Презентация, доклад к проектной работе на тему: Система работы учителя математики с одаренными детьми (8-9 кл.)

Содержание

Актуальность данной темы в настоящее время объясняется тем, что в условиях быстро меняющегося мира обществу необходимы творчески мыслящие люди, способные сосуществовать с окружающей средой в самом широком смысле, творчески реализовать себя в личной жизни и

Слайд 1Проектная работа Тема: «Система работы учителя математики с одаренными детьми (8 –

9 классы).»

Выполнила:
Лебедева Наталья Эдуардовна

Должность: учитель математики
Место работы: г. Казань. МБОУ «Гимназия № 126»

Проектная работа Тема: «Система работы учителя математики с одаренными детьми  (8 – 9 классы).»Выполнила: Лебедева Наталья

Слайд 2 Актуальность данной темы в настоящее время объясняется тем, что в

условиях быстро меняющегося мира обществу необходимы творчески мыслящие люди, способные сосуществовать с окружающей средой в самом широком смысле, творчески реализовать себя в личной жизни и профессиональной деятельности. Основная тенденция изменения приоритетных целей школьного образования проявляется в постановке на первый план задач развития личности учащихся на основе внутреннего потенциала. Именно одаренные и талантливые дети потенциал общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие.
Цель проекта:
использование педагогических технологий в учебном процессе с целью создания условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент, может быть, еще не проявилась, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Система работы учителя математики с одаренными детьми

Актуальность данной темы в настоящее время объясняется тем, что в условиях быстро меняющегося мира обществу необходимы

Слайд 3Задачи проекта:
развитие творческих способностей учащихся, дивергентности мышления, т.е. способности видеть

проблемы, плавности идей и мыслей, гибкости и оригинальности мышления;
самораскрытие одаренных учащихся, что охватывает умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывает индивидуальные различия детей;
удовлетворение потребностей в новой информации

Объектом исследования является организация системы работы учителя математики с одаренными детьми в среднем звене (8 – 9 классы), а предметом исследования - поиск содержания, форм и методов обучения.

Система работы учителя математики с одаренными детьми

Задачи проекта: развитие творческих способностей учащихся, дивергентности мышления, т.е. способности видеть проблемы, плавности идей и мыслей, гибкости

Слайд 4Одаренный ребенок. Этапы организации работы с одаренными детьми
Одаренность - системное, развивающееся

в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Вся педагогическая деятельность в данном направлении поделена на несколько этапов:

1 этап: Выявление способностей интеллектуального уровня учащихся.
2 этап: Создание банка данных об одарённых детях
3 этап: Работа с одарёнными детьми на уроках.
4 этап: Внеурочная работа с одарёнными детьми.
5 этап: Создание портфолио.

Одаренный ребенок.  Этапы организации работы с одаренными детьмиОдаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

Слайд 5Педагогические технологии и методики, применяемые в работе с одаренными детьми.
*

Педагогические технологии и методики, применяемые в работе с одаренными детьми.*

Слайд 6Педагогические технологии и методики, применяемые в работе с одаренными детьми.

Педагогические технологии и методики, применяемые в работе с одаренными детьми.

Слайд 7Разноуровневое обучение
*

Разноуровневое обучение*

Слайд 8Цель уровневой дифференциации - достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего

собой государственный стандарт образования, и одновременно создание условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к математике.
Существуют разные методические приемы использования дифференцированных заданий. Задания трех уровней сложности можно использовать на этапе закрепления нового материала, при повторении, при выполнении домашнего задания, в письменной работе и т.д.

Разноуровневое обучение

Цель уровневой дифференциации - достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременно

Слайд 9Пример дифференцированной самостоятельной работы по теме «Площади фигур»
ВАРИАНТ 1 –
основной уровень
Гипотенуза

равнобедренного прямоугольного треугольника равна 3 дм. Найдите площадь треугольника.
Найдите площадь правильного треугольника со стороной 6 см.
Стороны прямоугольника относятся как 8:15, диагональ равна 34 см. Найдите площадь треугольника.
Вычислите сторону квадрата равновеликого прямоугольнику со сторонами 36 см и 4,9 дм.

ВАРИАНТ 2 –
более сложный уровень
Найдите площадь треугольника прямоугольного треугольника, если его катеты относятся как 3:4, а гипотенуза равна 25 см..
Площадь правильного треугольника равна . Найдите длину его биссектрисы.
Вычислите площадь прямоугольника, если его диагональ равна 13 см, а одна из его сторон составляет диагонали.
Стороны параллелограмма 3 дм и 52 дм. Угол, который образует меньшая сторона с высотой, равен 600. Найдите площадь параллелограмма.

ВАРИАНТ 3 –
продвинутый уровень
Докажите, что в прямоугольном треугольнике произведение катетов равно произведению гипотенузы на высоту к ней. Найдите площадь треугольника.
Найдите площадь правильного треугольника, если радиус вписанной окружности равен см.
Вычислите периметр прямоугольника, если его площадь 375 дм2, а одна сторона составляет 60% другой.
Вычислите площадь прямоугольного треугольника, если гипотенуза его на 0,8 дм больше катета, а другой катет равен 20 см.

Пример дифференцированной самостоятельной работы по теме «Площади фигур»ВАРИАНТ 1 –основной уровеньГипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника равна 3 дм.

Слайд 10 Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к

открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Основные этапы учебного исследования

Мотивация исследовательской деятельности
Формулирование проблемы
Сбор, систематизация и анализ фактического материала
Выдвижение гипотез
Проверка гипотез
Доказательство или опровержение гипотез

Исследовательские методы обучения

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических

Слайд 11Мотивирующей (исходной) задачей может служить следующая задача:
«Для крепления мачты нужно

установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?»

Фрагмент урока геометрии по теме «Теорема Пифагора».

Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формулируют проблему – нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам.

Мотивирующей (исходной) задачей может служить следующая задача: 	«Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого

Слайд 12Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив

учащимся задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу.

Результаты заносятся в таблицу.

Затем учащимся предлагается выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках.
После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т.е. доказывается теорема Пифагора.
В качестве домашнего задания по этой теме можно предложить исследовательскую работу со следующей мотивирующей задачей:
«Кто же на самом деле открыл теорему Пифагор? Почему она долгое время называлась «теоремой невесты»? Существуют ли другие доказательства теоремы?»
Целью этой исследовательской работы – научить учеников использовать дополнительную литературу, применять Интернет в собственной образовательной деятельности.

Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся задание по рядам: построить прямоугольные

Слайд 13Пример небольшой проблемы-вопроса:
«В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить

границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?»

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики.
Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам

Кроме уроков-исследований существуют также
мини-исследования.

Пример небольшой проблемы-вопроса: «В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на

Слайд 14Полезно давать учащимся 8 – 9-х классов выполнение исследовательских заданий творческого

характера.

8 класс
1. Применение подобия треугольников при измерительных работах
2. Пифагор и его теорема
3. Кривые на плоскости
4. Замечательные кривые
5. Площади фигур
6. Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии
7. Паркеты
8. Бордюры
9. Построение графиков или функции.
10. От натурального числа до мнимой единицы
9 класс
1. Использование тригонометрических формул при измерительных работах
2. Золотое сечение
3. Построение графиков сложных функций
4. Нестандартные способы решения квадратных уравнений
5. Треугольник Эйлера-Бернулли
6. Уравнения (виды, решения и т.д.)

Полезно давать учащимся 8 – 9-х классов выполнение исследовательских заданий творческого характера.  	8 класс 1. Применение

Слайд 15Деятельностный подход в обучении математике. Проектное обучение
Проектная деятельность – это

процесс создания нового, ранее не существующего объекта, процесс поиска всесторонне согласованных сложных решений и создание и развитие некоторых объектов.
Для любой возрастной категории учащихся небольшим мини-проектом может стать составление и решение «шитых» задач.
С помощью различных по сюжету задач («лоскутков»), составляется новая, «сшитая» из них. Еще продуктивнее будет работа школьников, если «лоскутками» в основной задаче будут вопросы из физики, химии, черчения, биологии и т.д.
Деятельностный подход в обучении математике. Проектное обучение Проектная деятельность – это процесс создания нового, ранее не существующего

Слайд 16Примеры «шитых» задач:
1. Два мотоциклиста едут навстречу друг другу. Скорость одного

из них равна (в км/ч) площади прямоугольника со сторонами 31 и 2. Скорость другого мотоциклиста составляет 10% от 540. Через сколько часов мотоциклисты встретятся, если сейчас между ними расстояние, равное (в км) количеству кубиков с ребром, равным 1, составляющих прямоугольный параллелепипед с измерениями 29, 4 и 3?
2. Для покраски стен потребовалось столько банок белил, чему равен остаток от деления 81 на 7. Еще взяли зеленую краску массой кг.

Всего израсходовали столько краски (в кг), сколько времени потратит мотоциклист, двигающийся со скоростью 50 км/ч, на прохождение трассы длиной 950 км. Сколько килограммов белил было в каждой банке?
3. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если угол АОВ равен (в 0) средней линии трапеции с основаниями, равными наименьшему двузначному числу и неизвестному члену пропорции. А сторона АВ равна (в см) количеству вершин правильного многоугольника, в котором сумма всех его углов - это квадрат 10, а величина одного из них – это результат упрощения выражения (а – с)2 + (а + с)2 –2 (а - с)(а + с) – 4(с – )(с +).
Примеры «шитых» задач:1. Два мотоциклиста едут навстречу друг другу. Скорость одного из них равна (в км/ч) площади

Слайд 17Достижения учащихся – из опыта работы
Психолого-педагогическое сопровождение учеников с использованием на

уроках и во внеурочное время рассмотренных в работе педагогических технологий:
Разноуровневое обучение
Исследовательские методы обучения
Проектный метод обучения
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Позволяет учащимся с математическими способностями активно проявлять себя в олимпиадах и конкурсах.
Ученик 10 класса МОУ «Гимназия № 126» Альтапов Максим с 8 класса является дипломантом олимпиады по математике при КГУ, ежегодно показывает хорошие результаты в международном конкурсе «Кенгуру» - 91 балл, 2-е место в регионе.
Достижения учащихся –  из опыта работы	Психолого-педагогическое сопровождение учеников с использованием на уроках и во внеурочное время

Слайд 18Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой

каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в массовой школе условий, позволяющих реализовать личност­ный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность.
Поскольку одаренность является не константной, а динамической, постоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания.
3. Исходя из методологии личностно ориентированного образования, акцент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на мотивацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. 4. При создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей.

Заключение

Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема

Слайд 19Литература
Д.Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения», М.: «Наука».,1975
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.

Общедидактический аспект. М., 1977г.
Сгибнев А. Как на уроке математики развивать исследовательские умения // Математика.-2009.-№6.
Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике. Учебное пособие. Омск. Изд-во ОмГПУ, 2004.- 160с.
А.Н.Хузиахметов,А.В.Габдулхаков.Педагогические технологии.
Рабочая концепция одарённости / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: ИЧП «Изд- во Магистр», 1998.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе / М.: Сентябрь, 2001.
ЛитератураД.Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения», М.: «Наука».,1975Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977г.  Сгибнев

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть