Слайд 1Подготовила: Голованова О.Н.
педагог-психолог
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 3»
Изменение содержания деятельности
педагога-психолога в рамках введения ФГОС
Слайд 2В связи с реализацией ФГОС перед психологом появляется ряд новых задач:
Участие
в разработке основной образовательной программы, планировании и реализации её составляющих;
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса;
Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Цель психологического сопровождения –
Содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного
процесса в условиях введения ФГОС.
Слайд 4Задачи психологического сопровождения:
Повышение компетентности участников образовательного процесса;
Качественная реализация программ психологического сопровождения
личности в образовании;
Создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;
Организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе и духовно-нравственного развития и воспитания.
Слайд 5Содержание деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС НОО можно разделить
на 4 группы:
Взаимодействие с администрацией школы;
Взаимодействие с педагогическим коллективом;
Взаимодействие с обучающимися;
Взаимодействие с родителями.
Слайд 6Администрация
по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности
педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
- участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;
- разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;
- выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.
Слайд 7Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
1. Профилактика – предупреждение возникновения
явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
Слайд 8Педагоги
Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:
- формирование потребности
у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;
- создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;
- разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;
- осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.
Слайд 9Учащиеся
Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО:
- развитие и
формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;
- разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;
- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;
- элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье.
Слайд 10Родители
- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС;
- проведение индивидуальных и
групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;
- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;
- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.
Слайд 11Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
3. Консультирование (индивидуальное и групповое)
- оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Слайд 12Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
5. Составление индивидуального образовательного маршрута
- комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики
Слайд 13Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
7. Психологическое просвещение и образование
детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
8. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Слайд 14Результативность деятельности в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:
психолого-педагогическое обеспечение
преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
Сформированность коммуникативных навыков обучающихся.