Слайд 2Цели занятия:
совершенствование знаний;
обобщение и систематизация пройденного материала;
знакомство с методом социометрия;
изучение социально-психологической структуры группы;
Слайд 3Верно-неверно
Верно ли определение: «социальные отношения» – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые
возникают при взаимодействии людей друг с другом?
Верно.
Слайд 4 Верно ли, что отличие социальных отношений от межличностных заключается в том,
что люди в социальных отношениях предстают только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека?
Слайд 5 Верно ли, что социальная психология – это раздел психологии, обобщающий теоретические и
экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности?
Неверно.
Правильный ответ: раздел психологии изучающий человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в группах, в частности в семье, в школе, в коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания и взаимоотношения личности и коллектива.
Слайд 6
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных
норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе?
Верно.
Слайд 7
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на определённый статус. Это модель
поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус».
Верно.
Слайд 8
Верно ли перечислены стадии социализации:
Интеграция;
Адаптация;
Индивидуализация.
Неверно.
Адаптация, индивидуализация, интеграция.
Слайд 9Заполнение пробелов в схеме
Основные классификации социальных ролей
Формальные и
неформальные
Конвенциональные и
межличностные
Предписанные
и
достигнутые
Активные
и
латентные
(скрытые)
Слайд 10соотношение определения и понятия
Слайд 12Методика на определение индекса групповой сплоченности
Карла Эмиля Сишора
Что такое «Групповая сплоченность»?
Групповая
сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.
Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице (бланк ответа представлен в приложение Б).
Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать верный для вас ответ и записать его обозначение в бланк.
Слайд 14результаты
Уровни групповой сплоченности
15,1 баллов и выше – высокая;
11,6 – 15 балла
– выше средней;
7- 11,5 – средняя;
4 – 6,9 – ниже средней;
4 и ниже – низкая.
Слайд 15Упражнение «Групповой пирог»
Цель – анализ структуры группы
Инструкция: представьте, что пирог
(круг) нужно поделить на всех членов группы. Сообразно их вкладу в групповую деятельность. Не забудьте и себя.
Слайд 16Вопросы:
1. Какими критериями Вы пользовались для определения размера вклада для каждого
человека в деятельность группы (сколько он говорит, влияние его на других..)
2. Расскажите, каким образом Вы делили пирог (пропорционально вкладу, всем одинаково, были ли предпочтения)?
3. Назовите трех человек, которые получили самые большие куски. Они действовали как лидеры группы? Опишите аспекты их лидерского поведения.
4. Как Вы оцениваете себя по сравнению с другими членами группы? Какую роль Вы играли в группе?
5. Соедините все части пирога, которые вам отдали одногруппники. Посмотрите на свой вклад в развитие группы и скажите, согласны ли вы с мнением окружающих и почему?
Слайд 17социометрия
Скажите, какой основной метод используется в социальной психологии?
Социометрия (социальное измерение), метод,
разработанный Джекобом Морено, является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.
Сейчас мы поведем упражнение, где используется социометрический метод.
Слайд 18Упражнение «Цветовые предпочтения»
Цель: определение обучающимися своего места в группе; выявление и
обсуждение предпочитаемых каждым из участников моделей поведения.
На конверте напишите свою фамилию и имя.
Мы сейчас попробуем определить ваше отношение друг к другу не словами, а с помощью цветовых фишек. Каждый из вас должен опустить в конверт каждому одну фишку.
Слайд 19Значение цветов
Красная фишка обозначает, что вы оцениваете отношения с этим человеком
как теплые и дружеские.
Оранжевая – хорошие, товарищеские.
Желтая – деловые, официальные.
Зеленая – нет контакта, но хотелось бы его установить.
Синяя – нет контакта, и он не нужен.
Серая – отношения натянутые, неприязненные.
Черная – совершенно нетерпимые.
Внимание: составьте ваш прогноз – сколько, каких фишек может оказаться в вашем конверте, запишите и пока спрячьте.
Желтая
Слайд 20Упражнение «Лидер глазами группы»
Пока один раскладывает фишки, остальные должны дать психологическую
характеристику лидера группы (какими качествами должен обладать лидер и почему, какие приемы сплочения должен использовать).
Обсуждение:
трудно ли было характеризовать лидера?
