Презентация, доклад к лекции на тему: Пропедевтика внутренних болезней. Введение.

Содержание

СодержаниеСуть понятий «диагностика», «пропедевтика», «терапия». Выявление первых признаков заболевания, раннее распознавание болезни, как основные задачи фельдшера.История развития предмета с древности до наших дней. Роль отечественных ученых в развитии диагностики.Диагностические критерии здорового человека. Особенности психологии общения с

Слайд 1Пропедевтика внутренних болезней. Введение
ПМ.01. МДК 01.01 Пропедевтика внутренних болезней

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 7» Филиал «Зеленоградский»

Преподаватель терапии: Денюшева Э.К.

Пропедевтика внутренних болезней.  ВведениеПМ.01. МДК 01.01 Пропедевтика внутренних болезней Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения

Слайд 2Содержание
Суть понятий «диагностика», «пропедевтика», «терапия».
Выявление первых признаков заболевания, раннее распознавание

болезни, как основные задачи фельдшера.
История развития предмета с древности до наших дней. Роль отечественных ученых в развитии диагностики.
Диагностические критерии здорового человека. Особенности психологии общения с пациентом. Работа с родственниками пациента.
Болезни как реакция организма на повреждение соматического и психического состояния. Причины болезни. Острое и хроническое течение заболеваний.
Понятие - симптом, синдром, диагноз. Составляющие диагноза. Виды диагнозов, осложнения и их виды.
Исходы заболеваний.
Понятие о классификации болезней и международной классификации болезней. История болезни.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

СодержаниеСуть понятий «диагностика», «пропедевтика», «терапия». Выявление первых признаков заболевания, раннее распознавание болезни, как основные задачи фельдшера.История развития

Слайд 3Qui bene diagnoscit, bene curat.

Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит.
Задача

Пропедевтики внутренних болезней –
изучение методов обследования больных с диагностической целью,
изучение симптомов или признаков заболеваний.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Qui bene diagnoscit, bene curat.Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит.Задача Пропедевтики внутренних болезней – изучение методов

Слайд 4Диагностика болезней
Терапия – область медицины, изучающая причины, клиническое проявление, диагностику, лечение

и профилактику заболеваний внутренних органов.
Пропедевтика внутренних болезней (от греческого «propaideueo» – предварительно обучаю) – это диагностика – учение о методах распознавания болезней.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Диагностика болезнейТерапия – область медицины, изучающая причины, клиническое проявление, диагностику, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов. Пропедевтика

Слайд 5Введение
Гиппократ
( 460-377гг.до н.э.) – представитель Косской школы Древней Греции.

Гиппократ в своей работе пользовался «взглядом, осязанием, слухом, обонянием и вкусом», впервые применил наблюдение у постели больного.
Он выслушивал хрипы в легких, шум трения плевры, применял пальпацию печени и селезенки.


Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Гиппократ ( 460-377гг.до н.э.) – представитель Косской школы Древней Греции. Гиппократ в своей работе пользовался «взглядом,

Слайд 6Введение
Авиценна
Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) Х век -выдающийся таджикский врач -
описал симптомы

многих заболеваний – плеврита, менингита, чумы, холеры, оспы, сибирской язвы («персидский огонь»), язвенной болезни желудка, сахарного диабета и многих других.

Авиценна

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение АвиценнаАбу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) Х век -выдающийся таджикский врач - описал симптомы многих заболеваний – плеврита, менингита, чумы,

Слайд 7Введение
Леопольд Ауэнбруггер
- (1722-1809) - Венский врач
впервые предложил метод перкуссии

(1861г.)

