Слайд 1
Приемы формирования познавательных и коммуникативных УУД через создание
Интеллект-карт
Смоль М.Г.
Учитель биологии,
МАОУ
СОШ № 3,
г.Шарыпово,
Красноярский край
Слайд 2Презентация педагогического опыта
Педагогическое кредо: Расти, развивайся, рефлексируй!
2. Система педагогической деятельности:
Формирование УУД – ИКТ, ИОСО; средства методы и приемы современных инновационных технологий (интеллект-карты…..)
Индивидуализация и дифференциация учебного процесса, включённость учащихся в учебную деятельность, а также формирование у них УУД.
компетенция «научить
учиться»
Слайд 5 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД (ФГОС)
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знания;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- определение основной и второстепенной информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
В группе коммуникативных действий можно выделить информационно-коммуникативные умения (ИКУ) – умения, обеспечивающие восприятие и изложение устной и письменной информации, а также её отбор и обработку.
Они, с одной стороны, являются самостоятельной целью обучения, с другой – служат средствами усвоения школьниками понятий и других видов знаний.
Слайд 6Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий
- эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
-
мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал;
- представлять материал учебный в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.
Слайд 8Преимущества Интеллект-карты перед схемой
Дают быстрый и полный обзор большой темы
Позволяют планировать
делать выбор
Собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи
Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания
Экономят время при подготовке к ……
Слайд 9Области применения
Интеллект-карт
Обучение
создание ясных и понятных конспектов темы, раздела;
максимальная отдача от прочтения материала учебного;
наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам, зачетам, к.р.);
Воспитание
организации деятельности классного коллектива (мероприятия, классные часы…..)
Слайд 10Виды интеллект-карт
«КАРТА ПАМЯТИ»
«КАРТА ТЕКСТА»
«КАРТА ПРАВИЛА»
«КАРТА УЧЕБНИКА»
«МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА»-большой объем точной информ., дат,
списка, таблиц
«КОНСПЕКТ – КАРТА»-запись лекции,выступл.
«ВОПРОС – КАРТА» - интервью
«КАРТА МЫШЛЕНИЯ»-анализ и планирование
Слайд 11«КАРТА ТЕКСТА»
позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является
основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации.
содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения и систему символизации.
мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу.
Слайд 12«КАРТА ПРАВИЛА»
ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического
применения.
содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения и систему символизации.
отображает процесс мышления: группировка – классификация – поэтапное представление – символизация – примеры применения – применение на практике.
Слайд 13История
Изначально интеллект-карты рисовались вручную.
Дело в том, что в методе
Тони Бьюзена большое внимание уделяется образному мышлению, поэтому во многих случаях вместо слов на карте изображаются картинки.
Фактически интеллект-карты могут вообще не содержать слов - только рисунки, образы.
Компьютерный метод создания интеллект-карт имеет преимущества:
- возможности масштабирования,
- организации многоуровневых связей,
- создания гиперссылок между картами, быстрота создания карт,
- удобство редактирования,
- удобные средства коллективной работы……..
Слайд 14Основные законы рисования Интеллект-карт
Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»
Максимально свободно выражайте свои идеи.
Будьте
творческими, яркими, выразительными.
Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.
Слайд 15Стиль
Свой собственный
Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль
мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!
Красивый
Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!
Слайд 16Бумага
Белая
Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек,
линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.
А4 или А3
На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!
Альбомная ориентация
Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.
Слайд 17Центральный образ
В центре листа
Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда
рисуется слева в центре и ветки отходят вправо.
Яркий. Запоминающийся
Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!
Цветной (>3 цветов)
Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.
Слайд 18Структура
Радиальная
Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше
от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.
Понятная
Для повышения понятности карты используем следующие элементы:
Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.
Слайд 19Слова
Ключевые
Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано
20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.
1-2 слова
Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!
Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще!
Слайд 20Буквы
Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно
уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.
Слайд 21Цвета
Чем больше – тем лучше
Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому
стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.
Значение
Цвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение.
Слайд 22
Текстовыделитель
Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты
– а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).
Слайд 23Линии
Центральные толще
Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко
понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.
Длина линии = длине слова
Лишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.
Волнообразные (органичные)
По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии, вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.
Показывают связи
Линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.
Слайд 24Картинки
Использовать везде где возможно
Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10
раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!!
Цветные
Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!
Слайд 25Символы
Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать
хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.
Слайд 28Углеводы
Белки
2 слоя фосфолипидов
Микротрубочки
углевод + белок =
гликопротеид
рецепторная
углевод +липид = гликолипид
сцепление клеток
транспортировка веществ
ферментативная
обработка
разграничение
движение мембран
Строение
Функции
Слайд 29Состав крови
плазма
Форм.
эл.крови
Н2O
Белки
Фибриноген
Соли NaCl
Тромбоциты
Лейкоциты
Эритроциты
Гемолиз
Гемофилия
Фибрин
Анемия
Лейкемия
Иммунитет
Слайд 30Генетика
Наследственность
изменчивость
Сцепленное
наследование
Без кроссинговера
С кроссинговером
Сцепленные гены
Кроссоверы
Морганиды
Группа сцепления
Генотип
Генофонд
Фенотип
Ген
гетерозигота
гомозигота
локус
Генотипическая
комбинации
мутации
аллели
Аллельное
взаимодействие
Доминантность
Рецессивность
полное
кодоминирование
неполное
Слайд 31Опорно-
двигательный
аппарат
скелет
мышцы
Скелет
конечностей
Скелет
туловища
Скелет
головы
Соединены
подвижно,
полуподвижно
неподвижно
повреждения
переломы
закрытые
открытые
вывихи
Растяжения
Мышцы
конечностей
Мышцы
туловища
Мышцы
головы
Крепятся к костям
сухожилиями
Строение
мышцы
оболочка
Кровеносные сосуды
нервы
Пучки мышечных
волокон
миофибриллы
Белок
актин
Белок
миозин
Виды
работ
статическая
динамическая
Слайд 32Вопросы к интеллект – карте:
1. Что является пассивной частью опорно-двигательной системы?
2.
Что является активной частью опорно-двигательной системы?
3. Из каких основных отделов состоит скелет?
4. Какие соединения включает скелет?
5. Какие повреждения в скелете могут возникнуть?
6. Назовите варианты переломов?
7. Назвать основные группы мышц.
8. Каким образом мышцы крепятся к костям?
9. Опишите строение мышц.
10.Какие виды работ выполняют мышцы?
Слайд 33Словарик
Кости
-скелет
-скелет головы
-скелет туловища
-скелет конечностей
-соединение
-повреждения
-переломы
-вывихи
-растяжения
-закрытый перелом
-открытый перелом
Мышцы
-мышцы
-мышцы головы
-мышцы туловища
-мышцы конечностей
-сухожилия
-оболочка
-кровеносные сосуды
-нервы
-пучки
волокон
-миофибриллы
-актин
-миозин
-статическое движение
-динамическое движение
Слайд 34
Построение Интеллект-карты. 7 класс
Из каких основных отделов состоит скелет?
Из скольких отделов
состоит позвоночник?
Сколько в каждом отделе позвоночника позвонков?
Какие кости входят в каждый отдел скелета?
Каковы особенности скелета птиц?
Какая кость есть у летающих птиц?
Какие функции выполняет скелет?
Какие мышцы хорошо развиты у птиц?
Для чего эти мышцы предназначены?
Слайд 35Стебель
Стебель
Лист - вайя
Листья
Стебель
мхи
плауны
папоротники
Спорангий
Листья
На верхушке – половые
органы
Ризоиды
Стебель
Прямостоячие и ползучие
Листья
Побеги
Придаточные корни
Бурые мутовки,
редуцированные
Зеленые, вегетативные - летом
Бесцветные, спороносные - весной
Стробил
Побег
Корневище
Придаточные корни
Видоизмененный в корневище
Взрослые
Молодые – свернуты в улитку
Придаточные корни
хвощи
Слайд 36Повреждения
скелета
Позвоночник
Стопы
Сколиоз
Кифоз
Лордоз
Естественные изгибы
позвоночника
поддерживают тело вертикально
Приобретенные
причины
Неправильная
осанка
Нарушения
работы
органов
методы
восстановления
травмы
Наследственные
причины
продольное
поперечное
естественные изгибы
позволяют амортизировать
при ходьбе
Последствия
Травмирование
головного мозга
Утомление при
движении,
боли в суставах, спине
Ликвидация
неисправности в скелете
Специальные
упражнения
Технологии
Причины
Избыточная
масса тела
Длительное
хождение или
стояние
Неправильно
Подобранная
обувь
Слайд 46Интеллект-карта – Чаепитие в классе
10С пример
Слайд 50Групповая деятельность
Алгоритм действий:
Постановка проблемы, разъяснение цели, обеспечение всех участников необходимой исходной
информацией.
Распределение ролей
Обсуждение и сбор информации
Составление первой редакции коллективной интеллект-карты (черновик)
Построение финальной редакции.
Коллективный анализ интеллект-карты.
Защита
Слайд 51Имитационная игра
Работа в парах, группах по созданию интеллект карты
Слайд 52Рефлексия. Все у меня в руках!
Большой палец – «Над этой
темой я хотел(а) бы еще поработать……»,
указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания……….»,
средний – «Мне здесь совсем не понравилось……»,
безымянный – «Психологическая атмосфера………»,
мизинец – «Мне здесь не хватало..........................».
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.
Слайд 53Рефлексия деятельности
«Лесенка успеха»:
нижняя ступенька – у меня ничего не
получилось;
средняя ступенька– у меня были проблемы;
верхняя ступенька– мне всё удалось