подумайте, насколько данные качества присуще именно Вам?
какие качества должны быть присуще лидеру группы в большей степени,
а какие менее желательные?
кого из Ваших одногруппников Вы могли бы назвать лидером?
Слайд 21
А теперь превратим наши фишки в баллы, иначе трудно определить, чье
положение наиболее устойчиво на данный момент. Конечный результат будете знать только вы, никто не обязан разглашать полученную информацию. Кто хочет, может поделиться впечатлениями, а кто не готов к тому, чтобы вслух анализировать свое положение в группе, имеет право воздержаться.
Итак, за каждую красную фишку можно начислить себе по +3 балла, за каждую оранжевую +2 балла, за желтую +1 балл, за зеленую 0 баллов, за синюю – 1 балл, за серую – 2 балла, за черную – 3.
Подсчитайте общее количество баллов.
Слайд 22результат
«Звезды»
«Предпочитаемые»
«Принятые»
«Непринятые»
«Отвергнутые»
Слайд 23Социальная установка
– одна из основных категорий социальной психологии. Важность введения
этой категории в терминологический аппарат социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе, поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом руководствуется при выборе способа действия и т. д. Другими словами, социальная установка связана с целым рядом психологических особенностей личности, таких как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.
Слайд 24 Понятие социальной установки было введено в научный контекст Уильямом Томасом и
Флорианом Знанецким в 1918 году. С точки зрения ученых, социальная установка – это «психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта»
Слайд 25 В современной социальной психологии чаще пользуются определением социальной установки, которое было
дано Гордоном Олпортом (1924): «… Социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом».
Слайд 26 Для сглаживания противоречий и расхождений в определениях социальной установки М. Смит
(1942) предложил различать в ее структуре три компонента:
Компоненты социальной установки
когнитивный
аффективный
поведенческий
компонент обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки
компонент проявляется как отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает
компонент отражает готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту
Слайд 27Стереотипы и предубеждения
Что такое «стереотип» – это социальная установка с застывшим,
нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действите
льности.
Слайд 28 Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в
отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Примеры: женщина – слабое, глупое создание. Чтобы компенсировать свою врожденную неполноценность, женщина должна стать красивой, чтобы хитростью захомутать «сильного» мужчину, родить от него детей и жить за его счет. Иначе она будет несчастной. Разведенная мать-одиночка – несчастна. Женщина не должна быть сильной, не должна занимать управляющих должностей – иначе это неправильная, опять же – несчастная женщина.
Слайд 29 Мужчина – сильный и умный. Он должен оплачивать все прихоти женщины,
от которой на самом деле хочет только секса. Он всем управляет и поэтому в сравнении с женщиной имеет расширенные права во всех сферах жизни. Мужчина должен водить машину и смотреть футбол. Мужчина не говорит о чувствах и никогда не плачет. Иначе это – не мужчина, не заслуживающий уважения.
Дети должны оправдывать ожидания родителей. Все подростки – трудные. В среднем возрасте люди должны переживать кризис. В старости человек должен дряхлеть и болеть.
Слайд 30Предрассудок
– это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие
чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде.
Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т.е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним.
Слайд 31 Примеры: Расовые предрассудки — суждения о неполноценности либо исключительности (в силу
«избранности», физиологических особенностей, исторического развития) некоторых рас или народов; основа расизма, ксенофобии, шовинизма.
Возрастные предрассудки — восприятие особенностей фаз развития организма и личности человека как признаков неполноценности. Например, суждение взрослых, что «все дети неразумны» (в силу малого жизненного опыта и объёма знаний), и пожилых, что «все молодые — безответственны», и, наоборот, мнение молодых, что «все старые не годны» к активной жизненной деятельности (физические нагрузки, секс, спорт и т. п.). Основа эйджизма.
Бытовые, относящиеся к собственному поведению или внешности (т. н. комплексы), к предметам и событиям (вера в различные приметы и суеверия), к продуктам питания («ГМО — это всегда вредно»), лекарствам («химия вредна, лучше пить травы») и прочее.
Слайд 32 Какие наиболее известные предрассудки вы знаете?:
– предубеждения по отношению к этническим
и расовым группам –
– предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации –
расизм;
– предубеждения по отношению к людям определенного пола –
сексизм;
– предубеждения по отношению к людям определенного возраста –
эйджизм;
гомофобия.
Слайд 33 Какова причина их возникновения? В работе Татьяна Гавриловна Стефаненко систематизировала
причины
возникновения
Предубеждений.
Слайд 34причины возникновения
Предубеждений
Первая причина связана с индивидуальными
различиями, другими словами, есть
люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп.
По мнению Теодора Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации. У человека, воспитанного в семье, где царят жестоко регламентированные отношения и он ощущает крайнюю зависимость от родителей, часть агрессивности выплескивается на чужие группы.
Слайд 35 Второй источник предубеждений – конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть
и статус, т. е. реальный конфликт интересов.
Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения и оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.
Слайд 36 Четвертый источник предубеждений – социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть
отражение установок их родителей, друзей и других людей.
Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.
Хотя разные исследователи выделяют различные причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы.
Слайд 37 Согласно теории Гордона
Олпорта, поведенческий
компонент предубеждения
включает в себя пять
форм,
или стадий.
Самая слабая форма
проявления предубеждения
– вербальное выражение
антипатии (неприязненные
высказывания, оскорбления).
Более интенсивная форма
проявления предубеждения ведет
к избеганию нелюбимой группы.
Слайд 38 На следующей ступени предубежденный человек предпринимает активные действия, стремясь к дискриминации
членов такой группы – исключения их из некоторых сфер деятельности, лишения возможности обучения, определенных мест проживания и т. д.
Агрессивные предубеждения следующего уровня проявляются в актах насилия – физических нападениях на членов определенной группы, осквернении их кладбищ и др.
И наконец, крайняя форма предубеждений – истребление «чужих» (линчевания, погромы, гитлеровская программа геноцида).
Стереотипы и предубеждения – мощнейший фактор, определяющий социальное поведение индивида в тех или иных обстоятельствах жизни. Наши заключения о поступках людей очень важны: ведь этим определяются наши реакции и решения относительно других.
Слайд 39Упражнение «Предрасположенность к стереотипу»
Самый частый ответ – молоко!
Он у вас
запрограммирован предыдущими фразами и ассоциируются с белым цветом.
Слайд 40
Какая мышь ходит на двух лапах?
Ответ: Микки Маус.
Затрудняетесь?
Слайд 41 Какая утка ходит на двух лапах?
Все утки ходят на двух
лапах!
Кто сейчас ответил «Дональд Дак», попались!
Слайд 42
Это называется динамическим стереотипом. Организм приспосабливается к повторяющимся внешним воздействиям, вырабатывается
система реакций, появляются навыки, привычки, приобретенные потребности и др. в результате многократного повторения привычных действий стереотипы закрепляются и становятся все более трудно заменяемыми. Чем младше ребенок, тем меньше у него вероятность стереотипного ответа на приведенные ниже вопросы, динамические стереотипы особенно устойчивы у лиц с пониженной подвижностью нервных процессов, не лабильный, не гибких мыслительно.
Слайд 43Упражнение «Попутчики»
Список пассажиров (см. приложение Д):
цыганка;
явный гомосексуал;
скинхед;
ВИЧ-инфицированный молодой человек;
неаккуратно одетая
женщина с маленьким ребенком;
кавказец-мусульманин;
человек из деревни с большим мешком;
африканский студент;
подросток, похожий на наркомана;
бывший заключенный;
таджик в национальной одежде;
инвалид со складной коляской;
кришнаит;
человек, говорящий на непонятном языке.
Слайд 44 Вам необходимо ответить на следующие вопросы:
«С кем из этих людей
вы меньше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?»
и «С кем из этих людей вы больше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?».
Слайд 45 Задание следующее:
1) назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения
в микрогруппе;
2) рассказать об атмосфере, которая была во время обсуждения (были ли разногласия в ходе обсуждения; если да, то по какому поводу; все ли члены группы согласны с окончательным решением?).
Слайд 46 Вопросы для групповой дискуссии:
– почему у групп ответы оказались разными?
– почему
иногда ответы всех групп совпадали?
– каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
– можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
– как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?
– виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
– что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
– как лучше всего поступать в таких случаях?
Слайд 47Социальная дистанция
Что такое «социальная дистанция»?
- понятие, характеризующее размещение социальных
групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой.
Проксемика - наука исследующая пространственные условия общения, взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта.
Слайд 48 Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры
к другой. В частности, выделяются:
- Интимная -
- личная,
- социальная;
- публичная дистанции.
Слайд 50Интимная дистанция
- она (как и все другие) имеет два интервала:
«близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — расстояние от 15 до 45 см.
За этой дистанцией словно зарезервирована область для обмена интимными посланиями на языке тела (взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.)
Слайд 51 Небезынтересны в этой связи наблюдения за супружескими парами специалиста по семейной
терапии Д. Рассела Крейна.
Расстояние, которое
выбирают для общения
супружеские пары,
неудовлетворенные своим
браком, примерно на 30%
превышает расстояние
между счастливыми
супругами. В среднем
счастливые партнеры останавливаются на расстоянии 28,5 см друг от друга, а несчастливые — на расстоянии 37 см, но если для первых это расстояние эмоциональной близости, то для последних — непреодолимая пропасть.
Слайд 52
Немецкий психолог Хорог Рюкле считает, что при нарушении границ территории, в
особенности интимного пространства того или иного человека, следует иметь в виду следующие реакции:
беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться;
закидывание ноги на ногу, прочь от захватчика — поворот в сторону и
подготовка к бегству;
постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги);
опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании
встать и удалиться;
зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»;
опускание подбородка на грудь: «Я подчиняюсь, да, мне страшно, и я
защищаю свою шею, оставь меня в покое»;
приподнимание плеч для прикрытия шеи: «Твое вторжение я расцениваю
как нападение и защищаю свою шею»;
хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве
случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»: «Я держу себя в руках или вооружаюсь, чтобы защититься от тебя»;
вставание: «Я не позволяю так с собой обращаться, я делаю свои выводы и
ухожу».
Слайд 53Личная дистанция
Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как
близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу.
Жена может спокойно стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Для другой женщины находиться в ней — совершенно другое дело.
Слайд 54 Американский психолог Филипп Зимбардо обратил внимание, что люди, опасающиеся личностных контактов
с окружающими, стремятся в буквальном смысле оградить себя. Усаживаясь в столовой на свободные места, они подальше отодвигают соседние стулья либо стремятся загромоздить их какими-то личными вещами, чтобы не допустить приближения возможного собеседника.
Таким образом, стремление сохранить почтительную дистанцию — верный признак недостаточной уверенности в себе, повышенной тревожности. И наоборот — спокойный, уверенный в себе человек меньше озабочен неприкосновенностью «своих границ». Человек напористый, агрессивный склонен к физическому расширению своих границ в буквальном смысле: об этом свидетельствуют, например, вытянутые или широко расставленные локти, ноги, размашистые жесты, касающиеся окружающих предметов и людей.
Слайд 55Социальная дистанция
Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать
близкую социальную дистанцию. Далекий интервал — от 210 до 350 см. Эта дистанция, на которую становятся люди, когда кто-либо говорит им: «Станьте, чтобы я мог посмотреть на вас».
Слайд 56Публичная дистанция
Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см.
Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение.
Слайд 57Вопросы для обсуждения:
что такое психологическая дистанция и какие «зоны» существуют?
на какой
дистанции вам комфортно общаться с одногруппниками в вашей
бригаде?
что влияет на дистанцию между людьми?
как сохранить свою дистанцию?
как определить, что Вы не нарушили личное пространство собеседника?
Слайд 58Подведение итогов
Индивидуальная работа
Каждый составляет синквейн на тему: «Группа»
Синквей – это пятистрочный
стих.
Правила составления
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Слайд 59бланк рефлексии
Ответьте на вопросы и заполните:
1. Мне теперь стало известно__________________________________________.
2. Я
удивлен(а)__________________________________________________________.
3 . Я точно знаю_________________________________________________________.
4. На практике пригодится_____________________________________________.
5. Я хотел(а) бы добавить_______________________________________________.
6. Никогда не ошибусь в том, что_______________________________________.
7. Самое главное______________________________________________________.
8. Я всегда смогу доказать_____________________________________________.
9. Хотелось бы обратить внимание_____________________________________.
10. Я думаю____________________________________________________________.
Слайд 60Домашнее задание
Составление рекомендаций по преодолению социальной дистанции