Слайд 1
Презентация
к научно-практической
конференции
ФЕДОСЕЕВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГБПОУ «СОЛИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНО
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.П. РАМЕНСКОГО»
Слайд 2Развитие
творческих способностей
студентов
Слайд 3 Основной целью образования на современном этапе провозглашается развитие
нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры
Слайд 4Сегодня происходит смена типов культурно-исторического наследования.
I. Средние века – сер.
XX в.:
Жизнь технологии > жизни Человека.
Девиз образовательной системы: Делай как Я!
Цель: приобщение к культуре прошлого.
Слайд 5II. Вторая половина XX века:
Жизнь технологии = жизни Человека.
Девиз образовательной системы:
Образование на всю жизнь!
Цель:
приобщение к культуре прошлого
+
приобщение к культуре настоящего
Слайд 6III. XXI век (технотронное общество, информационное общество):
Жизнь технологии < жизни Человека.
Девиз
образовательной системы:
Образование через всю жизнь!
Цель:
приобщение к культуре прошлого.
+
приобщение к культуре настоящего
+
проектирование культуры будущего
(предвосхищение, прогнозирование предвидение),
Слайд 7 Новым целям и задачам образовательной системы должны
быть адекватны и методы обучения и воспитания, направленные на развитие проектного мышления будущих педагогов.
1. НУ О О ПРО (объяснительно-иллюстративный метод)
Появляется зона неопределённости:
2. НУ ПРО (метод программированного обучения)
3. НУ О О ПРО (частично-поисковый, эвристический метод)
4. НУ ПРО (исследовательский метод)
5. ПРО (проектный метод)
Слайд 8Формула обучения
Проблемная деятельность
Рефлексия
Знания
Слайд 9 В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер
и И.М. Верткин поставили перед собой проблему – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Можно ли научить творчеству? Или же творческие качества передаются по наследству от родителей детям и их невозможно воспитать?
Творческие качества личности.
Слайд 10Творческая личность обладает следующими основными качествами:
умение поставить творческую (достойную) цель
и подчинить свою деятельность её достижению;
умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
высокая работоспособность;
умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
умение защищать свои убеждения.
Слайд 11Структура творческих качеств
1. Творческая целенаправленность
Цель, ради которой стоит
жить, должна быть творческой.
Критерии творческой цели:
1. Новизна
2. Общественная полезность
3. Конкретность
4. Значительность
5. Еретичность
6. Практичность
7. Независимость
Слайд 12Чтобы выбрать творческую цель, необходимо воспитание у студентов умений:
разделять темы
уроков на вопросы, которые необходимо изучить;
объяснять значимость нового материала для себя;
умения активно работать на уроках;
находить проблемы в научно – популярной литературе, в том числе и нерешённые.
Слайд 13 2. Планомерность и самоконтроль своей деятельности.
умения
определять порядок и способы выполнения заданий;
находить общие способы выполнения заданий и групп заданий;
планировать свою работу на уроке, в течение дня, недели, месяца;
анализировать и оценивать результаты своей работы на основе предложенных критериев и создавать такие критерии самостоятельно.
Слайд 143. Высокая работоспособность.
Воспитание у студентов высокой
работоспособности осуществляется в процессе планомерного обучения их рациональным приёмам мыслительной деятельности через систему творческих заданий, где приобретение знаний происходит в процессе создания студентами собственного интеллектуального продукта (гипотез, исследований, сочинений, компьютерных программ и др.) в сотворчестве с преподавателем.
Слайд 15Группы творческих заданий:
на комбинирование информации – выделение главного в тексте;
сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и заданий; исправление ошибок.
на определение причинно-следственных связей – определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы; определение новых структурных элементов системы.
Слайд 16на планирование и выполнение практических действий – составление плана выполнения заданий;
прогнозирование развития системы; планирование и проведение наблюдений; анализ плана выполнения деятельности.
Слайд 174. Владение методами решения проблем.
Методы творческой деятельности:
анализ учебных текстов для выполнения
творческих заданий;
комбинирование изученных правил;
методы активизации мышления: «мозговой штурм», метод контрольных вопросов, синектика, морфологический анализ;
алгоритмические методы: системный анализ, анализ явлений, событий и процессов, приёмы решения противоречий.
Слайд 185. Защита личных убеждений
Убеждения – это знания, проверенные в процессе многообразной практической деятельности.
Методы диалектической логики – основа любой познавательной деятельности, в том числе и творческой.
Слайд 19Логические средства углубления понимания:
Спиральный способ мышления
(когда одна и
та же мысль повторяется несколько раз, но при каждом новом повторении мысль наполняется новым содержанием)
Слайд 202. Ступенчатый способ мышления
индуктивный (движение мысли от частного к общему)
– для неподготовленной аудитории;
дедуктивный (движение мысли от общего к частному) – способ общения с подготовленной аудиторией.
Слайд 213.Контрастный способ мышления (универсальный способ мышления): сопоставление разных точек зрения на
Слайд 22 4.Ассоциативный способ мышления – соединение в сознании человека разных образов,
но объединённых общей основой.
Слайд 23 Развитие у студентов способности защищать свои убеждения осуществляется
путём обучения их умениям:
анализировать и сравнивать научную информацию;
вести диалог и дискуссию;
создавать логически правильную систему доказательств;
планировать и проводить экспериментальную работу;
находить различные варианты доказательств;
проводить сравнительный анализ результатов работы;
излагать результаты своих исследований в виде рефератов, докладов, статей и монографий.
Слайд 24Необходимо искать
общие точки
соприкосновения
Создание коллектива единомышленников
по принципу соорганизации
в творчестве
Слайд 251. Компромисс возможен тогда, когда точки зрения принципиально противостоят друг другу.
Уступка возможна с обеих сторон, но не по существу, а по каким-либо второстепенным моментам.
Слайд 262. Победа прогрессивной стороны, когда точки зрения не противостоят друг другу
принципиально, но когда одна из них более полная по содержанию.
Слайд 273. Консенсус, когда точки зрения не противостоят друг другу принципиально, когда
они относительно равноправны по объёму выражаемой информации (ромашка).
Слайд 28умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием;
умения действовать в публичной обстановке
(оценивать ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приёмы: «реклама», «шоковая терапия», «проблемный ввод», «чучело оппонента», «вопросно-ответный ход рассуждения и психологическая пауза, «похвала в ситуации успеха», «комплимент» и др.).
В.А. Кан-Калик выделил коммуникативные умения:
Слайд 29Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность
Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности:
оригинальность
концентрированность
эвристичность
фантазия
чувствительность
активность
чёткость
Слайд 30неудовлетворённость
творческий поиск
закрепление творческого поиска
неудовлетворённость (новые задачи).
Слайд 31«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
П.И. Чайковский