Слайд 1МКОУ Козловская СОШ дошкольная ступень образования
Педагогический совет «Формирование у детей представлений
о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Подготовил: старший воспитатель
Титова Л.Ю.
2017 г.
Слайд 4Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2.
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Слайд 5
Содержание и формы работы по экологическому воспитанию дошкольников:
Экологические занятия;
Экологические экскурсии;
Уроки доброты;
Уроки мышления;
Экологические кружки;
Экологические конкурсы;
КВНы, аукционы, марафоны, викторины;
Экологические акции;
Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
Трудовой десант;
«Зеленый патруль»;
Клуб исследователей природы;
Лаборатория юного эколога;
Ведение календарей природы;
Коллекционирование природных объектов;
Экологические выставки и экспозиции;
Экологические праздники и фестивали;
Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.)
Экологические сказки;
Экологические тренинги;
Инсценировки. Театрализации и т.д. на экологические темы.
Слайд 6Участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности,
средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Слайд 7 Что такое экологический проект?
Прежде всего, это
решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру. Проекты могут быть краткосрочнымии долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Слайд 8
Примерная структура проекта
Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение
проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно, либо вообще отсутствует.
Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
Слайд 9ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(по Н.А. Рыжовой)
Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Слайд 13Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.
Для повышения интереса детей педагог
совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план.
Слайд 16Естественные:
Ель с гнездом диких голубей
Каштаны
Старые пни
Луговые травы
Липы
Лесные травы
Кленовая роща
Муравейники
Туевая роща
Березовая роща
Сирень
Слайд 17Стилизованные и специально созданные объекты экологической тропы
Цветники
Пасека
Альпийская горка
Скворечники
Кормушки для птиц
Этнический уголок
Детская
метеостанция
Лесное озеро
Сельский двор
Детский огород
Уголок лекарственных растений
Водоем
Уголок леса
Поляна насекомых
Слайд 40Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.