Слайд 1История и обществознание:
теория и методика преподавания
в образовательной организации
Слайд 2Какое значение для
педагога-практика
имеет знание
теоретических представлений
об образовании?
Слайд 4 «А для чего нам нужно знать об этой связи?
На
что это может повлиять?».
Все мы знаем, что жизнь на земле, включая живую и неживую природу, развивается согласно определенным физическим законам, они объективно существуют и не зависят от нашего сознания.
И надо помнить, что не И. Ньютон установил закон притяжения, он его просто открыл, а этот закон существовал, и будет существовать, как и другие законы: круговорот воды в природе, смена времен года и др. – всем этим законам подчиняется жизнь сущих на земле.
А человек? «Разве предмет воспитания, душа человеческая, не имеет так же своих законов?» - вопрошал К. Д. Ушинский.
Слайд 6 Известный современный педагог, обосновавший личностно ориентированный подход в образовании, В. В. Сериков отмечает:
«Нельзя приступить к воспитанию, просто «выучив теорию», как это нередко делает учитель-предметник.
Для этого надо стать воспитателем, то есть овладеть способами личностной самоорганизации, внутренней свободой, профессиональной педагогической культурой, психологическими механизмами и технологиями целенаправленного влияния на духовную сферу воспитанника.
Смысл как сложная ментальная структура сознания вначале должен зародиться у воспитателя.
Нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным»
Слайд 7 Ясно одно, обыденные знания, приобретенные на практике, отличаются от теоретических
знаний, научно обоснованных, проверенных и доказанных.
И здесь мы подошли к вопросам, которые требуют особого разъяснения:
В чем различие этих знаний? Какое значение для педагога имеет теория и какое практика?
Что для него и его деятельности важнее, знания или опыт, теория или практика?
В каком они должны находиться соотношении?
Слайд 8 Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, извлекаются из
индивидуального повседневного опыта человека, носят интуитивный характер, приобретаются случайным образом путем практических проб.
Они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам, имеют ограниченную человеческим опытом область применения.
Житейская педагогика содержится в пословицах и поговорках, которые, как мы знаем, всегда противоречивы.
Индивидуальный человеческий опыт не использует педагогические знания предыдущих поколений, так как условия воспроизведения не фиксируется, поэтому человек и повторяет ошибки предшествующих поколений.
Житейские знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научных знаний, в то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.
Слайд 10 Под «теорией» понимается,
(от греческого theoria - рассмотрение, исследование), система основных идей
в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Человеческая мыслительная деятельность только при возникновении своем выступала как «сопроводитель» практики.
По мере развития общественной практики самостоятельность мышления по отношению к практике возрастала.
Свое наивысшее выражение относительная самостоятельность мышления по отношению к практике получает в теоретической деятельности, то есть в создании теорий, обобщающих практический опыт.
Слайд 11 Научные педагогические знания, полученные в результате экспериментов, результаты которых можно
воспроизвести при создании определенных условий, в науке накапливаются и передаются, создавая, таким образом, уникальный и разнообразный фактический материал.
Теоретические знания содержатся в научных понятиях, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.
Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Слайд 13Предметом научного исследования в педагогике является теоретический аспект воспитания, в этом смысле педагогика выступает как наука и
представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Слайд 16 А. С. Макаренко говорил:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и
больше всего – люди».
Что же в педагогике является практикой?
Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. Человек есть деятельное существо, соответственно практика есть деятельность человека.
В различных философских направлениях категория практики понимается либо в широком смысле как любая деятельность человека, либо в узком - как его исключительно предметная деятельность.
При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели.
Определяющая роль практики, как материальной деятельности людей, по отношению к познанию, как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины.
Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинности имеющихся знаний, и источник получения новых знаний
Слайд 18 Практикой в педагогике в широком смысле является сама человеческая жизнь
с множеством ее отношений.
Несмотря на это, рассматривая связь теории с практикой, будем основываться на более узком представлении о практике.
Отечественный педагог Б. М. Бим-Бад указывает:
«Конкретная и непосредственная практика педагогики выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного и иного обучения, военной подготовки, общего, профессионального и профессионально-технического образования, переподготовки, повышения квалификации, непрерывного образования, просветительской деятельности и др.»
Слайд 21основные
Подходы
к понятию образования
Слайд 22На протяжении всего XX столетия подходы к образованию разрабатывались и детализировались.
На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус:
философия образования;
социология образования;
экономика образования и т.д.
Эти подходы дают возможность всестороннего и целостного изучения системы образования.
Первой наукой проявившей интерес к образованию стала педагогика.
Нельзя не признать связи между образованием и научно-педагогическим подходом к нему – исторически первым подходом к образованию в системе научного знания. Этот подход сформировался в XVII – XIX в.в.
Слайд 23В XVII веке Ян Коменский создает выдающееся педагогическое произведение «Великая дидактика»,
которое является началом современной науки о процессе энциклопедического обучения.
Ян Коменский выступает с идеей разносторонних социальных преобразований. Он требовал установления международного сотрудничества в области науки и образования. Выдвинул идею всеобщего начального обучения на родном языке.
Слайд 26Если рассмотреть философский подход к образованию, то можно отметить, что этот
подход заключается в том, что предметом философии является закономерности функционирования и развития сферы образования во всех её аспектах:
Ценностно-целевой (цель и ценность получаемых знаний).
2. Системный.
3. Процессуальный (процесс получения знания).
4. Результативный (результат).
Слайд 27Педагогический подход к образованию – это формирование человека в ходе учебно-воспитательного
процесса, с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности.
Стремление выявить личностные аспекты образования сближают педагогику с психологией и социологией.
Социология образования может и должна заниматься вопросами учебного процесса, анализом содержания образования.
Слайд 28Она призвана дать ответ на следующие вопросы:
В какой мере существующая
система образования удовлетворяет общественные потребности в образованных, подготовленных людях, в том числе в специалистах в разных отраслях народного хозяйства.
2. В какой степени эта система удовлетворяет потребности и интересы самих обучающихся.
3. Что является стимулом образования: практические, инструментальные нужды или же превращение потребности в знаниях в самоцель личности.
4. Влияние образования на все системы общественной жизни
5. Перспективы и тенденции развития образования, пути достижения оптимальной взаимосвязи всех элементов этой системы.