Слайд 1Мастер - класс на тему: "Работа с разными видами карт на
уроках географии".
Фатеева Е.М. филиал МОУ СОШ №2 п. Добринка в с. Павловка
Мастер - класс на тему:
" Работа с разными видами карт на уроках географии".
Слайд 2ПЛАН:
1. Введение.
2. Значение географической карты.
3. Изучение географической номенклатуры.
4. Методы работы
с географической картой на разных этапах урока.
Слайд 3«Сегодня картографическая грамотность
перестала быть прерогативой научного
работника, она становиться необходимой
каждому
человеку в повседневном быту:
дипломату и туристу, читателю газет и
телевизионному зрителю. Картографическая
грамотность нужна современному человеку
не менее, чем компьютерная».
А.М. Берлянт
Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Среди средств обучения географии одно из ведущих мест
занимает
карта. «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии».
(А. А. Половинкин.)
Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее составной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую необходимую информацию. Причем, в отличие от книг и других источников информации, карта «рассказывает» быстрее, точнее, лаконичнее и нагляднее.
Если обратиться к истории развития человеческого общества, то есть факты утверждающие, что карты, как источник передачи информации появились раньше письменности. Сама потребность человека создавать такой источник хранения и передачи информации говорит об особенностях человеческого сознания, которые присущи и современным людям, что во многом определяет дидактические функции карты как средства обучения.
Слайд 5Простейшие картографические рисунки, по-видимому, были известны уже в условиях первобытного общества.
Древнейшие картографические изображения, уцелевшие до настоящего времени, принадлежат народам Древнего Востока (Вавилон, Египет) и Китая. При рабовладельческом строе картография достигла наивысших успехов в античное время. Греческие учёные создали первые географические карты, построенные в картографической проекции с учётом шарообразности Земли. В средние века расцвет мореплавания (в связи с великими географическими открытиями, колонизацией Америки, торговлей с Ост -Индией и Китаем) и вызванные этим потребности навигации привели к созданию множества морских карт. Развитие картографии в эту эпоху диктовалось и образованием крупных феодально-абсолютистских государств, нуждавшихся в достоверных географических карт для управления обширными территориями. В 19 в. получили широкое распространение военно-топографические съёмки для создания подробных карт местности: топографические карты облегчали управление войсками и позволяли при боевых действиях лучше учитывать неудобства и использовать выгоды местности; позднее эти карты оказались незаменимыми при инженерных изысканиях и проектировании.
Слайд 6Значение географической карты
«Карты – это не только научный документ,
они ещё и
составной элемент культуры человечества, во все века развитие картографии совпадало с эпохами возрождения наук и искусств. И в наши дни картографическая грамотность – один из показателей общей культуры человека».
Слайд 7 Выдающийся ученый Н.Н. Баранский говорил, что одна карта может
заменить много страниц текста, считал её одним из основных средств географического исследования. Но успех в использовании карт во многом зависеть и от методов работы учителя, от того в какой мере он сформирует у учащихся желание обращаться к карте, умение читать и понимать её.
Слайд 8 «Карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего
непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара».
Н.Н. Баранский
Слайд 9Преимущества карты:
Объект изучения.
Источник знаний.
3. Средство обучения.
4. Универсальный объект.
Слайд 10Карты, как средство научного исследования не только дают наглядную картину размещения
явлений, но также позволяют находить закономерности этого размещения.
Географические карты незаменимы для изучения пространственных взаимосвязей и развития явлений и, следовательно, могут быть средством прогноза.
Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления.
Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности размещения.
Наглядность, благодаря чему заключенная в ней информация воспринимается нашим зрением целиком. Значение этого факта проявляется прежде всего в быстром способе передачи информации.
Слайд 11Возможность единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и
удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей
Географический язык многонационален.
В знаках на карте фиксируются и выражаются так же и абстрактные, понятийные образы, отображаются обобщенные, типичные свойства и признаки объектов, а так же представления о невидимых и вообще чувственно не воспринимаемых объектах, выделяемых из действительности лишь с помощью мышления.
Карта позволяет сделать сложную по происхождению понятийную информацию более конкретно – чувственно воспринимаемой.
. Самым специфичным свойством карты является то, что отображение размещение предметов на ней неразрывно связано с характеристикой их состояния и изменения, то есть качественных, количественных, динамических свойств.
Слайд 12Географическая номенклатура:
1.Роль географической номенклатуры.
2. Приемы изучения географической номенклатуры.
3. Методы проверки усвоения
учащимися географической номенклатуры.
Слайд 13Роль географической номенклатуры
Географическая номенклатура является одним из важнейших элементов в системе знаний школьников по географии. Географическая номенклатура представляет собой список необходимых для изучения учащимися географических объектов. Ее изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения данных объектов. Необходимость усвоения этого материала утверждается многими современными географами. Так, В.П.Максаковский относит географические названия и собственные географические имена к специфическому языку географической науки и школьной географии. «Они используются для пространственной привязки фактически почти всего материала школьных курсов, входят составной частью в систему единичных понятий, широко применяются при сравнении, конкретизации, иллюстрации того или иного объекта. Вот почему овладение языком географических имен определяет уровень географической (картографической) культуры»*.
Уже в средней школе учащиеся должны овладеть определенным минимумом знаний географической номенклатуры.
Школьникам необходимо знать, что в процессе изучения карты и работы с ней решаются три основные задачи: научиться понимать карту, читать карту и знать карту. Настоящее знание карты опирается на понимание карты и умение ее читать. При работе с картой учащиеся должны осмысленно запоминать расположения объектов. Так, при запоминании расположения речных систем, необходимо знать: где они берут начало, куда впадают, по каким территориям (возвышенностям, низменностям, плоскогорьям и т.д.) они протекают. Глубокие и прочные знания по географии должны опираться на детальное знание карты (географической номенклатуры).
Слайд 14Порядок изучения географической номенклатуры
1. Несколько раз вслух прочитайте собственное имя изучаемого
географического объекта, добиваясь того, чтобы оно произносилось свободно. При этом следует обратить внимание на правильное ударение, его можно уточнить у учителя.
2. Запомните правильное написание. Следует иметь ввиду, что ошибка в написании или произношении географического названия является существенной географической ошибкой!
3. Найдите объект на карте в атласе. Определите его географическое положение, уточняя его по отношению к другим объектам (например, р. Енисей берет начало в Западном Саяне от слияния рек Каа-Хем и Бий-Хем, протекает по восточной границе Западной Сибири, к западу от Среднесибирского плоскогорья и впадает в Енисейский залив Карского моря).
4. Найдите данный объект на картах, выполненных в другом масштабе.
5. Проверьте прочность усвоения, используя контурную карту.
Слайд 15Разноуровневые задания на проверку географической номенклатуры:
Показ учителем объекта на географической карте:
учащиеся записывают название.
Обозначение названного объекта на контурной карте (может выполняться в форме фронтальной и индивидуальной письменной работы).
Обозначение объектов на контурной карте по описанию.
Слайд 16 Африка
(обозначьте цифрами на контурной карте перечисленные объекты)
1.Самое большое по площади
озеро материка.
2.Самая крупная из рек материка, текущих в Индийский океан.
3.Самые высокие горы Африки, располагающие на стыке
литосферных плит.
4.Самый крупный залив у берегов Африки.
5.Самый большой остров у берегов Африки.
6.Самый крупный полуостров Африки.
7.Самая высокая точка материка.
8.Самая полноводная река Африки.
9.Самая длинная река Африки.
10.Самая низкая точка Африки.
11. Самое длинное пресноводное озеро мира.
12.Самая западная точка материка.
Слайд 17Установите соответствие:
Крайние точки материка Название
1. северная а) м. Рас - Хафун
2.
южная б) м. Игольный
3. западная в) м. Бен - Сека
4. восточная г) м. Альмади
Отметки высот Географический объект
3088 влк. Камерун
2918 нагорье Тибести
3415 нагорье Ахаггар
г. Тубкаль
4100 г. Марра
Слайд 18 Установите соответствие:
Индийский океан. А.
Нил
Атлантический океан. Б. Замбези
В. Конго
3.Средиземное море. Г.Сенегал
Д. Нигер
Е.Оранжевая
Ж. Замбези
З. Лимпопо
Слайд 19Исключите лишнее название. Свой выбор обоснуйте:
Нил, Ориноко, Замбези, Лимпопо, Луалаба.
Из географических названий составьте пары:
Ливия, Египет, Сенегал, Чад, ЮАР, Претория, Каир, Дакар, Триполи,Нджамена.
Объясните принцип составления пар.
Слайд 20
Назовите государства
Северной Африки:
а) Ливия; б) Конго; в) Нигер; г)
Египет; д) Мавритания.
Восточной Африки:
а) Судан; б) Кения в) Чад; г) Мозамбик; д)Сомали.
Внимательно рассмотри ряд цифр. Каким географическим объектам они могут принадлежать?
4165, 2918, 4100, - 133, 5895,
Перечислить географические объекты (материк Африка):
- государства
- полуострова
- моря
- реки
- острова
- озера
- горы
- возвышенности
- равнина
- мыс
- залив
такое»
1. Мадагаскар 11. Рас – Хафун
2. Альмади 12. Сомали
3. Нил 13. Гвинейский
4. Конго 14. Тубкаль
5. Танганьика 15. Игольный
6. Замбези 16. Драконовы
7. Алжир 17. Ахаггар
8.Ньяса 18. Килиманджаро
9. Гибралтарский 19. Мозамбикский
10. Суэцкий 20. Виктория
Слайд 22Игра « По цепочке»
Играют все ученики класса. Ведущий, указывая
на одного из играющих, называет какой-либо географический объект, расположенный на материке ( например: Каир). Тот, к кому обратились, должен немедленно назвать другой объект, начинающийся с последней буквы ранее названного города (например, Рас – Хафун), и обратиться к следующему Тот, в свою очередь, называет объект, начинающийся с последней буквы предыдущего (например, Нил), и указывает, кому продолжать игру. Так один за другим играющие называют объекты, соединяя их по указанному принципу в цепочку.
Если слово, названное кем-либо из играющих,
заканчивается мягким знаком или буквой,
с которой нет названий городов,
то берется предпоследняя буква.
Называть объекты, уже названные
раньше другими играющими,
не разрешается.
Слайд 23Показатели обученности
для работы с картой:
Понимать карту – значит усвоить главные
свойства такого достаточно сложного произведения науки и техники, какими являются в наше время карты. Основы понимания карты связаны с изучением тему «План и карта», знакомством с языком карты, понимание сущности и свойств географических карт, знанием их разновидностей. При этом закладываются умения пользоваться картами.
Слайд 24Читать карту – значит распознавать географическую действительность по её изображению на
карте. Так, изучая по карте населенный пункт, ученик узнает по форме и размеру букв и другим особенностям - о типе и административном значении населенного пункта. Чтение карты может осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания её умственного образа, устной или письменной характеристики. Причем чтение карты может быть простым и сложным. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты, а сложное установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение полученных из карты сведений, высказывание собственных суждений о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных.
Слайд 25Знать карту - значит помнить, ясно
представлять по памяти расположение,
относительные размеры и
форму объектов,
изучаемых в курсах географии. Естественно,
что хорошему знанию карты должно
предшествовать её понимание, а затем и
многократные упражнения в чтении.
Любому виду использования карт
должно предшествовать знакомство
с нею, сначала общее, а затем
более углубленное. Первое логично
назвать представлением карты,
а второе – её анализом.
Слайд 26Методы работы с картой на различных этапах урока.
Использование карт атласа
при изучении нового материала.
2. Использование карт атласа при закреплении изученного материала и проверке знаний учащихся.
Слайд 28Установите последовательность во времени образования гор:
Гималаи
Кордильеры
Урал
2. Расскажите о положении материков Африка, Австралия и Северная Америка в системе литосферных плит. Для этого определите:
а). в пределах какой литосферой плиты (или плит) находиться материк.
б). в каком направлении и примерно с какой скоростью горизонтально перемещается эта плита.
в). где проходят границы этих плит по отношению к материку.
г). какие геологические процессы происходят на этих участках границ.
Сделайте вывод: какие геологические процессы и явления могут происходить на материке в связи с близостью границ литосферных плит.
Слайд 29Способы изображения на климатической карте.
Слайд 30Используя климатическую карту атласа, опишите климатические условия города Алжир:
Определите среднегодовую температуру
января и июля;
Годовая амплитуда температуры воздуха;
Годовое количество осадков;
Режим выпадения осадков;
Господствующие воздушные массы;
Сделайте вывод о сезонных климатических изменениях, с чем они могут быть связаны. Какую карту необходимо использовать для уточнения ответа?
Для ответа на какие вопросы, информации, содержащейся на климатической карте будет недостаточно?
Слайд 31План описания географического положения материка:
1Положение по широте:
а) Как расположена Африка относительно
экватора;
б) между какими параллелями она находиться;
в) на сколько градусов и километров протягивается с севера на юг по 20 градусов восточной долготы;
г) каковы координаты крайней северной и южной точек.
2. Положение по долготе:
а) как расположена Африка по отношению к нулевому меридиану;
б) между какими меридианами находиться;
в) какова протяженность с запада на восток в северной и южной части;
г) каковы координаты крайней западной и восточной точек.
3. По отношению к другим крупным объектам:
а) какие моря и океаны омывают материк, какие крупные заливы они образуют;
б) какова изрезанность береговой линии;
в) какие острова расположены у побережья материка;
г) как расположен материк по отношению к другим материкам.
Слайд 32План описания рельефа материка:
Определите преобладающую форму рельефа (горы или равнины); какую
примерно часть материка они занимают;
Определите преобладающий по высоте вид равнин, назовите наиболее крупные из них;
Определите, в какой части материка они располагаются, в каком направлении протягиваются;
Определите, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где они находятся;
Определите крупные горные системы материка, где они располагаются;
Определите преобладающие по высоте горы, их вершины.
Определите расположение материка в системе литосферных плит;
Сделайте вывод о зависимости рельефа материка от строения земной коры.
Слайд 33 При описании рельефа Северной Америки и Евразии предлагаю учащимся
следующие разноуровневые задания:
1) описать по плану рельеф одного из материков (1уровень)
2) дать сравнительную характеристику рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий (2 уровень)
3) составить прогноз по изменению форм рельефа в будущем и его последствия
(3 уровень)
Слайд 34Приём наложения карт:
Пользуясь физической картой полушарий и картой природных зон мира,
укажите на карте полушарий местности с наиболее богатой растительностью и области с наиболее бедным растительным миром.
2. Пользуясь картой «Строение земной коры» и политической картой мира, укажите, жители каких стран сильнее других страдают от негативных последствий землетрясений и вулканической активности.
Пользуясь физической картой полушарий и политической картой мира, предположите, жители каких стран будут заниматься активной рыбной ловлей и другим морским промыслом.
4. Сопоставьте физическую карту мира и карту строения земной коры. Приведите не менее трех примеров на каждый вид связи:
а) платформы – равнины
б) области древней складчатости – средневысотные горы
в) области новой складчатости – высокие горы.
Слайд 35Задания с элементами игры:
Найдите зашифрованное название материка, назовите крайнюю северную точку,
определите
ее координаты:
аоылаоаренукшцоцрцивиаркагадвоаом
лвжядтбылуоарцгоураицоурипцлуоатж
жыдвдалпавстралиязцщушпокопоклплу
ыжыдвлпт гцнулцургйщщвьдйжщогкнр
жфдылвоарпхцзущкшегюябчьстмиитущ
2. Найдите зашифрованное название океана, определите его максимальную глубину:
эфжыдвлаопрюябчьстмиихйзцщушшк
эжтихийлвоэфжыдвлаопршкгнцнствл
гноащцдьэвоарпхйзущкшгьибмючбьы
эыжвдалпоерцунчичтсдфлвтаоаимтьв
кеарволыиапкецлкшеграокикркркоеое
3. Найдите зашифрованное название полуострова, определите максимальную летнюю
температуру воздуха:
дплаоегкщцзцшомьмитвьвтимьмла
смаиаримтаркнегушцщдвлаопрпрвп
жвдаопреимтвлыдкнегцщйзсдмтаоа
аравийскийдалоерцпепоадцждддплж
эыдарпоенушурокиоклулцркркпецеу
Слайд 36Спасибо за внимание
Подготовила
Фатеева Елена Михайловна
учитель географии
МОУ СОШ №2 п.
Добринка
филиал в селе Павловка