Слайд 1Подготовила
учитель трудового обучения ГМУК №2
Тюльпа Раиса Андреевна
Презентация к уроку-семинару по теме:
«Конфликт – это хорошо или плохо?»
Слайд 2П Л А Н
Конфликт – это спор, недоразумение или другое явление?
Какие
типы конфликтов проявляются в ходе делового общения?
Что может послужить причиной конфликта?
Какие коммуникативные тактики (стили) используются для разрешения конфликтов?
Можно ли управлять конфликтом и если «да», то почему?
Каков механизм поведения в конфликте?
Конфликт – это хорошо или плохо?
Слайд 3 Конфликт – это столкновение противоположно направленных
целей, интересов, взглядов, стремлений, действий, планов партнеров по общению.
Слайд 4ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
1. Внутриличностный конфликт – возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо
обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.
Слайд 5ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
2. Межличностный конфликт – возникает между людьми из-за несовместимости взглядов,
интересов, целей, потребностей.
3. Межгрупповой конфликт – происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
4. Конфликт между группой и личностью – противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.
Слайд 6ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ:
результат недостаточного понимания в процессе общения;
неверные предположения по
отношению к действиям собеседника;
различия в планах и оценках;
индивидуально-личностные особенности партнера по общению;
неумение эффективно общаться в деловой сфере;
бестактность, отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе.
Слайд 7КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ
В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Соперничество – открытая «борьба» за свои интересы (когда
у человека сильная воля, власть и достаточный авторитет.
Сотрудничество – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон.
Компромисс – это урегулирование разногласий через взаимные уступки (когда обе стороны желают одного и того же, но одновременные желания невыполнимы).
Избегание – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своих позиций.
Приспособление – сглаживание противоречий, поступаясь своими интересами (вас не особо волнует случившееся; вы осознаете, что правда на вашей стороне, хотите сохранить добрые отношения с партнером…).
Слайд 8
Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова,
действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ;
2. ОСОЗНАНИЕ УЧАСТНИКАМИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ;
3. ПЕРЕХОД К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ;
4. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.
Слайд 10КАК СДЕЛАТЬ ДЕЛОВОЙ КОНФЛИКТ КОНСТРУКТИВНЫМ?
При обсуждении проблемы необходимо, чтобы оба партнера
были настроены на понимание друг друга;
Не нарушать правила эффективного общения;
Не отступать от обсуждения проблемы; не «переходить» на личности;
Не смотреть на своего партнера как на врага;
Не «терять свое лицо»;
Не забывать про интересы партнера;
Не использовать конфликтогены.
Слайд 11
УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ, РЕШИТЬ КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ
ПОМОГУТ:
ВЕРА В УСПЕХ;
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ;
ВЕЖЛИВОСТЬ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ;
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
И ЭНЕРГИЧНОСТЬ;
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ТАКТИЧНОСТЬ;
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ;
БЫСТРОТА МЫШЛЕНИЯ, СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ;
УМЕНИЕ РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ;
АРТИСЦИЗМ;
БЫТЬ РАЗНОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Слайд 12КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Дайте партнеру «выпустить пар».
Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
Не давайте
партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
Предложите собеседнику высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо».
Слайд 13КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
7. Отражайте смысл высказываний и претензий – «Правильно
ли я Вас понял?», «Вы хотели сказать…».
8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
9. Ничего не надо доказывать.
10. Замолчите первым.
11. Не характеризуйте состояние оппонента.
12. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.
Слайд 14В конфликте нельзя (11 «табу»):
критически оценивать партнера;
приписывать ему низменные или плохие
намерения;
демонстрировать знаки своего превосходства;
обвинять партнера и перекладывать на него всю ответственность;
игнорировать интересы собеседника;
видеть все только со своей позиции;
уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело;
преувеличивать свои заслуги;
раздражаться, кричать, нападать;
задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера;
обрушивать на собеседника множество претензий;
Слайд 15Конфликт – это хорошо или плохо?
Деструктивный конфликт – вреден, т.к. не
способствует успешному поиску способов решения проблемы; разрушает отношения между людьми;
Конструктивный конфликт – нужен и полезен (проясняются позиции людей, они более ясно осознают свои собственные интересы); за короткое время организуется интенсивный поиск решения проблемы;
Улучшаются отношения и углубляются взаимопонимания;
Слайд 16
Только та победа истинна, когда НИКТО не
считает себя побежденным.
(Будда)
Слайд 17«ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО:
«ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ХОТЕЛ БЫ,
ЧТОБЫ ОНИ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ».
Профессионально моральные нормы – вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.
Слайд 18ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ
Любая проблема имеет решение: не бывает поражений, бывает только обратная
связь;
Любая причина порождает следствие: ежеминутно своими мыслями, чувствами, поступками мы сеем причины будущих следствий;
Необходимо не забывать вечную истину: отдавая, мы приобретаем; как ты относишься к людям - так и они к тебе…
Нужно обязательно научиться извлекать полезные уроки из всех негативных ситуаций;
Нужно уметь прощать, потому что горечь и самооправдание съедят вас изнутри.
Успех в значительной степени обусловлен гармонией отношений с окружающими и с самим собой;
Научитесь снимать стресс одним из известных вам способов
Слайд 22ТЕСТИРОВАНИЕ
1. КОНФЛИКТНАЯ ЛИ ТЫ ЛИЧНОСТЬ?
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.