Слайд 1«УЧАСТИЕ СЕСТРЫ В ЛАБОРАТОРНЫХ
МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ».
ПМ 04.; ПМ 07.
«Выполнение работ по
профессии «Младшая
медицинская сестра
по уходу за больными».
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ.
ТЕМА :«УЧАСТИЕ СЕСТРЫ В ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ».
1. Виды лабораторных методов
исследования. Участие медицинской сестры в лабораторной диагностике.
3. Цели различных исследований и общие правила подготовки к ним.
4. Ошибки, приводящие к недостоверности результата исследования.
5. Оформление документации.
6. Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материала в лабораторию.
Слайд 4Виды лабораторных исследований
Слайд 5Этапы исследования:
преаналитический;
пациента готовят к исследованию, производят забор биоматериала, транспортировка и
регистрация. Ответственность за данный этап несут медицинские сестры.
аналитический:
проведение лабораторного теста, которое осуществляется специалис-тами по лабораторной диагностике.
постаналитический:
производятся расчеты и доставка результатов исследования клиницисту, на этом этапе работают как специалисты лаборатории, так и другие специалисты ЛПУ.
Доля лабораторных исследований составляет 75-90% общего числа различных видов исследований, проводимых пациенту в лечебных учреждениях.
Слайд 6Обязанности медсестры:
1.Медицинская сестра обеспечивает тщательную подготовку пациента к лабораторному тесту. достоверность
результата лабораторного исследования путем скрупулезного соблюде-ния правил и методик подготовки пациента и сбора материала.
2. Обеспечивает правильное хране-ние и транспортировку биоматери-ала в лабораторию.
3.Учитывает разнообразные аспекты индивидуализации подготовки паци-ентов к исследованию.
4. Строит продуктивные взаимоот-ношения с лаборанта ми , основан-ные на взаимопонимании и сотруд-ничестве в максимально возможной степени.
5. Заполняет заявки на лабораторные анализы и документирует результаты исследований в амбулаторной карте или истории болезни.
Слайд 7Очень важно!!!
2. Разбираться в термино-логии, сокращениях и спо-собах предоставления результатов исследований,
которые использует лаборатория.
3. Уметь идентифицировать отклонения в результатах анализов, особенно если они требуют немедленных действий врача по оказанию медицинской помощи.
От пациента должно быть получено инфор-мированное согласие на проведение лаборатор-ных исследований.
Слайд 8Цели различных исследований и общие правила подготовки к ним.
Исследование мокроты.
Мокрота
– это патологический секрет бронхолегочной системы, выделяющийся при кашле или отхаркивании, поэтому при сборе соблюдать технику безопасности и использовать индивидуальные средства защиты.
Сестринский персонал обучает пациента правилам подготовки и технике сбора мокроты, а также обеспечивает его ёмкостью для мокроты (при стационарном лечении).
Слайд 9Общие правила сбора мокроты :
Сбор мокроты в количестве 3—5 мл, лучше
проводить утром, до приема пищи, когда в ней больше всего микроорганизмов (это очень важно для микробиологического исследования).
Перед сбором материала пациент должен тщательно вычистить зубы , очистить съемные зубные протезы и полоскать рот и глотку кипячёной водой, чтобы предупредить попадание в мокроту содержимого полости рта.
Пациент должен знать, что исследуется мокрота, отделяющаяся именно при кашле, а не при отхаркивании, т.е. без слюны.
По назначению врача иногда применяют ингаляции с трипсином — протеолитическим ферментом, способствующим отхождению мокроты из глубоких отделов бронхиального дерева называется данный метод провокация.
Свежевыделенную мокроту собирают в широкогорлую емкость - сухую чистую или стерильную.
Мокроту надо доставить в лабораторию как можно скорее (в исключительных случаях в лечебных учреждениях несколько часов можно хранить её в специальном холодильнике).
Слайд 10
Мокрота на ВК.
Цель: выявление бациллы Коха, вызываемой туберкулез легких.
Способы: одномоментный (5мл
мокроты в стерильную посуду (чашка Петри) из бак. лаборатории.) и методом флотации (в стерильную плевательницу из баклаборатории до 100мл).
Мокрота на общий анализ.
Цель: изучение состава мокроты.
Способ: 5 мл мокроты в чистый, сухой, широкогорлый флакон с крышкой.
Слайд 11Мокрота на чувствительность к антибиотикам.
Цель: изучение эффективнос-ти применения антибиотиков.
Способ: 5 мл
мокроты в чистый, сухой, широкогорлый стерильный флакон с крышкой из баклаборатории.
