Слайд 1ГККП «Строительно-технологический колледж, г. Кокшетау»
Тема: «Использование различных методов и форм опроса
и контроля на уроках русского языка как аспект личностно ориентированного обучения»
Автор: преподаватель
русского языка и литературы
Стрекозина
Татьяна Алексеевна
2019г.
Слайд 3Технологии обучения
Игровая технология
Технология развития критического мышления
Технология проблемного обучения
Технология личностно ориентированного обучения
ИКТ
Слайд 4 Контроль учебных достижений
Контроль знаний – это компонент, необходимый для
управления качеством образовательного процесса, направленный на установление обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Слайд 5Методы контроля - способы определения результативности учебно-познавательной деятельности учителя и обучающихся
Слайд 6 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА
СФОРМИРОВАННОСТЬЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ЗНАНИЙ
Методы проверки правописных умений
Нахождение, подбор, анализ языковых явлений, лингвистический анализ текста
Рассказ (сообщение обучающегося); ответы на вопросы, теоретический диктант
Методы проверки речевых умений
Методы проверки учебно-языковых умений
Группировка слов по видам орфограмм; диктант и т.д.
Сочинение; диктант (творческий, свободный, с продолжением)
Слайд 7Функции контроля знаний:
контролирующая и оценочная;
обучающая, развивающая и воспитывающая;
организационная;
диагностическая;
информационная;
стимулирующая;
прогностическая.
Слайд 8Методы контроля
Устный
Письменный
Графический
Практический
Комбинированный
Автоматический –
с использованием компьютера
Тестовый
Слайд 9Процесс контроля знаний включает компоненты:
Целеполагание
Планирование контроля
Организация контроля
Оценивание
Анализ и учет результатов контроля
Слайд 10Принципы контроля
Научности
Технологичности
Систематичности и последовательности
Полноты и всеобъемлющего характера контроля
Связи теории с практикой
Индивидуализации
Объективности
Гласности
Слайд 11Виды контроля по функциям в учебном процессе
Предварительный (вводный)
Текущий
Тематический
Итоговый
Слайд 13Формы контроля в соответствии
с формами обучения
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Комбинированный
Слайд 15По субъекту и объекту
Внешний - контроль учителя над деятельностью обучающихся
Взаимоконтроль обучающихся
за деятельностью друг
друга
Коррекция
Самоконтроль
Программированный
Слайд 16Методы контроля за сформированностью умений и навыков обучающихся
Нахождение, подбор и анализ
языковых явлений
Примеры: 1) найти грамматическую основу предложений, определить тип сказуемых; 2) найти глаголы, образовать от них возможные формы причастий; 3) определить разряды прилагательных.
Списывание:
* списывание неизменённого текста;
* осложнённое списывание;
* списывание с творческим заданием;
* выборочное списывание.
Слайд 17
Методы контроля за сформированностью умений и навыков обучающихся
Группировка слов по видам
орфограмм;
Диктант:
выборочные диктанты;
свободные диктанты;
творческие диктанты;
контрольные диктанты;
цифровые, буквенные и графические диктанты
Слайд 18Буквенный диктант «Одна и две буквы Н в именах прилагательных»
Слайд 19Терминологический диктант
Закончите фразу:
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка -
….
Словарный состав языка – это…
То, что слово обозначает, - это….
В зависимости от того, сколько ЛЗ у слова, слова бывают… и …
Переносное значение бывает только у …. слов.
Слова, близкие по своему ЛЗ, - это ….
Слова с противоположным ЛЗ – это…
Слова, которые одинаково пишутся, но не имеют ничего общего в ЛЗ – это…
Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по ЛЗ – это…
Слайд 20Нетрадиционные методы контроля
Игры
Кроссворды, ребусы
Викторины
Тексты
с ошибками
Эссе
Синквейн
Слайд 21Морфемика и словообразование
В каждой строке найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Любить,
любой, любовь;
духовность, духовный, духи;
стройный, строитель, стройка;
долина, доля, обездолить;
долгий, долгота, долг;
пленник, пленарный, пленить;
липа, липкий, липовый;
клад, кладоискатель, укладка;
город, городской, загородка;
бурить, бурильщик, буря.
Слайд 22Фразеология
Восстановите устойчивые сочетания. Объясните их значение.
Заблудиться в трёх елях
Делать из
комара слона
Шесть пятниц на неделе
Нелёгкая унесла
Когда рак на холме свистнет
Ободрать как берёзку
Слайд 23Фразеология
Подберите к фразеологизмам антонимы. Что они обозначают?
Слайд 24Фонетика
Задание: Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию
следующих слов:
Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.
Слайд 25«Кулинарный кроссворд»
1. Пищевые продукты, предназначенные для дальнейшей производственной обработки, изготовления полуфабриката
или блюда.
2. Овощ из группы корнеплодов.
3. Придание изделию определенной формы вручную или с помощью машин.
4. Пищевой продукт, прошедший частичную кулинарную обработку, но не доведенный до готовности.
5. Доведение продукта в жарочном шкафу до готовности и образования поджаристой корочки.
6. Подбор блюд, а также листок с их перечнем.
7. Порция рыбы, очищенная от кожицы и костей, в дальнейшем готовая к обработке.
Ответы: 1. Сырье 2. Репа 3. Формование 4. Полуфабрикат 5. Запекание 6. Меню 7.Филе
Слайд 26 Урок русского языка
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Синтаксический и
пунктуационный разбор БСП.
Учитель
русского
языка и литературы
Стрекозина
Татьяна Алексеевна
Слайд 27Эссе
Эссе(фр.- «попытка», «проба», «очерк»).
Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной
композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета
Слайд 28Формы использования эссе
Эссе - самостоятельная творческая работа по предложенной теме (выполняется
как домашняя работа)
Эссе - 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному материалу
Эссе - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала
Эссе - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирование сформулированных на уроке мыслей и выводов по теме
Слайд 29 Синквейн - прием, используемый на стадии рефлексии для закрепления полученных
знаний
стихотворная форма из пяти строк
представляет собой краткую сжатую характеристику предмета, понятия или явления
позволяет обучающемуся обобщить и синтезировать информацию, а учителю выяснить уровень сформированности представления у обучающихся о теме обсуждения
Слайд 30Правила написания синквейна
Первая строчка – существительное (тема обсуждения)
Вторая строчка – два
прилагательных, характеризующих тему
Третья строчка – три глагола
Четвертая строчка - фраза из 4-х слов,
выражает отношение автора к теме (крылатая фраза, строчка из стиха, песни, цитата)
Пятая строчка – одно слово-синоним исходного, расширяет представление о теме
Слайд 31Образец синквейна
Контроль
Письменный и устный
Диагностирует, систематизирует, прогнозирует
Необходимая часть учебного процесса
Проверка ЗУН
Слайд 32ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение
Односоставное, двусоставное.
Повествует, спрашивает, побуждает.
Из предложений состоит текст.
Единица языка.
Слайд 33Комплексные методы контроля
Реферат
Проект
Контрольная работа
Практическая работа
Тесты
Составление опорных схем-конспектов, кластеров, таблиц
Зачет
Слайд 34
Тест
Тест – система лаконично и точно сформулированных и стандартизированных заданий,
на которые необходимо дать в течение ограниченного времени краткие и точные ответы, оцениваемые по системе баллов.
Слайд 35 Виды тестов
Многовариантные тесты с выбором одного
верного ответа
Многовариантные тесты с выбором нескольких верных ответов на вопрос
Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос
Тесты на установление соответствия
Тесты на установление последовательности
Тесты на выбор правильных суждений
Закрытые тесты, не содержащие вариантов ответов
Слайд 36Достоинства тестов
Оперативное выявление ЗУН
Выявление пробелов в знаниях за короткое время
Осуществление дифференцированного
обучения
Рациональное использование времени на уроке
Активизация мышления обучающихся
Критическое оценивание учителем своих методов преподавания
Слайд 37Формулировки тестовых заданий
С чем можно согласиться?
С чем нельзя согласиться?
Одно из утверждений
верно. Найдите его.
Какое утверждение ошибочно?
«Чужой» среди «своих». По какому принципу «чужой» отличается от «своих»?
Выберите самое точное определение
Где допущена ошибка?
Соедините элементы левого и правого столбиков
Слайд 38Тема «Синонимы»
Задание: найдите в правом столбике синоним, соответствующий слову из левого
столбика
Слайд 40Лингвистический анализ текста
Анализ содержания текста;
Определение стилистической отнесённости текста;
Анализ грамматической структуры текста;
Анализ
лексических средств;
Орфографический и пунктуационный анализ;
Творческое задание.
Слайд 41 Устный опрос
Фронтальная проверка
Индивидуальная
проверка – развернутый ответ на заданный вопрос (монолог, диалог)
Рассказ (сообщение, доклад обучающегося)
Беседа- система вопросов, требующих краткого ответа
Коллективная работа с использованием приемов:
вопрос всей группе,
«горячий стул»,
конструирование ответа,
рецензирование ответа,
составление логической цепочки,
оценка ответа и её обоснование и др.
Логическая цепочка
Слайд 42Контрольная работа
Теоретическая часть (аргументированный ответ на поставленный вопрос, демонстрация приобретённых навыков);
Практическая
часть (списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,
раскрыть скобки, выбрать
один из вариантов написания
и т.п.)
Слайд 43Формы занятий контрольного характера
Практикум (решение орфографических и пунктуационных задач, выполнение грамматических
разборов, выявление и исправление ошибок).
Лабораторная работа (поиск, определение, характеристика языковых фактов и явлений, обоснование выбора).
Зачёт (проводится в устной и письменной форме, реализуется дифференцированный подход)
Слайд 44
Проблемный семинар (по технологии В.Гузеева):
I этап – подготовительный (самостоятельное изучение
литературы по проблеме);
II этап – генерирование вариантов решения проблемы.
Слайд 45Олимпиада – традиционная форма организации работы, расширяющая знания обучающихся в области
происхождения, строения, функционирования, развития языка.
Слайд 46Памятка для обучащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и я
хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить своих товарищей?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Слайд 47Использованная литература
Т.В.Потёмкина, Н.Н.Соловьёва: «Методы и формы контроля на уроках русского языка»
Материк-Альфа, 2005 г.
Бардин К.В.: «Как научить детей учиться», Москва “Просвещение” 1987 г.
Богданова Г.А.: «Опрос на уроках русского языка», Москва “Просвещение” 1989г.
Воронцов А.Б.: «Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся», журнал “Начальная школа”, №7, 1999г.
Яковлев Н.М.: «Методика и техника урока в школе», Москва “Просвещение”, 1985г.