ.
ЕСЛИ НЕ
СОГЛАСЕН, ПРЕДЛОЖИ, КАК НУЖНО ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ, ЧТОБЫ ВЫВОД БЫЛ ПРАВИЛЬНЫМ.
Вода из озера Мелкого Вода из озера Глубокого Вода из озера Холодного
Из своего эксперимента Петя сделал следующий вывод: «Самая прозрачная вода в озере Холодном, самая мутная - в озере Глубоком».
Слайд 11ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Умения: видеть, выдвигать гипотезы и находить им доказательства.
Действия учащихся: работа
с описанием эксперимента по тексту и его коррекция.
Предмет: окружающий мир.
Слайд 12КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНОЙ? ПОЧЕМУ? А, МОЖЕТ БЫТЬ,
У ТЕБЯ ЕСТЬ СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ? ЗАПИШИ СВОИ РАССУЖДЕНИЯ В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ.
В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов.
В связи с этим двое ученых-языковедов высказали следующие точки зрения:
Иван Иванович Петров: «Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. Поэтому смешение русского языка с другими крайне опасно для русской культуры».
Петр Петрович Иванов: «Процесс проникновения в русский язык иностранных слов вполне закономерен, поскольку люди, говорящие на разных языках, все больше общаются друг с другом. Точно так же русские слова проникают в другие языки, например, слово «спутник» стало интернациональным».
Слайд 13КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Умения: работа с точками зрениями других учащихся, формулирование своей собственной
точки зрения.
Действия учащихся: отношение к разным точкам зрения, представленным в тексте; выдвижение и обоснование собственной точки зрения, которая может быть различной.
Предмет: русский язык.
Слайд 14ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ МОЖНО ОПИСАТЬ С ПОМОЩЬЮ СЛЕДУЮЩИХ «ТРЕУГОЛЬНЫХ» СХЕМ:
A
Слайд 15ИЗ «ТРЕУГОЛЬНЫХ» СХЕМ МОЖНО КОНСТРУИРОВАТЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СХЕМЫ, НАПРИМЕР:
Слайд 16ДОПОЛНИ СХЕМУ (НАРИСУЙ НЕДОСТАЮЩУЮ СТРЕЛКУ И ЗАПИШИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ЧИСЛО)
Слайд 17УЧЕБНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Умения: умение учиться (поисковая составляющая) - способность находить и осваивать
недостающие знания и умения.
Деятельность учащихся: ученик по заданной графической схеме, изучив ее устройство, должен решить новую задачу.
Предмет: математика
Слайд 18Принципы составления метапредметных заданий
Слайд 19Принципы составления метапредметных заданий
Слайд 20Педагогические ориентиры для составления заданий
Ключевые вопросы:
«Откуда появилось…»
«Почему так, а не
иначе»
«Что будет, если…»
Слайд 21Принцип построения
метапредметного задания
Слайд 22Задания конструкторского плана
Постройте свой материк и населите его существами, образующими биогеоценоз
Каким
и как ты сотворил бы мир, если бы у тебя была такая возможность?
Задайте параметры виртуального парашюта (масса, размеры, различные приспособления), чтобы он как можно медленнее опускался вниз при боковом ветре.
Слайд 23Задание на установление закономерности
Посмотри на изображение цифр, которыми мы пользуемся.
В изображении
цифры 1 – один угол,
цифры 2 – два угла,
цифры 3 – три угла.
Подумай, как по такому закону изобразить цифры 4,8,0.
Придумай свой способ записи цифр.
Слайд 24Исследовательские задания
Придумай и проведи опыт со свечой и сформулируй вопросы к
полученным результатам.
Предложи несколько различных способов, с помощью которых можно изучать небо и примени те из них, которые тебе доступны. Результаты изучения изложи в произвольной форме.
Слайд 25Иностранный язык
Во время экскурсии на уроке иностранного языка обучающиеся называют окружающие
нас предметы живой и неживой природы, затем они дают перечисления того, что нужно для жизни живым организмам. После этого перед ними ставится задача - определить и назвать то, что нужно человеку, чтобы обрести счастье и гармонию с окружающим нас миром. Дети выделяют материальные и нематериальные ценности (квартира, машина, деньги, здоровье, счастье, любовь, близкие и т.д.), но большинство сходится на мнении, что человека счастливым делает его богатый внутренний мир.
Слайд 26При решении
метапредметных заданий
Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов!
Будь смелее
и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!
Слайд 27Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию,
которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр.
Слайд 28Что необходимо помнить
Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание
что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.