Презентация, доклад История и обществознание. Теория и методика преподавания в общеобразовательной школе. Шевчик О.Д.

Содержание

Какое значение для педагога-практика имеет знание теоретических представлений об образовании?

Слайд 1История и обществознание:
теория и методика преподавания
в образовательной организации

История и обществознание:теория и методика преподавания в образовательной организации

Слайд 2Какое значение для
педагога-практика
имеет знание
теоретических представлений
об образовании?

Какое значение для педагога-практика имеет знание теоретических представлений об образовании?

Слайд 4 «А для чего нам нужно знать об этой связи?
На

что это может повлиять?».

Все мы знаем, что жизнь на земле, включая живую и неживую природу, развивается согласно определенным физическим законам, они объективно существуют и не зависят от нашего сознания.
И надо помнить, что не И. Ньютон установил закон притяжения, он его просто открыл, а этот закон существовал, и будет существовать, как и другие законы: круговорот воды в природе, смена времен года и др. – всем этим за­конам подчиняется жизнь сущих на земле.
А человек? «Разве предмет воспитания, душа человеческая, не имеет так же своих законов?» - вопрошал К. Д. Ушинский.
«А для чего нам нужно знать об этой связи? На что это может повлиять?».  Все

Слайд 6            Известный современный педагог, обосновавший личностно ориентированный подход в образовании,  В. В. Сериков отмечает:

«Нельзя приступить к воспитанию, просто «выучив теорию», как это нередко делает учитель-предметник.
Для этого надо стать воспитателем, то есть овладеть способами личностной самоорганизации, внутренней свободой, профессиональной педагогической культурой, психологическими механизмами и технологиями целенаправленного влияния на духовную сферу воспитанника.
Смысл как сложная ментальная структура сознания вначале должен зародиться у воспитателя.
Нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным»
            Известный современный педагог, обосновавший личностно ориентированный подход в образовании,  В. В. Сериков отмечает:  «Нельзя приступить к воспитанию, просто «выучив

Слайд 7 Ясно одно, обыденные знания, приобретенные на практике, отличаются от теоре­тических

знаний, научно обоснованных, проверенных и доказанных.
И здесь мы по­дошли к вопросам, которые требуют особого разъяснения:
В чем различие этих знаний?  Какое значение для педагога имеет теория и какое практика?
Что для него и его деятельности важнее, знания или опыт, теория или практика?
В каком они должны находиться соотношении?
Ясно одно, обыденные знания, приобретенные на практике, отличаются от теоре­тических знаний, научно обоснованных, проверенных и доказанных.

Слайд 8 Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, извлекаются из

индивидуального повседневного опыта человека, носят интуитивный характер, приобретаются случайным образом путем практических проб.
Они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам, имеют ограниченную человеческим опытом область применения.
Житейская педагогика содержится в пословицах и поговорках, которые, как мы знаем, всегда противоречивы.
Индивидуальный человеческий опыт не использует педагогические знания предыдущих поколений, так как условия воспроизведения не фиксируется, поэтому  человек и  повторяет ошибки предшествующих поколений.
Житейские знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научных знаний, в то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.
Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, извлекаются из индивидуального повседневного опыта человека, носят интуитивный

Слайд 10 Под «теорией» понимается,
(от греческого theoria - рассмотре­ние, исследование), система основных идей

в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Человеческая мыслительная деятельность только при возникновении своем выступала как «сопроводитель» практики.
По мере развития общественной практики самостоятельность мышления по отношению к практике возрастала.
Свое наивысшее выражение относительная самостоятельность мышления по отношению к практике получает в теоретической деятельности, то есть в создании теорий, обобщающих практический опыт.
Под «теорией» понимается, (от греческого theoria - рассмотре­ние, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания;

Слайд 11 Научные педагогические знания, полученные в результате экспериментов, результаты которых можно

воспроизвести при создании определенных условий, в науке накапливаются и передаются, создавая, таким образом, уникальный и разнообразный фактический материал.
Теоретические знания содержатся в  научных понятиях, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.
Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.  
Научные педагогические знания, полученные в результате экспериментов, результаты которых можно воспроизвести при создании определенных условий, в

Слайд 13Предметом научного исследования в педагогике является теоретический аспект воспитания,  в этом смысле педагогика выступает как  наука и

представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Предметом научного исследования в педагогике является теоретический аспект воспитания,  в этом смысле педагогика выступает как  наука и представляет собой совокупность теоретических и методических

Слайд 16 А. С. Макаренко говорил:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и

больше всего – люди».
Что же в педаго­гике является практикой?
          Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. Человек есть деятельное существо, соответственно практика есть деятельность человека.
В различных философских направлениях категория практики понимается либо в широком смысле как любая деятельность человека, либо в узком - как его исключительно предметная деятельность.
При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели.
Определяющая роль практики, как материальной деятельности людей, по отношению к познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины.
Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинно­сти имеющихся знаний, и источник получения новых знаний
 А. С. Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди». Что же

Слайд 18 Практикой в педагогике в широком смысле является сама челове­ческая жизнь

с  множеством ее отношений.
Несмотря на это, рассматривая связь теории с практикой, будем основываться на более узком представлении о практике.
Отечественный педагог Б. М. Бим-Бад указывает:

«Конкретная и непосредственная практика педагогики выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного и иного обучения, военной подготовки, общего, профессионального и профес­сионально-технического образования, переподготовки, повышения квалификации, непрерывного образования, просветительской деятельности и др.»
Практикой в педагогике в широком смысле является сама челове­ческая жизнь с  множеством ее отношений.   Несмотря

Слайд 21основные
Подходы
к понятию образования

основные Подходы к понятию образования

Слайд 22На протяжении всего XX столетия подходы к образованию разрабатывались и детализировались.

На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус:
философия образования;
социология образования;
экономика образования и т.д.
Эти подходы дают возможность всестороннего и целостного изучения системы образования.
Первой наукой проявившей интерес к образованию стала педагогика.
Нельзя не признать связи между образованием и научно-педагогическим подходом к нему – исторически первым подходом к образованию в системе научного знания. Этот подход сформировался в XVII – XIX в.в.
На протяжении всего XX столетия подходы к образованию разрабатывались и детализировались. На их основе возникали научные школы,

Слайд 23В XVII веке Ян Коменский создает выдающееся педагогическое произведение «Великая дидактика»,

которое является началом современной науки о процессе энциклопедического обучения.
Ян Коменский выступает с идеей разносторонних социальных преобразований. Он требовал установления международного сотрудничества в области науки и образования. Выдвинул идею всеобщего начального обучения на родном языке.
В XVII веке Ян Коменский создает выдающееся педагогическое произведение «Великая дидактика», которое является началом современной науки о

Слайд 26Если рассмотреть философский подход к образованию, то можно отметить, что этот

подход заключается в том, что предметом философии является закономерности функционирования и развития сферы образования во всех её аспектах:

Ценностно-целевой (цель и ценность получаемых знаний).

2. Системный.

3. Процессуальный (процесс получения знания).

4. Результативный (результат).
Если рассмотреть философский подход к образованию, то можно отметить, что этот подход заключается в том, что предметом

Слайд 27Педагогический подход к образованию – это формирование человека в ходе учебно-воспитательного

процесса, с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности.
Стремление выявить личностные аспекты образования сближают педагогику с психологией и социологией.
Социология образования может и должна заниматься вопросами учебного процесса, анализом содержания образования.
Педагогический подход к образованию – это формирование человека в ходе учебно-воспитательного процесса, с помощью определенных методов, средств

Слайд 28Она призвана дать ответ на следующие вопросы:
В какой мере существующая

система образования удовлетворяет общественные потребности в образованных, подготовленных людях, в том числе в специалистах в разных отраслях народного хозяйства.
2. В какой степени эта система удовлетворяет потребности и интересы самих обучающихся.
3. Что является стимулом образования: практические, инструментальные нужды или же превращение потребности в знаниях в самоцель личности.
4. Влияние образования на все системы общественной жизни
5. Перспективы и тенденции развития образования, пути достижения оптимальной взаимосвязи всех элементов этой системы.
Она призвана дать ответ на следующие вопросы: В какой мере существующая система образования удовлетворяет общественные потребности в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть