Слайд 1Исследовательская деятельность
как один из путей предпрофильной подготовки учащихся
Выполнила:
Кузнецова Наталья Николаевна
учитель
математики, директор
Высшая квалификационная категория
МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой
Слайд 3Актуальность:
Уровень развития общества требует большого числа специалистов, использующих
математические знания в своей профессиональной деятельности. Математика - предмет, очень удобный для развития интеллектуальных творческих способностей ребят. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, абстрактный язык математики. Все это позволяет формировать у ребят такие качества, как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески. Для подавляющего большинства школьников математика скорее не цель, а средство, широко используемое как в качестве мощного инструмента познания в области смежных дисциплин, так и в житейских ситуациях.
Исследовательская деятельность помогает выявить интересы, склонности, способности школьников и формировать практический опыт в различных сферах познавательной деятельности.
Слайд 4
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма
организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Слайд 5
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых
объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Слайд 6
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую
можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы.
Слайд 7
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим
на вопрос о том, зачем мы его проводим. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы
Слайд 8
ЦЕЛЬ Доказать…(обосновать…) (разработать…)
ЗАДАЧИ провести анализ…(выявить ) (определить…) (установить )
МЕТОДЫ -
анализ;- наблюдение;- измерение;- эксперимент;- (и др.)
РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе данного исследования проведен анализ…(выявлено…) (определено…)
( установлено…)
ВЫВОД На основании результатов данного исследования доказано…(обосновано…) (разработано…)
Слайд 9Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его
Тема
должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования
Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным
Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей
Слайд 10
Все темы можно условно объединить в три группы:
-фантастические – темы
о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
-экспериментальные (эмпирические) – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
-теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Слайд 11ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ «Анализ потребительских предпочтений магазинов п. Шувалово».
Слайд 12
После защиты данной работы учащимися была предложена тема следующего исследования «Сравнительный
анализ цен продуктов питания потребительской корзины магазинов Сущевского сельского поселения с оптовыми ценами г. Костромы», (участие в Десятой областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»).
Слайд 13Математические темы исследований:
В мире правильных многогранников
Великие гении прошлого
Великие задачи математики
Геометр.
задачи с практическим содержанием
Геометрические парадоксы
Геометрия в архитектуре
Геометрия Лобачевского
Дополнительные свойства параллелограмма
Египетские пирамиды – совершенство формы
Единицы измерения длины в разных странах
Замечательные точки и линии треугольника
Симметрия в нашей жизни
Золотое сечение
Зрительные иллюзии
Интересное о числах
Исторические задачи
Кристаллы – природные многогранники
Лист Мебиуса
Математика в профессии моих родителей
Математика в сказках
Математическая природа музыки
Невозможные фигуры
Прикладная тригонометрия
Процентные вычисления в жизни
Функции в природе и технике
Слайд 14Основные принципы развития творческой активности учащихся:
учите с удовольствием
уважайте своих учеников и
доверяйте им
создавайте условия, чтобы процесс исследования нравился и вам и учащимся
постоянно вводите новый материал
будьте организованы и последовательны
не проверяйте ежеминутно деятельность учащихся
помните: если учащимся стало не интересно – остановитесь, видимо вы делаете что – то неправильно
реализуйте деятельностный вид взаимодействия с учащимися
Слайд 15Зачем изобретать велосипед? Чтобы поучиться изобретать…