Мокрота на микрофлору.
Цель: изучение состава микрофлоры в мокроте.
Способ: 5 мл мокроты в чистый, сухой, широкогорлый стерильный флакон с крышкой из баклаборатории..
Слайд 12Микробиологическое исследование отделяемого из зева, носа
Цель мазков из зева
и носа: подбор адекватной этиологи-ческой терапии при подозрении на бактериальную природу ри-нитов, синуситов, фарингитов, дифтерии, менингита и пр.
Способ:
Мазок со слизистой оболочки носа и глотки разными стериль-ными тампонами натощак или через 2 часа после еды сухим стерильным ватным тампоном.
Слайд 13Профессиональная медсестра должна знать
Слайд 15 Моча - продукт жизнедея-тельности организма, образуе-мый почками.
В большинстве
случаев её со-бирают утром, сразу же после сна.
Перед сбором мочи наружное отверстие мочеиспускательного канала обмывают тёплой водой.
В амбулаторных условиях посуду для мочи предварительно тщательно моют, при этом на ней не должно остаться следов мыла, так как это может сделать мочу непригодной для исследования.
Мочу нужно доставить в лабораторию не позже чем через 1 час после того, как она была собрана.
Слайд 16Моча на общий анализ.
Цель: оценка функционального состояния мочевыделительной системы.
Учитывают её цвет,
прозрачность, запах, реакцию, относительную плотность (удельный вес), который зависит от концентрации в ней растворённых веществ (глюкозы, мочевины, мочевой кислоты и др.) и отражает концентрационную функцию почек.
Так же проводят микроскопическое исследование осадка мочи на наличие лейкоцитов, цилиндров эритроцитов, плоского эпителия, кристаллов и аморфной массы солей.
Утром пациенту необходимо провести тщательный туалет половых органов. Собирать 100 – 150мл. всю утреннюю порцию мочи в сухой, чистый флакон на 250 мл, с крышкой
Слайд 17
При биохимическом исследовании мочи в ней определяют
- наличие белка (протеинурия),
свидетельствует о тяжёлом поражении клубочков почек.
- глюкозы (глюкозурия), одним из основных симптомов сахарного диабета
- кетоновых тел (кетонурия – это содержание ацетона, ацетоуксусной и β - оксимасляной кислоты, появляющееся вследствие тяжёлых нарушений жирового обмена у больных сахарным диабетом, могут быть предвестниками начинающегося грозного осложнения — диабетической комы.);
- билирубина и уробилиновых тел (желчные пигменты являются — признаком желтухи.),
- минеральных веществ (хлоридов, кальция, натрия и др.).
Слайд 18Количественный метод исследования мочи по Нечипоренко:
Цель: подсчет форменных элементов (эритроцитов,
лейкоцитов, цилиндров).
После особенной подго-товки пациента, собирать разовую «среднюю порцию» мочи в сухой чистый контейнер на 250 млс крышкой, достаточно 50 – 100 мл мочи.
Слайд 19
Моча по Зимницкому:
Цель: оценка выделительной и концентрационной функции почек. Исследуется функцио-нальное
состояние почек . Определяется дневной, ночной и суточный диурез, а также количество и относительную плотность мочи в каждой из 8 порций.
Мочу собирают на протяжении суток (24 ч): в течение каждых 3 ч, в том числе в ночное время, пациент мочится в отдельную 250,0 баночеку. (8 основ-ных и 2 дополнительных).
Слайд 20 Часто мочу исследуют для диагностики заболеваний эндокринной системы.
Моча на
диастазу.
Цель: определение функции поджелудочной железы.
Собирать «среднюю порцию» мочи в контейнер, достаточно
50 – 70 мл в сухой чистый флакон на 250 мл.
Закрыть флакон крышкой и СРОЧНО! отправить в клиническую лабораторию в теплом виде.
Моча на ацетон.
Цель: определения наличия
кетоновых тел в моче.
Собирать «среднюю порцию» мочи в контейнер, достаточно 50 – 70 мл сухой чистый флакон на 250 мл с крышкой и отправить в клиническую лабораторию в течение часа.
Слайд 21
Моча на бактериологическое исследование.
Вся процедура проводится в стерильных условиях, со
стерильной посудой и стерильным оборудованием (чаще катетером)!
В баклабораторию доставляется немедленно.
Цель: выявление возбудителей заболевания, назначение адекватной терапии.
За 3 дня отменяются антибиотики. Предупредить, что исследование проводят натощак.
После тщательного туалета половых органов с антисептиком, осушить стерильной салфеткой и собрать в сосуд ¼ флакона из «средней» порции ( 3 –5 мл), остальную мочу слить в унитаз.
Слайд 22Моча на суточный диурез
Цель: оценка выделительной
функции почек.
Мочу собирать в градуирован-ную емкость с этикеткой с 6 часов утра до 6 часов утра (включительно) следующего дня.
Главное! Первую порцию слить в унитаз, а затем всю мочу за сутки – в емкость.
Исследование проводят на обычном двигательном, пищевом и питьевом режиме, не употреблять мочегонные препараты за день до исследования
Слайд 23Определение водного баланса
Цель: оценка выделительной функции почек.
Исследование проводят на обычном двигательном,
пищевом и питьевом режиме, не употреблять мочегонные препараты за день до исследования .
Медсестра ведет контроль за сбором суточного диуреза и количеством потребляемой жидкости в течение суток.
Через сутки высчитать процентное содержание выпитой жидкости и выделенной за сутки жидкости (в норме оно должно составлять примерно 100% : 70%).
Учитывать и суммировать количество выпитой жидкос-ти за сутки, включая первое блюдо – 100% жидкости по весу, фрукты и овощи ( коли-чество жидкости равно их массе, а так же растворы введённые парентерально).
Слайд 24Моча на сахар и 17КС (кетостероидов)
При заболеваниях гипофиза,
надпочечников, для контроля
терапии глюкокортикоидами, функционального состояния симпатоадреналовой
системы в моче определяют уровень
различных гормонов: 17-кортикосте-
роидов, 17-оксикортикостероидов, 11-оксикортикостероидов, кортизола.
За 3 дня пациент не должен употреблять в пищу бананы, шоколад, цитрусовые, кофе, а также принимать ацетилсалициловую кислоту и другие салицилаты.
Сутки собирать диурез, затем тщательно размешать всю мочу в 3 –хлитровой емкости деревянной палочкой и отлить во флакон 150 – 200 мл мочи. Отправить в лабораторию.
Цель: на сахар - определение концентрации глюкозы в моче за сутки.
Цель: определение функционального состояния надпочечников.
17-КС (уровень кетостероидов), 17-ОКС (-уровень оксикортикостероидов).
Слайд 25В норме глюкоза в моче отсутствует
Слайд 26При сборе мочи на любой анализ медсестра должна обращать внимание на
наличие
крови в моче
Слайд 29Исследование кала.
Кал- выделяющиеся при дефе-кации массы, состоящие из непе-реваренных остатков пищи
и пищеварительных соков, а также многочисленных бактерий.
Кал должен быть получен без применения клизм и слаби-тельных средств, применения висмута и железа.
В специальный чистый и сухой контейнер из стекла или пластика с крышкой чаще собирается 5-10 г. (1-2 чайных ложки) кала.
Исследовать кал нужно не позднее 8—12 ч после его выделения (хранить при 3—5 °С).
Слайд 30Общие правила сбора кала:
1. Не собирать кал после клизм, слабительных и
препаратов железа.
2. Не мочить кал мочой или водой.
3. Доставлять кал в лабораторию в свежем виде.
4. Использовать для сбора кала только твердые упаковки.
5. Тщательно готовить пациентов в соответствии с методиками для обеспечения достоверных результатов.
6.Всегда соблюдать меры инфекционной безопас-ности при работе с выделениями пациентов.
Слайд 31Сбор, хранение и транспортировку фекалий осуществляют, соблюдая необходимые меры инфекционной безопасности:
•
работать в перчатках и в фартуке;
• использовать шпатель, который затем уничтожить (сжечь);
• хранить пробу (при необходимости) в специальном холодильнике;
• ёмкость с пробой плотно закрыть крышкой;
• снять перчатки, вымыть руки.
Кал содержит огромное количество микроорганизмов, и хотя большая часть их мертва, они представляют собой реальную инфекционную угрозу.
Слайд 32
Кал на общий анализ
Цель: оценка функциональ-ного состояния пищеваритель-ной системы.
В специальный
чистый и сухой контейнер из пластика с крышкой собирается 5-10 г. (1-2 чайных ложки) кала.
В лабораторию отправить в течение часа.
«Исследование кала на яйца гельминтов»
(забор материала)
Цель: выявление глистной инвазии.
- Исследование проводиться утром, пациент не должен под-мываться.
-Одноразовой палочкой собрать кал из сухого судна без приме-сей мочи и воды из трёх раз-ных мест в подготовленную ем-кость, 1/3 объема контейнера.
-Эту процедуру необходимо по-вторять ещё два дня утром, не подмывая пациента.
Слайд 33
«Исследование кала на яйца гельминтов»
(соскоб методом липкой ленты).
Цель: исследовать отпечаток яиц
остриц из перианальных складок на клейкую ленту при подозрении на энтеробиоз.
Исследование проводиться утром, пациент не должен подмываться.
Осторожно сделать слепок прозрачной липкой лентой с ануса. Аккуратно прилепить липкую ленту на предметное стекло и отправить в клиническую лабораторию.
Процедуру необходимо повторять ещё два дня утром, не подмывая пациента.
Слайд 34
«Кал на простейших»
Цель: выявление вегетативных форм и цист простейших микроорганизмов при
подозрении на наличие простейших (амеб, лямблий).
Исследование проводиться утром, пациент не должен подмываться.
Свежевыделенный кал одноразовой лопаткой внести во флакон (1/3 объёма консерванта).
Предупредить пациента, что эту процедуру необходимо повторять 3 – 5 раз с интервалом в 2 дня.
доставку биологического материала в клиническую лабораторию в тёплом виде (через 15 –20 минут после дефекации).
Слайд 35
Кал на бактериологическое исследование
Цель: исследование микро-флоры кишечника при подозрении на кишечную
инфекцию.
Исследование проводиться утром, пациент должен подмыться.
Стерильной проволочной петлёй вращательными движениями из прямой кишки с глубины 9 - 10 см снять со стенки прямой кишки ее содержимое и поместить петлю в пробирку с консервантом.
Материал доставить в бактериологическую лабораторию.
Слайд 36Взятие кала на копрологическое исследование.
В течение 5 дней пациент, соблюдает назначенную
врачом диету Шмидта-щадящая или Певзнера- с нагрузкой .
Затем собрать 5 – 10 гр. кала без примесей мочи и воды во контейнер.
Соpros— кал и logos - изучение.
Цель: определение пищеварительной способности пищеварительного тракта, изучение степени усвоения различных компонентов пищи.
Слайд 37
«Взятие кала на скрытую кровь»
Цель: выявление скрытого кровотечения из органов ЖКТ
при подозрении на язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, других заболеваний ЖКТ.
За 3 дня до исследования (исключить железосодержащие продукты – мясо, рыба, гречка, помидоры, яйца, печень, икра, все зелёные овощи), исключите приём пациентом препаратов железа и висмута.
Предупредить, чтобы пациент в течение 3 дней пациент не чистил зубы.
После дефекации взять одноразовой лопаткой из нескольких наиболее темных участков 10-20 гр. кала без примесей мочи и воды в контейнер.
Доставить материал в клиническую лабораторию.
Слайд 38
Исследование крови:
Кровь является внутренней средой организма, обеспечи-вающей нормальное функцио-нирование всех органов
и тканей живого организма, отражающей в большей или меньшей степени все наруше-ния их функций.
Кровь - это "зеркало",
в котором отражаются самые различные процессы, происходящие во всех органах.
Кровь обладает постоянством состава и своей формулой информирует о сбоях в работе внутренних органов и систем.
Слайд 39ФУНКЦИИ КРОВИ :
поставляет кислород от органов дыхания к тканям
и углекислый газ от тканей к органам дыхания;
доставляет питательные вещества из органов пищеварения к тканям, а продукты обмена к органам выделения;
участвует в регуляции водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия в организме;
поддерживает постоянство температуры тела.
Слайд 40Общий анализ крови
Распространенный метод, который «раскрывает» из-менения, происходящие в целом
организме, поэтому имеет большое значение в диагностике гематологи-ческих, инфекционных, воспалительных заболева-ний, а также для оценки тя-жести состояния и эффек-тивности проводимой те-рапии. Забор крови прово-дят из пальца или вены локтевого сгиба.
Слайд 41
Биохимический анализ крови
Цель: оценить функциональное состояние организма, работу внутренних органов (печени,
поджелудочной железы, по-чек, белкового, жирового и углеводного обмена веществ).
Кровь берется из вены натощак утром. Предупредить пациен-та, чтобы не курил и сохра-нял спокойствие.
5-8 мл крови берут вакутайнером или шприцем и отправляют в биохимическую лабораторию.
Слайд 42
Серологический анализ крови
Цель: определение наличия в сыворотке крови антител или
антигенов. Метод основан на реакциях иммунитета.
Применяется при инфекцион-ных заболеваниях для установле-ния наличия антител в крови
к определенному виду бактерий или вирусов:
к сифилису - кровь на RW – реакцию Вассермана;
к гепатитам А, В, С, Д, Е,
к ВИЧ,
к токсоплазмозу, хламидиозу, краснухе, кори, паротиту, микоплазмозу, цитомегаловирусу, вирусу простого герпеса и др.
для определения группы крови.
Слайд 43Аллергологические пробы
Обязательное исследование при любом виде аллергических заболеваний. Оно
нужно для того, чтобы определить индивидуальную чувствительность человека к определенным аллергенам.
Аллергологические пробы проводятся сугубо врачом-аллергологом. После выдается список веществ, к которым у данного человека повышена чувствительность.
Исследование гормональ-ного профиля
Гормоны - биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции — гипофизом, надпочечниками, подже-лудочной, щитовидной железой, поло-выми железами и др.
Гормональный анализ позволяет составить наиболее полную картину состояния здоровья:
- кровь на гормоны щитовидной железы (Т4, Т3, антитела к тиреоглобулину и др.);
- на гормоны гипофиза (ТТГ, ФСГ, ЛГ, пролактин);
- на половые гормоны (тестостерон, эстрадиол, эстриол);
- на гормоны надпочечников (корти-зол, АКТГ).
Слайд 44
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАБОРА КРОВИ.
1. Рекомендуется сдавать кровь утром, в период с
8 до 11 часов, натощак (не менее 8 часов и не более 14 часов голода, питьё — вода, в обычном режиме), накануне избегать пищевых перегрузок.
2. Если вы принимаете какие-то лекарственные препараты, следует проконсультироваться с врачом;
3. Исключить приём алкоголя накануне исследования.
4. Не курить минимально в течение 1 часа до исследования.
5. Исключить физические и эмоциональные стрессы накануне исследования.
6. После прихода в лабораторию отдохнуть 10 — 20 минут перед взятием проб крови.
7. Нежелательно сдавать кровь для анализа вскоре после физиоте-рапевтических процедур, инструментального обследования и дру-гих медицинских процедур.
Слайд 45Условия забора , хранения и доставки
Венозную кровь берут в чистую
одноразовую пробирку с антикоагулянтом (К2 или К3 ЭДТА) Гепарин использовать нельзя!
Антикоагулянт может быть в пробирке в виде жидкости (и тогда вы это увидите) или распылен по внутренней поверхности пробирки (и этого можно не увидеть).
На маркировке пробирки указано название антикоагу-лянта и срок годности пробирки.
Слайд 46Необходимое условие:
кровь набирается не выше мет-ки на пробирке.
Обязательно:
после
взятия крови пробирку следует плавно перемешать и перед отправкой в лабораторию убедиться, что кровь не сверну-лась.
Хранение образцов крови:
Кровь может храниться до 6-ти часов при комнатной температуре без изменения количественных характеристик.
Если предполагается более длительное хранение, то ее ставят в холодильник.
Слайд 47При транспортировке следует защищать материал от вредного влияния окружающее среды и
погодных условий. НЕ ТРЯСТИ!!
Доставка: Пробирки с кровью должны быть подписаны и плотно закрыты.
Слайд 48
При заборе крови строго соблюдать стандартные и универсальные меры предосторожности.
Слайд 49ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Обязательный компонент (0,5 часа):
Повторение и закрепление изученного материала с использованием
конспекта лекции, учебника стр.435-446, работа с тестовыми заданиями.
Литература:
основная ––- стр. 435 – 446. Мухина С.А., Тарновская И.И. учебное пособие Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела».2-е издание, Москва «ГЭОТАР - Медиа» 2014г.
дополнительная – УМП «Сборник организационно-методических материалов для студентов по ПМ 04. (ПМ 07.) №2»; «Рабочая тетрадь для решения задач по организации сестринского процесса».
Слайд 50
Творческий компонент по выбору студента (0,5 часа):
Создание информационных сообщений, схем, кроссвордов,
мультимедийных презентаций:
-«Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях»
- «За что отвечает медицинская сестра в лабораторной диагностике?»
-Методики подготовки пациента к лабораторным исследованиям:
Беседа с пациентом и оформление памятки:
«Подготовка пациента и правила забора мочи на сахар»;
«Подготовка пациента и правила забора моча на 17КС»; «Подготовка пациента перед забором крови на биохимию»; «Подготовка пациента и правила забора кала на копрологию»; «Подготовка пациента и правила забора кала на скрытую кровь».