Слайд 1Учебно – дидактические игры как
средство развития познавательной активности учащихся и
создание среды повышенной комфортности на уроке.
Слайд 2ЦЕЛЬ : Осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1.Рассмотреть значение дидактических
игр в учебно-воспитательном процессе.
2.Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на различных уроках.
3.Разобрать памятку по организации дидак-х игр на уроках.
Слайд 3Актуальность выдвинутой проблемы.
Слайд 4Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Слайд 6Творческая атмосфера,свобода от шаблонов,возникающие в игре, способствуют:
- раскрепощению,
-нейтрализует чувство тревоги,
-
облегчает межличностные общение
Слайд 7В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.
Слайд 8 Назначение дидактических игр:
-Развитие познавательных процессов у школьников (восприятие,внимание, наблюдательность,сообразительность…);
-Закрепление знаний,приобретённых
на уроках;
-Уточнение представлений о предмете или явлении в целом и его существенных особенностях (в этом смысле игра носит обучающий характер)
Слайд 9Игра, творчество,труд – три основы воспитания.
К каждой игре нужна серьёзная подготовка.
Слайд 10 Структурными компонентами дидактической игры являются:
-дидактическая задача;(определяется
содержанием учебного материала и воспитательными задачами);
-игровая задача;
-игровые действия(составляют сюжет дидактической игры);
-правила(направляют деятельность детей);
-результат.
Слайд 11Виды дидактических игр:
-Игры-путешествия,
-Игры-поручения,
-Игры-загадки,
-Ролевые игры,
-Игровые моменты,на восстановление недостающей части, нарушенного порядка и
т.д.
Слайд 12Объединяя две формы деятельности- игру и обучение, педагог должен сохранить характер
игры, ту радость и то удовольствие, которые она даёт ребятам, и одновременно добиваться, чтобы у детей формировались запланированные знания, умения, навыки.
Слайд 13Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе.
Слайд 14 Отрицательные стороны игры.
Игра отвлекает от учебного материала.
Игра –
развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока.
Трудно поддерживать дисциплину на уроке.
Игра – это потеря времени на уроке, т. к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.
Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.
Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учёба, а развлечение, а часть включаются в игру слишком поздно.
Много времени уходит на подготовку дидактической игры к уроку.
Нарушение детьми правил игры.
Возникновение конфликтных ситуаций.
Положительные стороны игры.
Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах , дает эффект общего психического развития. В игре ребёнок учится управлять собой.
В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.
Повышается активность детей.
Игра – это школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребёнок добровольно упражняется , осваивает нормативное поведение.
Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игра облегчает межличностное общение.
В дидактической игре происходит развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности).
В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.
Слайд 16Анкета:
–Нравится ли тебе играть на уроке?
–На каких уроках тебе
хотелось бы играть?
–Как ты любишь больше
играть один или с друзьями?
– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Слайд 17Анализ анкет показал:
-Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.
-Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна. (18 из 20)
-Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (19)
-Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (11)
Слайд 18 Памятка:
1.Условия, необходимые для организации и проведения игры:
-наличие
у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средства и способы ,повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в игре наглядность должна быть простой,доступной и ёмкой.
Слайд 19 2. Требования, предъявляемые к игре:
-Игра должна быть доступной, цель –
достижимой, а оформление разнообразным, красочным;
-обязательный элемент каждой игры-её эмоциональность.Игра должна вызывать удовольствие,удовлетворение от удачного ответа;
-игра должна быть доведена до конца, до получения результата.
Итог
Итак, учебно – дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально- волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование учебно – дидактической игры в учебном процессе облегчает его.