Слайд 1Научно – исследовательская работа на тему:
Выполнила: ученица 11 класса
Янибаева Аделина
Научный
руководитель: Учитель
башкирского языка и ИКБ
Янибаева Альбина Зайнулловна.
Слайд 2Цель:
Изучить музыкальные инструменты башкирского народа
Задачи:
Изучить истории возникновения башкирских музыкальных инструментов.
Сравнить
звучание музыкальных инструментов башкир.
Выявление мастеров нашего района
овладевших этими инструментами.
Слайд 3В материальной и духовной культуре башкир значительное место занимают народные музыкальные
инструменты. В глубину веков уводят исторические сведения о древнейших инструментах: курае и кубызе, домбре и кыл-кубызе.
Слайд 4Актуальность:
Башкирские народные музыкальные инструменты тесно связаны с историей башкирского народа. Не
имея знаний о народных инструментах, невозможно дальше изучить историю, искусство и культуру башкирского народа.
Слайд 5Курай
Древний музыкальный инструмент, разновидность прямой флейты, возникновение , которого наука связывает
с эпохой палеолита.
Слайд 6Известные имена выдающихся кураистов – ипровизаторов – это Кубагуш-сэсэн, Баик-сэсэн, И.
Мырзакаев , Г.Аргынбаев, Ю.Исянбаев, Х.Ахметов, И.Дильмухаметов, Г.Сулейманов, К.Дияров, А.Аиткулов, Ю.Гайнетдинов, Р.Рахимов и другие.
Слайд 8Случилось это в давние времена… Жила на свете девушка, краше которой
только луна в небе. Душа её была чище воды в роднике, сердце нежное. Старики не могли нарадоваться на дочь: и лицом пригожа и хозяюшка добрая, заботливая.
Слайд 9Прознал про красавицу злой богач, решил женить на ней своего глупого
сына и заслал сватов. Поселилась в сердце родителей печаль, да делать нечего. Люди они были бедные, так и смирились со своим горем…
Слайд 10А девушка, заливаясь слезами горючими, ушла на опушку леса, некому было
её горю помочь… Долго шла, вдруг видит цветущий Курай, обхватила она цветок нежными ладонями, и всю свою боль высказала…
Слайд 11А в то время проходил мимо леса молодой батыр, увидел цветок
Курая, срезал его стебель и сделал дудочку. Запела дудочка – Курай нежно, но так печально, и рассказала о молодой красавице. Сердце у батыра было доброе и справедливое, решил он помочь девушке и спасти её от глупого жениха.
Слайд 12Пошел он в селение, отыскал дом красавицы и предложил им свою
помощь и защиту. Как увидел батыр девушку, так сразу понял, что искал её всю свою жизнь, так она была хороша!
Слайд 13Увез батыр стариков и девушку в свои края, сыграли они пышную
свадьбу, а злой богач с глупым сыном ни с чем остался.
Вот так Курай помог добрым людям…
Слайд 14И сейчас звучит его нежная песня над просторами Башкортостана, рассказывая людям
о горе и радости, боли и счастье.
Слайд 15Кубыз
Кубыз - древнейший музыкальный инструмент всех народов мира. Ему были посвящены
сотни исследований.
Инструмент известен в мире под многими названиями, которым можно посвятить целую монографию, его внешний вид может быть весьма разнообразным, но единым остается способ звукозвлечения и предназначение - сольное музицирование.
Слайд 16У башкир кубыз обычно считался детский или женским инструментом. Собираясь на
«аулак» женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть не привлекая внимания посторонних.
Слайд 17О происхождении кубыза в народе сложены легенда.
«Однажды бедный пастух-сирота Бикбай
смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле то пела и плясала под кубыз. Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе все девушки плясали под его музыку. А старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже понравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей кубыз».
В легенде говорится об инструменте из клена, но мало кто знает, что в Башкортостане в прошлом изготавливались кубызы из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Легенда о кубызе
Слайд 18Роберт Загретдинов виртуоз и создатель музыкальных инструментов.
Слайд 19Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания
и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна — мелодическая
Слайд 20Современный кыл-кубыз представляет собой струнный музыкальный инструмент длиной около 600 мм.
Используется квартовый или квинтовый строй. При игре на кыл-кубызе инструмент упирается в пол длинным штырем, выходящим из корпуса, или придерживается коленями исполнителя. На некоторых видах кыл-кубыза струны не прижимаются пальцами к грифу, а лишь слегка задеваются первой фалангой согнутых пальцев исполнителя, создавая впечатление, что звук рождается из воздуха. Звучание кыл-кубыза можно сравнить со звучанием альта или виолончели, но при этом, инструмент сохраняет свой неповторимый тембр.
Слайд 22В 1989 году был создан ансамбль кураистов «Берказан» Этот коллектив принимает
активное участие в Межрегиональных, Республиканских, районных и городских мероприятиях и конкурсах, за что неоднократно награждался грамотами и дипломами.
Многие выпускники Рията Хамидулловича учатся в музыкальных средне специальных и высших учебных заведениях Республики Башкортостан.
Достижения коллектива:
- V Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Москва-Агидель транзит» г. Агидель - образцовый ансамбль кураистов «Берказан» - Диплом лауреата 1 степени рук. Р. Тимиров;
- Республиканский конкурс кураистов «Праздник курая» г. Октябрьский – Диплом 1 место – образцовый ансамбль кураистов «Берказан», солисты: А. Зиннуров, А. Латыпов, Х. Хамидуллин,Э. Тимиров;
- Республиканский праздник курая, посвященного 80-летию И. Дильмухаметова г. Уфа – Диплом – образцовый ансамбль кураистов «Берказан» рук. Тимиров Р.; Диплом лауреата 2 степени – Артур Латыпов, Диплом - Эйнар Тимиров, Хайдар Хамидуллин, Айдар Зинуров;
- Форум народного творчества «Башкортостан - жемчужина Урала» г. Уфа - образцовый ансамбль кураистов «Берказан» рук. Тимиров Р.
Наша гордость
Слайд 24Вывод:
На основе анализа инструментальных наигрышей возможна успешная реставрация и реконструкция многих
исчезнувших музыкальных инструментов - материальных и духовных образцов истории башкирского этноса.
Исследуемый феномен является значительной частью многовековой, динамично развивающейся материальной и духовной культурной ' памяти башкирского этноса.
Слайд 25Источники:
1. Абдулнасырова Д.А. К вопросу о традиционном инструментальном многоголосии // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги
и перспективы. Материалы юбилейной научной конференции. Казань: 1999.-С. 92-95.
2. Абсаликова Ф.Ш. Игры и развлечения башкир (конец XIX первая половина XX в.). - Уфа: Гилем, 2000. - 133 с.
3. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. -М.: СЭ, 1973-1982.
4. Музыкальные инструменты мира / пер. с англ. Т.В.Лихач. М.: ООО Попурри, 2001.-320 с.
5.. Музыкальный фольклор башкирского народа. Уфа: РУМЦ. - 28 с.