Презентация, доклад Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.Якутские серьги

Содержание

Актуальность : Каждое украшение имеет свое смысловое значение. Серьги неотъемлемая часть женского образа. Это украшение, история которого начинается с древних времен. В каждой стране и в каждую эпоху их ношение могло преследовать совершенно разные цели – от

Слайд 1Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 им. М.П.Бубякиной г. Якутска
Якутские

серьги
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 им. М.П.Бубякиной г. ЯкутскаЯкутские серьги

Слайд 2Актуальность :



Каждое украшение имеет свое смысловое значение. Серьги неотъемлемая часть женского

образа. Это украшение, история которого начинается с древних времен. В каждой стране и в каждую эпоху их ношение могло преследовать совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи.
Сегодня актуальным
является возрождение
национальной культуры.

Актуальность :			Каждое украшение имеет свое смысловое значение. Серьги неотъемлемая часть женского образа. Это украшение, история которого начинается

Слайд 3Гипотеза:



Отход от накопленных веками сложившихся народных традиций, использование только внешних форм

без хорошего понимания их внутреннего содержания, смещение с узорами других народов - все это ведет к ослаблению черт изделия. Узнав истинное содержание древнейших украшений, их значение, можно, опираясь на этом, создавать новое или усовершенствовать их.
Гипотеза:				Отход от накопленных веками сложившихся народных традиций, использование только внешних форм без хорошего понимания их внутреннего содержания,

Слайд 4Серьги для бабушки
в национальном стиле

Серьги для бабушкив национальном стиле

Слайд 5Цель работы:
Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать

серьги по возрасту.
Задачи:
- Просмотреть литературу об украшениях народа саха;
Разучить значение якутских серёг;
Выявить разновидности якутских
сережек;
Выяснить из каких материалов
изготавливали серьги наши предки.
А какие материалы используют
современные мастера ювелирного дела?
Проведение опрос-анкетирования;


Цель работы:	Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.Задачи:-  Просмотреть литературу

Слайд 6Якутские украшения

Якутские украшения

Слайд 7Якутские серьги

Якутские серьги

Слайд 8НОСОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
(1887 - 1960 гг.)
Народный художник ЯАССР,
Заслуженный деятель

искусств РСФСР

НЕУСТРОЕВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ – МАНДАР УУС
Заслуженный работник
культуры РС (Я),
Лауреат Госпремии им. П.А. Ойунского Республики Саха (Я),
Стипендиат фонда «Дети Саха Азия»

ПЕТРОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА –
кандидат исторических наук, доцент кафедры фольклора ФЯФК, заместитель декана ФЯФК по заочному обучению, Отличник образования РС (Я)

Исследователи якутских серёг

НОСОВ  МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ(1887 - 1960 гг.)Народный художник ЯАССР, Заслуженный деятель искусств РСФСРНЕУСТРОЕВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ – МАНДАР

Слайд 9Разновидности якутских серёжек
Туорах ытар5а – бусиные серьги. Носили девочки от 5

лет
Разновидности якутских серёжекТуорах ытар5а – бусиные серьги. Носили девочки от 5 лет

Слайд 10Разновидности якутских серёжек
Иӊэhэ ытар5а – серьги в виде подковы. Такие серьги

носили молодые девушки. Были найдены в Сунтарском, Усть-Алданском улусах
Разновидности якутских серёжекИӊэhэ ытар5а – серьги в виде подковы. Такие серьги носили молодые девушки. Были найдены в

Слайд 11Ытар5а иэмэхтэрэ – кольца в серьгах
Чаанньык иэмэх – кольцо в

серьгах в виде чайника.
В-Вилюйский улус

Үгэс буолбут иэмэх – традициооное кольцо в серьгах (золото)

Разновидности якутских серёжек

Ытар5а иэмэхтэрэ – кольца в серьгах Чаанньык иэмэх – кольцо в серьгах в виде чайника. В-Вилюйский улусҮгэс

Слайд 12Сирэй ытар5а – серьги в виде лица, не получили широкого распространения.

В ХIХ веке изготовляли такие серьги только мастера Таттинского, Чурапчинского улусов.