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Леопольд Ауэнбруггер- (1722-1809) - Венский врач впервые предложил метод перкуссии (1861г.) Преподаватель терапии МК № 7

Слайд 8Введение
Рене Лаэннек (1781-1821) – впервые предложил метод аускультации и разработал

первый стетоскоп.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Рене Лаэннек (1781-1821) – впервые предложил метод аускультации и разработал первый стетоскоп.Преподаватель терапии МК № 7

Слайд 9Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал

Слайд 10Введение
Матвей Яковлевич Мудров -
(1776-1831) внедрил в практику
метод системного

обследования
больного и ведение истории
болезни

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Матвей Яковлевич  Мудров -(1776-1831) внедрил в практику метод системного обследования больного и ведение истории болезниПреподаватель

Слайд 11Введение
Григорий Антонович Захарьин
- (1829-1897) – предложил метод расспроса, блестяще

владел сбором анамнеза

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Григорий Антонович Захарьин - (1829-1897) – предложил метод расспроса, блестяще владел сбором анамнеза Преподаватель терапии МК

Слайд 12Введение
Сергей Петрович Боткин - (1832-1883) – создал теорию диагностического мышления,

был выдающимся клиницистом.
Он считается основоположником физиологического направления в медицине и родоначальником экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Сергей Петрович Боткин - (1832-1883) – создал теорию диагностического мышления, был выдающимся клиницистом. Он считается основоположником

Слайд 13Введение
Василий Парменович Образцов
- (1849-1920) – создал терапевтическую клиническую школу.


Разработал метод глубокой, скользящей пальпации.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Василий Парменович Образцов - (1849-1920) – создал терапевтическую клиническую школу. Разработал метод глубокой, скользящей пальпации.Преподаватель терапии

Слайд 14Введение
Николай Дмитриевич Стражеско
- (1876 - 1920) - внёс вклад

в изучение патологии кровообращения и пищеварения, ревматизма. Совместно с В. П. Образцовым дал классическое описание клиники инфаркта миокарда.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Николай Дмитриевич Стражеско - (1876 - 1920) - внёс вклад в изучение патологии кровообращения и пищеварения,

Слайд 15Введение
Диагноз (греч. diagnosis — распознавание) –краткое, четкое медицинское заключение об

имеющемся заболевании, выраженное в терминах, предусмотренных классификациями и номенклатурой болезней.
Семиотика — учение о признаках заболевания — задача которого объяснить факты, полученные с помощью различных методов исследования пациента.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Введение Диагноз (греч. diagnosis — распознавание) –краткое, четкое медицинское заключение об имеющемся заболевании, выраженное в терминах, предусмотренных

Слайд 16Симптом
(греч. symptom – совпадение) – характерный признак или проявление болезни

или болезненного состояния.

Различают следующие виды симптомов:
Субъективные – основаны на описании больным своих ощущений, например, боли.
Объективные – основаны на данных полученных при обследовании пациента.
Специфические – это симптомы характерные для конкретного заболевания.
Неспецифические – это симптомы, встречающиеся при целом ряде заболеваний.
Патогномоничные – это симптомы, однозначно описывающие определенную болезнь, что в значительной степени помогает врачу в постановке диагноза.
Ранние симптомы – это симптомы, появляющиеся в начале болезни.
Поздние симптомы – симптомы, появляющиеся на поздних стадиях течения болезни.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Симптом (греч. symptom – совпадение) – характерный признак или проявление болезни или болезненного состояния. Различают следующие виды

Слайд 17Синдром
- устойчиво воспроизводящаяся от одного клинического наблюдения к другому группа (совокупность)

симптомов, объединенных общим патогенезом.
Анатомические синдромы – сочетания физических симптомов или признаков, которые соответствуют структурным изменениям органов.
Функциональные синдромы – сочетание функциональных симптомов.
Большой синдром – сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм.
! Необходимо помнить, что понятия «синдром» и «симптом» не равнозначны определению болезни как нозологической единицы.


Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Синдром- устойчиво воспроизводящаяся от одного клинического наблюдения к другому группа (совокупность) симптомов, объединенных общим патогенезом. Анатомические синдромы

Слайд 18Здоровье, болезнь
Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а

не только отсутствие болезней и недугов.
Три показателя:
1. отсутствие повреждений
2. достаточная приспособляемость к окружающей среде
3. хорошее самочувствие (субъективно).
Болезнь — патологический процесс, протекающий в организ­ме человека в результате воздействия на него болезнетворных факторов, внешних и внутренних (биологических, социальных, физических, иммунологических, химических и др.).

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Здоровье, болезньЗдоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и недугов.

Слайд 19Этиология и патогенез
Этиология («aetia» – причина + «logos» – учение) –

наука о причинах возникновения болезней.
Патогенез («pathos» – страдание + «genesis» – зарождение) – учение о механизмах развития болезней и патологических процессов на различных уровнях организма.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Этиология и патогенезЭтиология («aetia» – причина + «logos» – учение) – наука о причинах возникновения болезней. Патогенез

Слайд 20Клинический диагноз
1) Основное заболевание - привело к последнему ухудшению и по поводу,

которого произошла последняя госпитализация.
2) Сопутствующее заболевание - имеет иной патогенез по сравнению с основным заболеванием, другие причины возникновения.
3) Конкурирующее заболевание - конкурирует с основным по степени опасности для пациента, но не связано с основным заболеванием по причинам и механизму возникновения.
4) Осложнения основного заболевания - патогенетически связаны с основным заболеванием и обязательно выносится в структуру диагноза.
5) Фоновое заболевание - также не связано с основным по причинам и механизму возникновения, но может оказать значительное влияние на течение и прогноз основного.
- Любое заболевание должно быть отражено в диагнозе по единому плану.
- Из названия каждого заболевания, как правило, можно определить пораженный орган и характер патологического процесса.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Клинический диагноз1) Основное заболевание - привело к последнему ухудшению и по поводу, которого произошла последняя госпитализация. 2) Сопутствующее

Слайд 21История болезни
Клиническая история болезни -
ведется с момента поступления больного в

стационар;
фиксируются основные этапы клинического, инструментального и лабораторного обследований, заключения консультации врачей-специалистов;
ставится предварительный диагноз, проводится обоснование диагноза;
если необходимо, ставится дифференциальный диагноз.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

История болезниКлиническая история болезни - ведется с момента поступления больного в стационар; фиксируются основные этапы клинического, инструментального

Слайд 22История болезни
Академическая история болезни -
пишется по определенному плану;
является отражением

знаний, полученных студентом при изучении предмета;
способности выявления симптомов и обобщения их в синдромы на основании данных, полученных при обследовании.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

История болезниАкадемическая история болезни - пишется по определенному плану; является отражением знаний, полученных студентом при изучении предмета;

Слайд 23Расспрос пациента
План расспроса пациента
Общая часть
Жалобы
История настоящего заболевания
История

жизни

Общая часть
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Адрес
Профессия

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Расспрос пациентаПлан расспроса пациента Общая часть Жалобы История настоящего заболевания История жизниОбщая часть Фамилия, имя, отчество Год

Слайд 24План расспроса (схема анамнеза)
Общие сведения о больном (паспортные данные)
Основные жалобы


Анамнез заболевания (anamnesis morbi)
Анамнез жизни (anamnesis vitae)
Расспрос по системам и органам

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

План расспроса  (схема анамнеза)Общие сведения о больном (паспортные данные) Основные жалобы Анамнез заболевания (anamnesis morbi) Анамнез

Слайд 25Расспрос пациента - жалобы
Основные (главные)
Заставили обратиться за медицинской помощью,
Связаны с

основным заболеванием.

Дополнительные (второстепенные) –
Пациент о них не вспомнил,
Или не обратил на них внимание,
Выявляют в определённом порядке – по системам органов.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Расспрос пациента - жалобыОсновные (главные) Заставили обратиться за медицинской помощью,Связаны с основным заболеванием.Дополнительные (второстепенные) – Пациент о

Слайд 26Методические приемы расспроса
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И всё,

что вижу я вокруг,
- Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Р. Киплинг «The Elephant’s Child” (Перевод С.Я. Маршака)

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Методические приемы расспросаЕсть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё

Слайд 27Расспрос пациента - жалобы
Жалобы

Жалобы
Главные Второстепенные Активные Выявленные
____________________________________________________________________

Главная жалоба, как правило, совпадает с поводом для обращения за медицинской помощью

В отношении главной жалобы следует уточнить:
Локализацию
Характеристики:
– количественные
– качественные
Хронологию
Влияющие факторы

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Расспрос пациента - жалобы      Жалобы

Слайд 28Алгоритм детализации жалоб
1) локализация боли и ее иррадиация;
2) время возникновения

(днем, ночью) и длительность боли (постоянная, приступообразная);
3) интенсивность (сильная, слабая, тупая, острая);
4) характер боли (давящая, колющая, режущая, жгущая, пульсирующая);
5) провоцирующий фактор (физическая нагрузка, прием пищи, дыхание, определенное положение тела, стресс, холод);
6) чем купируется (прекращение физической нагрузки, прием нитратов, тепло, перемена положения тела);
7) сопутствующие симптомы (рвота или понос при болях в животе, головокружение при головной боли).

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Алгоритм детализации жалоб1) локализация боли и ее иррадиация; 2) время возникновения (днем, ночью) и длительность боли (постоянная,

Слайд 29План расспроса (схема анамнеза)
Общие сведения о больном (паспортные данные)
Основные жалобы


Анамнез заболевания (anamnesis morbi)
Анамнез жизни (anamnesis vitae)
Расспрос по системам и органам

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

План расспроса  (схема анамнеза)Общие сведения о больном (паспортные данные) Основные жалобы Анамнез заболевания (anamnesis morbi) Анамнез

Слайд 30Анамнез болезни
Анамнез настоящего заболевания
Время начала заболевания
Частота и сезонность обострений


Возможные причины заболевания или его обострения
Результаты ранее проведенного обследования
Результаты проводившегося ранее лечения
Причины настоящего обращения за медицинской помощью

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Анамнез болезниАнамнез настоящего заболевания Время начала заболевания Частота и сезонность обострений Возможные причины заболевания или его обострения

Слайд 31Причины диагностических ошибок при сборе анамнеза
Со стороны пациента и его окружения


Умалчивание отдельных симптомов (сознательное или несознательное)
Навязывание своего представления о причинно- следственных связях, диагнозе («болит желудок», «болит сердце»)
Различное понимание смыслового значения того или иного симптома
Снижение памяти, низкий культурный уровень

Со стороны врача и его коллег
Внушаемость исследующего со стороны пациента, окружения, данных предыдущих обследований и заключений
Желание «угадать» болезнь с первых слов беседы с пациентом
Неумение собрать анамнез (непонимание его сути), важно записать расспрос с анализом причинно-следственных связей
Отсутствие логического мышления

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Причины диагностических ошибок при сборе анамнезаСо стороны пациента и его окружения Умалчивание отдельных симптомов (сознательное или несознательное)

Слайд 32План расспроса (схема анамнеза)
Общие сведения о больном (паспортные данные)
Основные жалобы


Анамнез заболевания (anamnesis morbi)
Анамнез жизни (anamnesis vitae)
Расспрос по системам и органам

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

План расспроса  (схема анамнеза)Общие сведения о больном (паспортные данные) Основные жалобы Анамнез заболевания (anamnesis morbi) Анамнез

Слайд 33Анамнез жизни
1. Условия, в которых жил и развивался пациент:
– место

рождения;
– развитие в детском и юношеском возрасте;
– образование;
– служба в армии
2. Медицинский анамнез
3. Социальный анамнез
4. Факторы риска
5. Вредные привычки

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Анамнез жизни1. Условия, в которых жил и развивался пациент: – место рождения; – развитие в детском и

Слайд 34Анамнез жизни – медицинский анамнез
Перенесенные ранее
• Инсульт
• ИМ
• СД
• БА
• Гепатиты

Эпилепсия
• Туберкулез
• Ревматизм
• Венерические
заболевания

Заболевания

Операции

Анестезия

Лечение

Аллергологический анамнез
(лекарства, пища, другое)

Что?

Когда?

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Анамнез жизни – медицинский анамнезПеренесенные ранее• Инсульт• ИМ• СД• БА• Гепатиты• Эпилепсия• Туберкулез• Ревматизм• ВенерическиезаболеванияЗаболеванияОперацииАнестезияЛечениеАллергологический анамнез(лекарства, пища,

Слайд 35Анамнез жизни
«При расспросе необходимо выяснять
не только, какая болезнь имеется у

человека,
но также и то, какой человек перед вами, у которого эта болезнь»


Smyth F.S., 1962

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Анамнез жизни«При расспросе необходимо выяснять не только, какая болезнь имеется у человека, но также и то, какой

Слайд 36Анамнез жизни
Социальный анамнез
Семейное положение
Условия быта, увлечения
Место проживания (эндемичные

очаги заболеваний)
Профессиональный анамнез
У женщин – гинекологический анамнез

Наследственность
АГ
СД
Атеросклероз сосудов
Заболевания почек
Инсульт
Алкоголизм
Туберкулез
Психические расстройства
Злокачественные опухоли

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Анамнез жизниСоциальный анамнез Семейное положение Условия быта, увлечения Место проживания (эндемичные очаги заболеваний) Профессиональный анамнез У женщин

Слайд 37 Анамнез жизни Вредные привычки
Беременность
Повышение риска выкидышей
2. Гибель плода
3. Синдром

внезапной смерти новорожденных

Курение и ассоциированные клинические проблемы

ССЗ
Ранняя ИБС
Поражение периферических артерий
Цереброваскулярная болезнь

Болезни легких
ХОБЛ
Рак легких
Предрасположенность к инфекциям
Высокий риск послеоперационных осложнений

Злокачественные опухоли
Гортань
Полость рта
Пищевод
Носоглотка
Желудок
Мочеполовая система
Поджелудочная железа

ЖКТ
Гастрит
Язвенная болезнь

Лекарственные взаимодействия
Индуктор микросомальных ферментов печени

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Анамнез жизни Вредные привычки Беременность Повышение риска выкидышей 2. Гибель плода 3. Синдром внезапной смерти новорожденныхКурение

Слайд 38Анамнез жизни вредные привычки
Признаки алкогольной зависимости
Невозможность самостоятельно прекратить прием спиртного
Непреодолимое

желание выпить
Неадекватное поведение при приеме алкоголя
Желание скрыть употребление алкоголя
Употребление алкоголя по утрам
Наличие симптомов отмены
Необходимость опохмелиться
Амнезия во время приема алкоголя
Агрессивное поведение
Проблемы в семье
Проблемы на работе
Болезни, связанные с алкоголизмом

Злоупотребление алкоголем

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Анамнез жизни вредные привычкиПризнаки алкогольной зависимости Невозможность самостоятельно прекратить прием спиртного Непреодолимое желание выпить Неадекватное поведение при

Слайд 39«Расспрос можно считать достаточно полным, если по окончании его больной ничего

не может добавить»



Г.А.ЗАХАРЬИН

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

«Расспрос можно считать достаточно полным, если по окончании его больной ничего не может добавить»

Слайд 40Объективное исследование пациента Общий осмотр - Status praesens
Оценка общего состояния больного


Положение в постели
Состояние сознания
Выражение лица
Возраст (по внешнему виду)
Телосложение (конституция)
Антропометрические данные: рост, вес, ИМТ кг/м2 . Термометрия
Кожные покровы и видимые слизистые
Волосистые покровы

Состояние ногтей
Состояние питания: подкожная жировая клетчатка
Отеки
Регионарные лимфатические узлы
Мышечная система
Костная система
Суставы
Размер и консистенция щитовидной железы
Оценка некоторых неврологических симптомов

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Объективное исследование пациента Общий осмотр - Status praesens Оценка общего состояния больного Положение в постели Состояние сознания

Слайд 41Общий осмотр Оценка общего состояния
Общее состояние
Состояние сознания
Выражение лица
Положение в

постели

Витальные симптомы
Пульс
Частота дыхания
Артериальное давление
Температура
Насыщение кислородом
Состояние гидратации

Запись в и/б:
Сознание ясное.
Сознание сохранено + описание нарушения той или иной кортикальной функции

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр Оценка общего состоянияОбщее состояние Состояние сознания Выражение лица Положение в постелиВитальные симптомы Пульс Частота дыхания

Слайд 42Общий осмотр Оценка общего состояния
Высшие кортикальные функции
Дисфория (нарушение настроения)
Амнезия (нарушение

памяти)
Дисфазия (нарушение речи)
Дисориентация (время, место, пространство)
Трудности в одевании

Запись в и/б
Сознание сохранено, однако из-за выраженного снижения памяти и дисфазии собрать анамнез со слов больного не удается. Анамнез собран со слов дочери
Сознание сохранено, сбор анамнеза затруднен из-за выраженного снижения памяти.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр Оценка общего состоянияВысшие кортикальные функции Дисфория (нарушение настроения) Амнезия (нарушение памяти) Дисфазия (нарушение речи) Дисориентация

Слайд 43Общий осмотр Степени угнетения ясного сознания
Помрачение сознания (заторможенность). Больной как бы равнодушен

к своему состоянию, на вопросы отвечает с более или менее значительным замедлением, но разумно.
Ступор (Stupor –оцепенение, оглушенность). Больной находится как бы в глубоком сне, из которого его можно вывести только если потрясти за плечо или руку. При этом на вопросы отвечает, но путанно.
Сопор (Sopor – отупение или беспамятство). «Пробуждается» только после нанесения болевого раздражителя. На вопросы не отвечает. Рефлексы сохранены.
Кома (Coma – глубокая спячка). Полная потер сознания. Утрата реакции на болевые раздражители. Мышечное расслабление. Утрата рефлексов. Сохранены только функции дыхания и кровообращения.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр Степени угнетения ясного сознанияПомрачение сознания (заторможенность). Больной как бы равнодушен к своему состоянию, на вопросы

Слайд 44Общий осмотр Степени угнетения ясного сознания
Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский"

Денюшева Э.К.
Общий осмотр Степени угнетения ясного сознанияПреподаватель терапии МК № 7 филиал

Слайд 45Примечание:
15 баллов – ясное сознание;

13-14 – оглушение, 9-12 – сопор, 4-8 кома, 3 - смерть мозга

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Примечание:     15 баллов – ясное сознание; 13-14 – оглушение, 9-12 – сопор,

Слайд 46Общий осмотр Положение в постели
Ортопноэ – сердечная недостаточность
Сидя с наклоном вперёд

– экссудативный перикардит
Коленно-локтевое - экссудативный перикардит, боли в животе
Лёжа на спине с согнутыми в коленях ногами – сильные боли в животе
Лёжа на больном боку – плеврит, пневмоторакс, воспалительные и гнойные заболевания легких
Лёжа на животе – обострение ЯБЖ задней стенки желудка
И т.д.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр  Положение в постелиОртопноэ – сердечная недостаточностьСидя с наклоном вперёд – экссудативный перикардитКоленно-локтевое - экссудативный

Слайд 47Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал

Слайд 48Общий осмотр Выражение лица
Порядок диагностического осмотра лица
Общее выражение лица
Установление

диагностически значимых для внутренних болезней типов лица ( «маски заболеваний»)
Соответствие возраста по внешнему виду паспортным данным
Выявление симптомов, диагностически значимых для заболеваний внутренних органов со стороны:
Глаз и параорбитальных областей
Носа и щек
Рта и губ
Ушей
Отдельных областей головы

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр  Выражение лицаПорядок диагностического осмотра лица Общее выражение лица Установление диагностически значимых для внутренних болезней

Слайд 49Общий осмотр Выражение лица
Запись в и/б данных осмотра лица
Выражение лица

обычное. Возраст по внешнему виду соответствует паспортному.
Выражение лица обычное. Facies mitralis. По внешнему виду выглядит значительно моложе своих лет.
Лицо с обедненной мимикой. Одутловатое, цианоз губ, дышит полуоткрытым ртом, глаза тусклые - Facies Corvisari. Выглядит старше своих лет.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр  Выражение лицаЗапись в и/б данных осмотра лица Выражение лица обычное. Возраст по внешнему виду

Слайд 50Митральное лицо
Микседема лицо
Лицо Гиппократа
Лицо Корвизара
Базедова болезнь
Акромегалия
Преподаватель терапии МК № 7 филиал

"Зеленоградский" Денюшева Э.К.
Митральное лицоМикседема лицоЛицо ГиппократаЛицо КорвизараБазедова болезньАкромегалияПреподаватель терапии МК № 7 филиал

Слайд 51Общий осмотр Телосложение
Правильное
Неправильное (асимметрия, диспропорция, деформация)
Тип конституции (гиперстеник, астеник,

нормостеник)
Рост
Масса тела
В норме телосложение должно соответствовать полу и возрасту пациента.


Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр  ТелосложениеПравильное Неправильное (асимметрия, диспропорция, деформация) Тип конституции (гиперстеник, астеник, нормостеник)РостМасса телаВ норме телосложение должно

Слайд 52Общий осмотр Состояние кожи, волос и ногтей
окраска,
влажность – гипогидроз, гипергидроз,


высыпания, целостность,
температура,
эластичность, упругость,
волос (свойства волос, тип оволосения, степень оволосения),
ногтей (свойства, форма);

Запись в и/б оценки состояния кожи
Кожные покровы обычной окраски и влажности, нормального тургора (с сохранным тургором).
Сыпи, расчесов, шелушения нет.
В правой подвздошной области линейный послеоперационный рубец (аппендэктомия в ….. году).
Или «на боковых поверхностях живота множественные striae gravidarum».

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр  Состояние кожи, волос и ногтейокраска, влажность – гипогидроз, гипергидроз, высыпания, целостность, температура, эластичность, упругость,

Слайд 53Общий осмотр Пальпация
По способу пальпации различают:
поверхностную,
глубокую (в том числе проникающую),


скользящую,
бимануальную (двумя руками)
толчкообразную (для определения баллотирования плотных тел – печени, селезенки, опухоли) – в брюшной полости при скоплении в ней жидкости; надколенника – при выпоте в коленном суставе и т.д.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр  ПальпацияПо способу пальпации различают:поверхностную, глубокую (в том числе проникающую), скользящую, бимануальную (двумя руками) толчкообразную

Слайд 54Общий осмотр Перкуссия
1. По методике перкуссии: непосредственная, посредственная
2. По силе перкуторного удара:
громкая

(сильная, глубокая);
тихая (слабая, поверхностная);
тишайшая (предельная, пороговая).
3. По цели перкуссии:
топографическая – для определения границ органов, их величины и формы;
сравнительная – для сравнения звуков над симметричными участками тела.

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общий осмотр Перкуссия1. По методике перкуссии: непосредственная, посредственная2. По силе перкуторного удара:громкая (сильная, глубокая);тихая (слабая, поверхностная);тишайшая (предельная,

Слайд 55Характеристика перкуторных звуков у здоровых людей 
Преподаватель терапии МК № 7 филиал

"Зеленоградский" Денюшева Э.К.
Характеристика перкуторных звуков у здоровых людей Преподаватель терапии МК № 7 филиал

Слайд 56Общие правила пальпации, перкуссии, аускультации
Исследующий находится справа спереди от пациента лицом

к нему, наблюдая за выражением лица.
В помещении должно быть тепло и тихо.
Руки чистые, теплые, сухие.
В положении стоя или лёжа.
Поверхность кушетки – жёсткая.
Движения плавные, мягкие.
Необходим навык применения методик и интерпретации звуковых явлений. 

Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Общие правила  пальпации, перкуссии, аускультацииИсследующий находится справа спереди от пациента лицом к нему, наблюдая за выражением

Слайд 57Алгоритм обследования костной системы и суставов
Преподаватель терапии МК № 7 филиал

"Зеленоградский" Денюшева Э.К.
Алгоритм обследования костной системы и суставовПреподаватель терапии МК № 7 филиал

Слайд 58Благодарю
за внимание!
Преподаватель терапии МК № 7 филиал "Зеленоградский" Денюшева Э.К.

Благодарю за внимание!Преподаватель терапии МК № 7 филиал

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть