Слайд 4Ведущим требованием Федеральных государственных стандартов нашего времени является формирование умения (способности)
учиться. Это предполагает уникальную возможность современного школьника, используя своё сознание, современные информационные ресурсы отбирать, «фильтровать» нужную для себя информацию из любых источников.
Слайд 5Учебные (программные) экскурсии - это запланированный программой кратковременный выход учащихся в
окружающий мир для ознакомления с конкретными объектами, типичными явлениями и процессами, которые подтверждают теоретические положения, рассматриваемые на занятиях.
Походы - это путешествие организованной группы учащихся с использованием активных форм передвижения по определенному маршруту, во время прохождения которого возможно преодоление естественных препятствий разных категорий и степеней сложности.
Слайд 6Экспедиция - это путешествие, которое проводятся с учащимися с целью изучения
истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них.
Образовательные путешествия- особая технология освоения мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, где учитель выступает в роли тьютора, сопроводителя ученика в его самообразовании.
Слайд 7Основные УУД:
определение совместно с учащимися идеи или проблемы путешествия, или экскурсии,
осмысление которой актуально для современного школьника, способно "повести" его по пути познания – регулятивные и познавательные УУД;
идут не от изложения готовых истин к их иллюстрации, в качестве которой выступают памятники культурного наследия, а, наоборот, – от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых представлений - личностные УУД, включающие смыслообразование и нравственно-этическое оценивание;
основываются на активной и самостоятельной деятельности участников, что позволяет превратить исследование объекта в личное переживание, связанное с определенными усилиями, с поиском и открытием – системно-деятельностный подход в обучении;
Слайд 8 предполагают соединение разных видов деятельности в процессе исследования – визуальное
наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов – регулятивные и познавательные УУД, связанные с прогнозированием, контролем, коррекцией результата освоения;
предполагают свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира - регулятивные и познавательные УУД
Слайд 9 Целью экскурсии является познакомиться с тем или иными артефактами, посмотреть
места тех или иных событий, пройти по следам исторических или литературных героев. Кратковременность экскурсии, ее экстренный характер определяют и способ подачи материала.
Учебный характер экскурсии определяется тем, что, как правило, ее тема созвучна темам, изучаемым в школьной программе.
Слайд 10Отличия образовательного путешествия от экскурсии:
• Путешествие предполагает непосредственное взаимодействие школьников
с объектами окружающей среды.
• В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребенка личный опыт и объекты окружающей среды;
• Активность и самостоятельность участников путешествия: каждый ребенок может выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения;
Слайд 11
Обучающиеся сами добывают нужную информацию различными способами, выполняя индивидуальные, групповые
и творческие задания.
Слайд 13Целью программы «Петербург глазами юных» является создание условий для развития у
учащихся ценностного отношения к культурному наследию Петербурга, расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, Отечеству, миру в целом.
Слайд 14Технология образовательного путешествия основана на положении: знание человечества становится твоим, если
ты:
1. Сам формулируешь свой познавательный интерес, ставишь вопрос;
2. Сам ищешь ответ .
3. Можешь сам представить найденное знание окружающим тебя людям.
Слайд 15Этапы образовательного путешествия
Первый этап – кабинетный (подготовительный).
Второй этап – экспедиционный
(практический)
Третий этап – знание – образ (презентационный).
Слайд 16Задачи тьютора (учителя) на этапах.
1. Работа по выявлению индивидуального интереса учащегося.
2.
Сопровождение деятельности учащегося в его индивидуальном маршруте. Ученик самостоятельно осуществляет внеурочную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чём причины успеха или неудачи и т.д.
3. Работа с учащимися по определению ими способов сбора и обработки материала.
4. Организация презентационного этапа.
Слайд 17Ожидаемые результаты.
Базовые:
Осознание учащимся открытости образовательного пространства.
Готовность ученика к самообразованию через
осознание своих образовательных потребностей, интересов; через мотивацию
Освоение методики исследовательской и проектной деятельности, работы с различными источниками знаний
Освоение различных форм оформления и презентации результатов своей работы.
Сопутствующие:
При этом важным для учащихся становится приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности:
управление собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением;
управление коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде;
социальная ответственность.