Презентация, доклад к лекции Виды речевого общения (часть 2)

Содержание

Фатическое – информативное общение Цель такого общения всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.Фатическое общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и

Слайд 1Виды и формы речевого общения

Виды и формы речевого общения

Слайд 2Фатическое – информативное общение

Цель такого общения всегда связана с информацией.


В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

Фатическое общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения.
Фатическое – информативное общение Цель такого общения всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или

Слайд 3Фатическое общение, по результатам исследования Т.Г. Винокур, отличает:
а) неподготовленность, спонтанность;


б) диалогическая форма;
в) тематическая свобода, «ибо тема не так важна, как ее обработка»;
г) следовательно, разговорность стиля.


Фатическое общение, по результатам исследования Т.Г. Винокур, отличает: а) неподготовленность, спонтанность; б) диалогическая форма; в) тематическая свобода,

Слайд 4Подчеркнем, что фатическое общение принадлежит преимущественно устной речи и ярче всего

проявляется в диалоге:

- между незнакомыми людьми – завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (в транспорте и т.д.),
- между малознакомыми людьми – укрепить знакомство,
- при случайном знакомстве – соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко,
-между хорошо знакомыми людьми – сохранить сложившийся тип отношений, в то время как свертывание фатической речи является знаком желания их изменить,
- между близкими друзьями или в семье – отдать дань привычке к обмену мнениями, выразить эмоции по какому-либо поводу, в котором отсутствует информационная необходимость.
Подчеркнем, что фатическое общение принадлежит преимущественно устной речи и ярче всего проявляется в диалоге: - между незнакомыми

Слайд 5Фатическое общение отличается и набором типичных тем, которые обсуждаются в процессе

такого общения:
здоровье,
погода,
семейные дела,
спорт,
впечатление о прочитанном, увиденном,
обсуждение достоинств и недостатков общих знакомых и т. д.
или ситуативно обусловленные темы – работа транспорта, последние городские (местные) новости и т. п.
Фатическое общение отличается и набором типичных тем, которые обсуждаются в процессе такого общения: здоровье, погода, семейные дела,

Слайд 6В то же время фатическое общение чаще сопровождает информативное, поэтому обычно

в речи соблюдается информативно-фатический баланс как норма речевого поведения.
Первое, что делает человек, когда видит другого, – он его воспринимает и оценивает. В зависимости от того, хотим ли вступать в общение с тем или иным человеком, бессознательно мы «включаем» или «выключаем» фатическую сторону в общении.
И далее, как правило, взаимодействие сочетает в себе фатический и информативный компонент, потому что даже если мы вступаем в общение с какой-то определенной целью (например, узнать что-то), то, выполнив ее, мы можем завершить общение.
Но делаем это не всегда. Поэтому, завершив информативную фазу общения, мы можем перейти в исключительно фатическую, как это обычно бывает с приятными друг другу людьми.
В то же время фатическое общение чаще сопровождает информативное, поэтому обычно в речи соблюдается информативно-фатический баланс как

Слайд 7ВЫВОД

Фатическое общение – принадлежность любой культуры.
Оно существует во множестве вариантов

– от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует цели создания общности в различных социально обусловленных ситуациях
ВЫВОДФатическое общение – принадлежность любой культуры. Оно существует во множестве вариантов – от болтовни, сопровождающей любое занятие,

Слайд 8Вербальное – невербальное общение

Вербальное и невербальное общение также чаще всего сопутствуют

друг другу, поскольку вербальное общение – это общение словесное, т.е. на одном из естественных национальных языков.

Невербальное общение– это общение несловесное, в котором системой знаков служит:
в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации и т. п.,
а в письменной – расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т. д.
Вербальное – невербальное общениеВербальное и невербальное общение также чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение –

Слайд 9Каждый из этих видов общения соответствует одному из двух существующих типов

представления информации – линейному и фенестрационному (от лат. fenestra – «окно»).

Знаки, следующие один за другим, представляют информацию линейно (так развертывается словесная речь).
Знаки, сгруппированные так, чтобы их смысловое восприятие было по возможности одновременным, единым, представляют собой информацию в ином, фенестрационном, виде (точно так же – комплексно – воспринимается несловесная речь и иные знаки: эмблема, герб, орден, дорожный знак).
Обычно эти типы представления информации дополняют друг друга
Каждый из этих видов общения соответствует одному из двух существующих типов представления информации – линейному и фенестрационному

Слайд 10Внимание!
Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно

только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга.
Соответственно, применительно к общению правильнее говорить о вербально-невербальном балансе как норме речевого общения.

Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Внимание! Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и

Слайд 11 Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать»,

«понимать» мимику собеседника.
С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз.
Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.
Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны,

Слайд 12О многом может сказать и жестикуляция собеседника.
Мы даже не представляем, сколько

разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно.
Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.
О многом может сказать и жестикуляция собеседника.	Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении,

Слайд 13Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и

т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и

Слайд 14Ритмические жесты связаны с ритмикой речи.
Понаблюдайте за выступающими по телевидению,

посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т. е. то, что обычно передает интонация.

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.
Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт

Слайд 15 Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не

бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!»
В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.
Некоторые указательные жесты имеют условный характер.
Так, когда говорящий показывает себе на грудь – слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.
Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они

Слайд 16 Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией.
Изобразительные жесты появляются в

случаях,
- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. 	Изобразительные жесты появляются в случаях, - если не хватает слов,

Слайд 17Например.
Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда называют его,

встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение.
Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию.
Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.
Руки в боки – символ непокорности.
Обхватить руками голову – признак неприятности или беды.
Например.	Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале,

Слайд 18Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций.
Так, существует

жест предельности (категоричности) – сабельная отмашка кистью правой руки.
Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности – рука сжимается в кулак (вариант: два кулака).
Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.
Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. 	Так, существует жест предельности (категоричности) – сабельная отмашка

Слайд 19Известен также жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя

руками ладонями вперед.
Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест противопоставления, антонимичности – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»:
Пришли и молодые и старые; Нечего туда-сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.
Известен также жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает

Слайд 20Жест объединения, сложения, суммы –
пальцы соединяются в щепоть или соединяются

ладони рук:
Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.
Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень

Слайд 21УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и

письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
- особенностями ситуаций устного и письменного общения,
- особенностями, определяемыми формой речи.
Ситуации, которые требуют устного общения:
между участниками возможен личный контакт: одновременно зрительный (визуальный) и акустический (слуховой), т. е. партнеры и видят и слышат друг друга, или акустический, когда люди друг друга только слышат, например, по телефону или в лесу, в поле, в тумане, в разных комнатах и т. д.
Если же такой личный контакт невозможен или по каким-то причинам нецелесообразен, то обычно прибегают к письменной форме речи (письму, записке, телеграмме, электронному сообщению, SMS-сообщению и т. п.).
УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной

Слайд 22На выбор устной или письменной формы влияет и то, насколько быстро

ему нужно получить отклик и нужно ли его получить вообще.
Если отклик важен и получить его нужно как можно скорее, то предпочтительнее устная форма речи, в которой ответная реакция следует незамедлительно.
Если ответ не нужен (происходит коммуникация, а не общение) или не нужен скорый ответ, то может быть выбрана письменная форма речи.


На выбор устной или письменной формы влияет и то, насколько быстро ему нужно получить отклик и нужно

Слайд 23 Выбор формы речи диктуется и особенностями информации.
В устной речи

иногда большее значение имеет смысл не слов, а интонации и других несловесных средств речи, тогда как в письменной речи основной смысл передается словесно.
Иногда выбор формы речи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная речь произносится однократно, а письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в устной.
Выбор формы речи диктуется и особенностями информации. 	В устной речи иногда большее значение имеет смысл не

Слайд 24Устная речь говорится конкретному слушателю (слушателям) и в конкретной ситуации общения.
Письменная

может быть адресована как конкретному лицу (письмо, записка, личный дневник и т. д.), так и гипотетическому читателю (книга, инструкция и т. д.), при этом не исключается возможность смены как адресата, так и условий, в которых происходит чтение.


Устная речь говорится конкретному слушателю (слушателям) и в конкретной ситуации общения.	Письменная может быть адресована как конкретному лицу

Слайд 25Следует учитывать, что:
- устная речь в силу своей однократности и часто

импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченное выражение замысла;
- устная речь, как правило, создается в момент говорения, и нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений, вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как письменная речь требует отшлифованной точной фиксации текста;
- устная речь, в соответствии с законом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, а в письменной их меньше или нет совсем.

Все эти особенности в совокупности определяют выбор
Следует учитывать, что:- устная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и

Слайд 26Монологическое – диалогическое общение

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц,

производящих речь, – монолог и диалог.
Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего (Н. И. Формановская).

Монологическое – диалогическое общениеВыделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог.

Слайд 27Контактное –дистантное общение
отражает положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве

и времени, т.е. наличие непосредственного контакта или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции.
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг с другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Ситуация позволяет партнерам использовать в речи не описания, а указания на предметы, действия и явления, в результате чего понимание достигается гораздо проще.

Например, «Нам нужно идти вон туда», «Подай мне, пожалуйста, вот эту вещь» или «Ну и погодка сегодня!». Вне конкретной ситуации смысл этих и подобных им реплик нам не понятен, а при контактном общении свернутость ситуативно обусловленных элементов речи может достигать уровня, при котором возможно понимать друг друга «с полуслова» или «без слов».

Контактное –дистантное общение отражает положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, т.е. наличие непосредственного контакта

Слайд 28Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем (чтение книги

разговор по телефону, диалог в Интернете, обмен записками в аудитории, обмен письмами).

При дистантном взаимодействии существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реакции. Однако в ситуациях, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно.
В свою очередь, общение на расстоянии предполагает использование вспомогательных средств в качестве носителей информации или средств, помогающих сохранить канал передачи информации. В этом отношении по наличию/отсутствию какого-либо вспомогательного «аппарата» выделяют опосредованное – непосредственное общение.
Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем (чтение книги разговор по телефону, диалог в Интернете,

Слайд 29Опосредованное – непосредственное общение
Эти виды общения тесно связаны с контактным и

дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, не требующее дополнительных средств для его осуществления, – это общение непосредственное.
А общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, требует «посредников», т. е. является опосредованным.
К средствам, обеспечивающим возможность дистантного общения, относятся: телефон, письмо, книга, газета, магнитофон, видео, радио, телевидение, компьютер и т. д. Все они могут помочь в передаче и приеме информации.
Опосредованное – непосредственное общение	Эти виды общения тесно связаны с контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение,

Слайд 30Межличностное –публичное – массовое общение
в зависимости от того, сколько партнеров

принимают участие в общении.

«один + один» - это общение межличностное.
Степень близости во взаимоотношениях между этими партнерами может существенно различаться, поэтому внутри него выделяют
персональное общение (общение на значительной «внутренней» дистанции (официальное или полуофициальное)
и общение личностное (дружеские, более тесные взаимоотношения).
Для этого подвида общения характерен преимущественно диалог. Личностное общение чаще бывает непосредственным, контактным, при котором значительная доля информации поступает с помощью невербальных средств, обязательно присутствует фатическая сторона общения.
Персональное общение обычно тяготеет к коммуникации, т. е. в нем на первый план выходит информационная сторона взаимодействия.
Межличностное –публичное – массовое общение в зависимости от того, сколько партнеров принимают участие в общении. «один +

Слайд 31 «один + немного»
трое-четверо друзей в неформальной обстановке – тогда

их общение близко к межличностному (при небольшом количестве общающихся их взаимодействие называют групповым),
человек 20–50, и в этом случае оно становится, безусловно, публичным даже в неофициальной обстановке.
Групповое общение характеризуется тем, что в нем еще возможен диалог (если не между всеми, то со многими), но в таком общении уже необходим лидер, который будет регулировать это общение – одних поощрять к высказываниям, других перебивать и т. д., как это происходит, например, за столом, где хозяин или тамада управляют общением.
«один + немного» трое-четверо друзей в неформальной обстановке – тогда их общение близко к межличностному (при

Слайд 32Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает

в форме монолога.
Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели.

При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.

Возрастает в этом случае и уровень требований к оформлению речи, к соблюдению в ней этических и коммуникативных норм, к ее правильности и эстетичности.
Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. 	Оно всегда требует

Слайд 33 «один + много» (100 и больше).
Выступление на представительном митинге,

съезде, с концертом на стадионе и т.д., но чаще всего такого рода общение свойственно газетам, телевидению и т.д.
Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому соответствующие средства так и называются – средства массовой коммуникации.
При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания – он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде. Соответственно, массовая аудитория требует не только точного подбора речевых средств, но и обязательно технических средств: микрофонов (мегафонов) для усиления звука голоса, телекамер и телеэкранов для передачи (или укрупнения) изображения и т.д.
«один + много» (100 и больше). 	Выступление на представительном митинге, съезде, с концертом на стадионе и

Слайд 34Официальное – неофициальное общение
Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в

строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей.
Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.

Различение этих видов общения обусловлено наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению.
Официальное – неофициальное общение	 Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением

Слайд 35Официальное общение
происходит в сфере производственно-деловых отношений.

В этом случае

человек выступает не как отдельная личность, а как представитель какой-то организации, группы и т. п.
Должностное лицо должно строго соблюдать свою роль, быть максимально предсказуемым и понятным при исполнении этой роли. И речь должностного лица (устная и письменная) в соответствии с этим строится по шаблону (например, заявление, резюме, объяснительная, докладная записка, отчет и пр.).
Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений. 	 В этом случае человек выступает не как отдельная личность,

Слайд 36Свободное – стереотипное общение
Стереотипный вид общения используется, когда речь идет о

соблюдении установленных ритуалов, т. е. о типовом поведении в типовых ситуациях.
Это могут быть как официальные ситуации (начало и конец совещания, приветствие гостей и т. д.), так и неофициальные, бытовые (ситуации на приеме у врача, у прилавка магазина и т. д.).
Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т. д.), а также ответные речевые клише.
В остальных ситуациях общение более свободно и предполагает творчество как в выстраивании взаимоотношений, так и в словесном оформлении высказываний.
Свободное – стереотипное общение	Стереотипный вид общения используется, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т. е. о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть