Слайд 1 Научно-исседовательская работа по обществознанию.
«Выборы в современной России»
ученицы
10 класса СОШ №50
Аюбовой Макки
науный руководитель
Саитова Рупият Магомедовна
Грозный 2014г.
Слайд 2Нет права зваться
гражданином,
Нет выше долга – гражданином быть!
Слайд 3 Цель работы – повысить правовую грамотность, выявить отношение к
участию в голосовании представителей молодого поколения.
Предмет исследования – избирательная система РФ
Слайд 4Основными задачами являются:
Изучить историю выборов в РФ и ЧР
Исследовать избирательное
право граждан РФ.
Проанализировать факторы, влияющие на низкую явку избирателей на выборы в РФ и ЧР.
Провести анкетирование среди старшеклассников и учителей по данной проблеме.
Выработать свои предложения по правовому просвещению молодежи.
Слайд 5Практическая значимость заключается:
в том, что исследовательская
работа по избирательной системе РФ и ЧР может быть использована для уроков обществознания при изучении политической сферы общества , для проведения открытых уроков, дискуссий о значимости участия в выборах, для развития активной гражданской позиции молодежи.
Слайд 6
ВВЕДЕНИЕ
В жизни
нам всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки . Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы?
Какова ситуация с выборами в ЧР? Я решила попробовать разобраться в этих вопросах.
Слайд 8История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского
государства (V-VIIвв.). Само появление на исторической арене основателя династии князя Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения объединенных
славянских и финских земель.
НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 9 С образованием централизованного государства необходимость в существовании вече
отпала.
Создан был другой институт : Земский собор.(1549г.-Иван Грозный)
На соборах рассматривались вопросы общегосударственного значения.
Слайд 10Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям;
решение принималось на основе «единогласия».
Земские соборы просуществовали менее 150 лет: Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые появятся уже вновь в XX веке.
Слайд 11 В России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь
в 1906 году. Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Выборы в Госдуму проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. . Право голоса не получили женщины, военнослужащие, кочевые народы. Полномочия Думы были ограничены.
Слайд 12Выборы Президента России проводились в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 годах.
Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991года.
12 декабря 1993г. был проведен ещё один референдум, в результате которого одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений Конституции стало образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания (верхняя палата Совет Федерации, нижняя -Государственная дума).
Слайд 13Из истории выборов в
Чеченской Республике
В мае 1895 года в
Грозном была учреждена городская Дума- распорядительный орган городского управления. Исполнительным органом думы являлась городская Управа. Возглавлял оба эти органа городской голова, который избирался общим собранием гласных Думы и утверждался начальником области
Слайд 14
Избирательным правом пользовались:
1) лица владевшие в Грозном недвижимым имуществом, стоимостью не
ниже 300 рублей;
2) купцы 1 и 2 гильдии, содержавшие торгово-промышленные предприятия не менее года;
3) акционерные компании и тресты – через своих представителей;
4) граждане, достигшие 25-летнего возраста.
Слайд 15Среди депутатов Государственной Думы российской империи (1906-1907гг.) был и наш соотечественник
– Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич, уроженец с. Гехи, просветитель, литератор.
Слайд 16
Среди депутатов государственной Думы российской империи
(1906-1907гг.) был и наш соотечественник-Эльдарханов Таштемир Эльжуркаевич, уроженец с. Гехи, просветитель, литератор.
Слайд 17Современная избирательная система РФ
Слайд 18
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН
АКТИВНОЕ
ПАССИВНОЕ
( право избирать)
( право быть избранным)
Избиратель
– это гражданиРоссийской
Федерации, обладающий активным
избирательным правом.
Слайд 19 Пассивное избирательное право - право быть избранным в
органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.
Слайд 20 Принципы участия гражданина РФ в выборах
Гражданин РФ участвует в
выборах на основе:
ВСЕОБЩЕГО
РАВНОГО
ПРЯМОГО избирательного права
ПРИ ТАЙНОМ ГОЛОСОВАНИИ
Слайд 21Всеобщее избирательное право.
Это значит, что выбирать могут все, кроме категорий
граждан, специально оговоренных в законах.
Слайд 22Равное избирательное право.
Никто из голосующих не
получает преимуществ.
Слайд 23Прямое избирательное право.
Избиратель голосует на выборах «за» или «против» кандидатов
непосредственно.
Слайд 24Тайное голосование.
Какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается.
Слайд 25 Избирательные системы
Мажоритарная (Беларусь, США, Великобритания, Франция)
Пропорциональная (Россия, Испания, Швейцария,
Нидерланды, Чехия)
Абсолютного большинства
Относительного большинства
Смешанная - основана на принципах мажоритарной и пропорциональной систем. (Франция, Италия, Россия, Польша)
Слайд 26Абсентеизм (от лат. аbsens – «отсутствующий»)–проявление равнодушного отношения населения к политической
жизни, уклонение от участия в ней. Одной из ярких и распространенных форм такого отношения является уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.
Слайд 27СОЦОПРОС
Я решила провести социологический опрос среди разных возрастных групп (16-60 лет),
чтобы выяснить причины низкой избирательной активности.
Я составила анкету из следующих вопросов:
Пол.
Возраст.
Образование.
От чего зависит степень участия в выборах?
Какая часть населения является в Чечне самой активной частью электората?
За кого она голосует?
Есть ли у вас политические предпочтения?
Каковы Ваши политические предпочтения?
Каковы причины низкой избирательной активности людей?
Каковы основные факторы, влияющие на Ваш выбор?
Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи в нашей стране?
Слайд 29Уровень участия в выборах в значительной мере связан с социально-экономическим статусом
и образованием.
Наиболее активны более образованные граждане.
Определенное значение имеет пол.
В реализации своих избирательных прав более активны мужчины.
Возраст также оказывает влияние на участие в голосовании.
Молодежь не очень активно голосует, не осознавая политическую важность выборов.
Однако есть еще ряд категорий людей, которые не голосуют.
Обычно это люди, недостаточно вовлеченные в общественную жизнь и чувствующие себя в ней некомфортно.
Слайд 30Если избирательная активность населения в целом по России снижается, то в
ряде субъектов РФ и в частности Чеченской республике активность избирателей растет. Так, например, на выборах прошедших 4 декабря в Государственную Думу Федерального собрания РФ избирательная активность по России составила 60,1%, а по Чеченской Республике 99%
Слайд 31ВЫВОДЫ:
Выборы укрепляют веру простых людей в
то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству
Это эффективный способ политического просвещения народа
Это есть барометр общественного мнения
Слайд 32 Я ПРЕДЛАГАЮ:
Разработать
просветительские программы по пропаганде правовых знаний.
Обеспечить школьные, вузовские библиотеки законодательной литературой по вопросам избирательного права.
Краеведческим музеям создать экспозиции, отражающие избирательные процессы в родном регионе.
Использовать в различных системах обучения обучающих семинаров – практикумов, включающих в себя элементы деловых игр, ролевых тренингов, которые сформируют в сознании молодых граждан потребность личного участия в политических действиях.
Слайд 33Список литературы
Конституция РФ. М.; Инфра – М., 1009
Федеральный закон «О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18.05.2005г. №51-ФЗ (ред. от 24.07.2007г)
Собрание законодательства РФ, 23.05.2005г, № 21
Лапаева В.В. Стратегия совершенствования избирательной системы. Законодательство и экономика. 1997г. № 11
Конституционное право, учебник для студентов. Под редакцией Козлова А.Е. М., 1996г.
5.Интернет-ресурсы:ru.wikipedia.org/wiki/Форма_государства www.xenoid.ru/materials/constitut/23.php