Күрдьэх ытар5а – лопатообразная серьга. Была распространена во многих улусах. (Таттинском, Вилюйском улусах, г. Якутске)

Разновидности якутских серёжек

Сирэй ытар5а – серьги в виде лица, не получили широкого распространения. В ХIХ веке изготовляли такие серьги

Слайд 13Харыйа ытар5а – серьги с подвесками елочка
Разновидности якутских серёжек
Кыталыктаах ытар5а –

серьги с танцующими стерхами. Эти серьги призваны оберегать женское счастье, приносят гармонию, долголетие, мудрость.
Харыйа ытар5а – серьги с подвесками елочкаРазновидности якутских серёжекКыталыктаах ытар5а – серьги с танцующими стерхами. Эти серьги

Слайд 14Разновидности якутских серёжек
Түгэхтээх ытар5а – серьги в виде фигуры девушки
Хаа5ыр ытар5а

– серьги состоящие из множества маленьких бубенчиков
Разновидности якутских серёжекТүгэхтээх ытар5а – серьги в виде фигуры девушкиХаа5ыр ытар5а – серьги состоящие из множества маленьких

Слайд 15Якутские серьги состоят из:
Ытар5а чохута – верхняя часть сережек
Ытар5а түгэ5э –

нижняя часть сережек с бубенчиками. Такие серьги носили только женщины средних лет
Якутские серьги состоят из:Ытар5а чохута – верхняя часть сережекЫтар5а түгэ5э – нижняя часть сережек с бубенчиками. Такие

Слайд 16Наши предки серьги изготавливали из:
Меди;
Серебра-
Об этом свидетельствуют пометки


от 1660 года в дневнике Адама Каменского-Длужик. Этот дневник был опубликован в 1874 году в г. Познань на польском языке.
Золота – начиная с 40-х годов
ХIХ века.
Наши предки серьги изготавливали из: Меди; Серебра- Об этом свидетельствуют пометки от 1660 года в дневнике Адама

Слайд 17Современные якутские серьги

Современные якутские серьги

Слайд 18Основные ювелирные предприятия Якутии
ОАО «Золото Якутии»

ООО «Сахаювелир»

ООО «Драгоценности Якутии»



ОАО «Алданзолото»

Ювелирная фирма «Уран Саха»

ОАО "Туймаада Даймонд"


Основные ювелирные предприятия ЯкутииОАО «Золото Якутии» ООО «Сахаювелир» ООО «Драгоценности Якутии» ОАО «Алданзолото» Ювелирная фирма «Уран Саха»ОАО

Слайд 19Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии

Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии

Слайд 20В настоящее время профессиональные образовательные программы выполняются по следующим специальностям:
 
072601.51 Декоративно

прикладное искусство и народные промыслы:
 
специализация: косторезное дело, квалификация – художник-мастер;
 
специализация: ювелирное дело, квалификация – художник-мастер.
 
262021.51 Моделирование и конструирование изделий из меха
 
специализация: конструктор-модельер.
 

 
072501.51 Дизайн (по отраслям):
 
специализация: дизайн костюма, квалификация – дизайнер;
 
специализация: графический дизайн (реклама), квалификация – дизайнер;
 
специализация: дизайн среды (интерьер), квалификация – дизайнер.
 
260903.51 Моделирование и конструирование швейных изделий, квалификация – конструктор-модельер.
В настоящее время профессиональные образовательные программы выполняются по следующим специальностям: 072601.51 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы: специализация: косторезное

Слайд 21 1. Носите ли Вы якутские национальные серьги? 2. Знаете ли какое значение

имеют эти серьги? 3. Что означает количество колокольчиков-бубенчиков на серьгах? 4. Как Вы думаете, с какого возраста можно носить серьги с подвеской? 5. Надо ли придерживаться сложившимся значениям, внутренним смысловым содержаниям якутских украшений, национальных серёг?

Анкета:

1. Носите ли Вы якутские национальные серьги? 2. Знаете ли какое значение имеют эти серьги? 3.

Слайд 22 Сегодня нужно возрождать знание о значении якутских национальных сережек. Так как

это часть нашего культурного наследия.

Вывод:

Вывод:

Сегодня нужно возрождать знание о значении якутских национальных сережек. Так как это часть нашего культурного наследия. Вывод:Вывод:

Слайд 23 Бубенчики внутри означают, что у хозяйки серёг есть дети, а внизу

–возраст. Один бубенчик означает – 10 лет. Таким образом, серьги, которые сделала я должна носить женщина, которой исполнилось 70 лет.
Бубенчики внутри означают, что у хозяйки серёг есть дети, а внизу –возраст. Один бубенчик означает – 10

Слайд 24 В значении якутских сережек мы видим мудрость, культуру наших предков, накопленную

веками. И мы, молодое поколение, должны почитать, любить и использовать в своей жизни эту мудрую и красивую традицию своего народа. Опираясь на этом, можно создавать новое и все больше усовершенствовать их.

Заключение

В значении якутских сережек мы видим мудрость, культуру наших предков, накопленную веками. И мы, молодое поколение, должны

Слайд 25Схемы для бисероплетения
Для изготовления пары этих серёжек понадобится: два отрезка проволоки

по 20 см, белый бисер № 11 – примерно 10 г, белые бусинки диаметром 4 мм – 6 шт, маленькие капельки – 14 шт,
На проволоку нанизываем 6 бисер. Затем проволоку прокручиваем, чтобы получился маленький кружочек.
Концы проволоки вытягиваем в разные стороны, нанизываем по 5 бисер.
В одну из двух сторон проволоки нанизываем еще 11 бисеринок. Затем с другой стороны продеваем второй конец проволоки.
Вдеваем бусинку, 1 бисер, проволоку пронизываем обратно в бусинку, вытягиваем. То же самое делаем с другой стороны.


Серьги с подвеской (Түгэхтээх ытар5а)

Схемы для бисероплетенияДля изготовления пары этих серёжек понадобится: два отрезка проволоки по 20 см, белый бисер №

Слайд 265. Крест-накрест плетем 2 ряда по 5 бисер.
6. В один конец

проволоки нанизываем 3 бисера. Проволоку пронизываем между 2 и 3 бисерами предыдущего ряда. Проволоку вытягиваем, нанизываем еще 4 бисера. Опять пронизываем проволоку перед началом предыдущего ряда. Повторяем еще раз. То же самое делаем с другой стороны.
7. Далее плетем крест-накрест 2 ряда по 12 бисеров. В одну из проволок нанизываем 5 бисеров, проволоку прикрепляем между 3 и 4 бисерами предыдущего ряда. Проволоку нанизываем еще раз на пятый бисер, добавляем 4 бисера, проволоку прикрепляем опять между бисерами предыдущего ряда. Повторяем еще 2 раза. Получилась округленная сеточка. Проволоки скрепляем между собой, остатки срезаем.
8. С помощью иголки с ниткой прикрепляем бубенчики-колокольчики на середину изделия из бусинки с бисером, на нижнюю часть капельки с бисерами. Затем изделие соединяем на крючком сережки. У нас получилась красивая сережка в национальном стиле.

5. Крест-накрест плетем 2 ряда по 5 бисер.6. В один конец проволоки нанизываем 3 бисера. Проволоку пронизываем

Слайд 27 Для изготовления этой сережки потребуется: белые бусины диаметром 4 мм –

58 шт, золотые бусины диаметром 3 мм – 8 шт, белый бисер № 11 – 10 г, капельки маленькие – 10 шт, проволока – 2 отрезка по 20 см.
1. В проволоку вдеваем 1 золотую, 16 белых, 1 золотую бусины. Придаем форму половины лиры. Второй конец вдеваем в белую бусину, через две бусины вытягиваем проволоку. Вдеваем белую и золотую бусины. Проволоку вдеваем обратно в белые бусины, вытягиваем.
Вдеваем 9 белых бусин, проволоку пропускаем через 4 и 5 бусины половины лиры.
Вдеваем еще 3 белые и 1 золотую бусины. Изделию придаем форму лиры.
С помощью иголки с ниткой на крючок сережки прикрепляем лиру белым бисером как показано на рисунке.
Далее прикрепляем висюльки с капельками.
Сережка с лирообразным орнаментом «кө5үөр» в национальном стиле готова.



Серьги с орнаментом кө5үөр

Для изготовления этой сережки потребуется: белые бусины диаметром 4 мм – 58 шт, золотые бусины диаметром 3

Слайд 28 Серьги в виде лица, не получили широкого распространения. В ХIХ

веке изготовляли такие серьги только мастера Таттинского, Чурапчинского улусов.
Для изготовления таких серёг потребуется два отрезка проволоки по 15 см, два оттенка золотого бисера № 9 (светлого и темного) – 5-10 г.
На проволоку нанизываем 9 темных, 1 светлый, 4 темных, 1 светлый, 8 темных бисер. Проволоку вдеваем в первый бисер, соединяем два конца. Оба конца вытягиваем вниз. Изделию придаем форму лепестка.
В обе проволоки вдеваем светлый бисер, отсоединяем проволоки. В каждый вдеваем по 1 светлому бисеру. Проволоку фиксируем между 3 и 4 бисерами лепестка. Проволоку вновь вдеваем в бисер.
Два конца проволоки опять соединяем, вдеваем в них 5 светлых бисер. Проволоки отсоединяем друг от друга. Один конец прикрепляем к основанию, затем пропускаем через темные бисеры лепестка. Поволоку вытягиваем между 5 и 6 бисером. Так же с другой стороны.



Серьги в виде лица
(Сирэй ытар5а)

Серьги в виде лица, не получили широкого распространения. В ХIХ веке изготовляли такие серьги только мастера

Слайд 29Вдеваем 2 светлых бисера, соединяем к стеблю, вдев проволоку в стебель.

Вытягиваем к основанию. Так же с другой стороны. 
Проволоки опять отсоединяем друг от друга, вдеваем в лепесток. Вытягиваем между 7 и 8 бисером.
В каждую проволоку вдеваем по 3 светлых бисера. Проволоки соединяем к основанию, прокручиваем, остатки срезаем.
С помощью иголки с ниткой плетем висюльки. Сначала в иголку вдеваем 6 светлых бисера. Иголку с ниткой возвращаем на исходное место, вдеваем в первый бисер – получился кружочек. Добавляем на середину еще светлый бисер. Прикрепляем к основанию лепестка. Завязываем узелок, нитку срезаем.
Затем иголку с ниткой закрепляем между 2 и 3 бисером кружочка, вдеваем 3 светлым и 1 темный бисер. Иголку с ниткой вдеваем обратно в столбик со светлым бисером. Вытягиваем между 4 и 5 бисером. Делаем второй столбик из 3 светлых, 1 темного бисера. Так же плетем вторую висюльку.
Серьга в виде лица готова.



Серьги в виде лица
(Сирэй ытар5а)

Вдеваем 2 светлых бисера, соединяем к стеблю, вдев проволоку в стебель. Вытягиваем к основанию. Так же с

Слайд 30
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ литература:
Габышев Л.М. Михаил Михайлович Носов. Каталог выставки. - Якутск:

издание ЯРМИИ, 1959.
Потапов И.А. Первые художники Советской Якутии. - Якутск: кн. изд-во, 1979.
Новгородов И.Д. Археологические раскопки музея //Сб. научных трудов ЯРКМ, 1 вып. - Якутск, 1955.
Носов М.М. Одежда и её украшения у якутов XVII-XVIII веков //Сб. науч. статей ЯРКМ, 1 вып. - Якутск, 1955.
Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVII столетия до 1920-х годов // Сб. науч. статей ЯРКМ, 2 вып. - Якутск, 1957.
Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты. – Якутск, 1994.
Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. – Якутск, 2002.
Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты саха. – Якутск, 2010.
Серошевский В.Л. Якуты. – Москва, 1993.
Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. – Якутск, 2010.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ литература: Габышев Л.М. Михаил Михайлович Носов. Каталог выставки. - Якутск: издание ЯРМИИ, 1959. Потапов И.А. Первые

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть