Презентация, доклад Использование различных методов и форм опроса и контроля на уроках русского языка

Содержание

Технологии обученияИгровая технологияТехнология развития критического мышленияТехнология проблемного обученияТехнология личностно ориентированного обученияИКТ

Слайд 1ГККП «Строительно-технологический колледж, г. Кокшетау»
Тема: «Использование различных методов и форм опроса

и контроля на уроках русского языка как аспект личностно ориентированного обучения»

Автор: преподаватель
русского языка и литературы
Стрекозина
Татьяна Алексеевна


2019г.

ГККП «Строительно-технологический колледж, г. Кокшетау»Тема: «Использование различных методов и форм опроса и контроля на уроках русского языка

Слайд 3Технологии обучения
Игровая технология
Технология развития критического мышления
Технология проблемного обучения
Технология личностно ориентированного обучения
ИКТ

Технологии обученияИгровая технологияТехнология развития критического мышленияТехнология проблемного обученияТехнология личностно ориентированного обученияИКТ

Слайд 4 Контроль учебных достижений
Контроль знаний – это компонент, необходимый для

управления качеством образовательного процесса, направленный на установление обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Контроль учебных достижений Контроль знаний – это компонент, необходимый для управления качеством образовательного процесса, направленный на

Слайд 5Методы контроля - способы определения результативности учебно-познавательной деятельности учителя и обучающихся

Методы контроля - способы определения результативности учебно-познавательной деятельности учителя и обучающихся

Слайд 6 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА

СФОРМИРОВАННОСТЬЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ЗНАНИЙ

Методы проверки правописных умений

Нахождение, подбор, анализ языковых явлений, лингвистический анализ текста

Рассказ (сообщение обучающегося); ответы на вопросы, теоретический диктант

Методы проверки речевых умений

Методы проверки учебно-языковых умений

Группировка слов по видам орфограмм; диктант и т.д.

Сочинение; диктант (творческий, свободный, с продолжением)








МЕТОДЫ КОНТРОЛЯМЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СФОРМИРОВАННОСТЬЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВМЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА

Слайд 7Функции контроля знаний:
контролирующая и оценочная;
обучающая, развивающая и воспитывающая;
организационная;
диагностическая;
информационная;
стимулирующая;
прогностическая.

Функции контроля знаний:контролирующая и оценочная;обучающая, развивающая и воспитывающая;организационная;диагностическая;информационная;стимулирующая;прогностическая.

Слайд 8Методы контроля
Устный
Письменный
Графический
Практический
Комбинированный
Автоматический –
с использованием компьютера
Тестовый

Методы контроляУстныйПисьменныйГрафическийПрактический КомбинированныйАвтоматический – с использованием компьютераТестовый

Слайд 9Процесс контроля знаний включает компоненты:
Целеполагание
Планирование контроля
Организация контроля
Оценивание
Анализ и учет результатов контроля

Процесс контроля знаний включает компоненты:ЦелеполаганиеПланирование контроляОрганизация контроляОцениваниеАнализ и учет результатов контроля

Слайд 10Принципы контроля
Научности
Технологичности
Систематичности и последовательности
Полноты и всеобъемлющего характера контроля
Связи теории с практикой
Индивидуализации
Объективности
Гласности

Принципы контроляНаучностиТехнологичностиСистематичности и последовательностиПолноты и всеобъемлющего характера контроляСвязи теории с практикойИндивидуализацииОбъективностиГласности

Слайд 11Виды контроля по функциям в учебном процессе
Предварительный (вводный)
Текущий
Тематический
Итоговый

Виды контроля по функциям в учебном процессеПредварительный (вводный)ТекущийТематическийИтоговый

Слайд 12Виды контроля

Виды контроля

Слайд 13Формы контроля в соответствии с формами обучения
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Комбинированный


Формы контроля в соответствии  с формами обученияФронтальныйГрупповойИндивидуальныйКомбинированный

Слайд 14Формы контроля по деятельности

Формы контроля по деятельности

Слайд 15По субъекту и объекту
Внешний - контроль учителя над деятельностью обучающихся
Взаимоконтроль обучающихся

за деятельностью друг
друга
Коррекция
Самоконтроль
Программированный
По субъекту и объектуВнешний - контроль учителя над деятельностью обучающихсяВзаимоконтроль обучающихся за деятельностью друг  другаКоррекцияСамоконтрольПрограммированный

Слайд 16Методы контроля за сформированностью умений и навыков обучающихся

Нахождение, подбор и анализ

языковых явлений
Примеры: 1) найти грамматическую основу предложений, определить тип сказуемых; 2) найти глаголы, образовать от них возможные формы причастий; 3) определить разряды прилагательных.
Списывание:
* списывание неизменённого текста;
* осложнённое списывание;
* списывание с творческим заданием;
* выборочное списывание.


Методы контроля за сформированностью умений и навыков обучающихсяНахождение, подбор и анализ языковых явленийПримеры: 1) найти грамматическую основу

Слайд 17
Методы контроля за сформированностью умений и навыков обучающихся
Группировка слов по видам

орфограмм;
Диктант:
выборочные диктанты;
свободные диктанты;
творческие диктанты;
контрольные диктанты;
цифровые, буквенные и графические диктанты
Методы контроля за сформированностью умений и навыков обучающихсяГруппировка слов по видам орфограмм;Диктант:выборочные диктанты;свободные диктанты;творческие диктанты;контрольные диктанты;цифровые, буквенные

Слайд 18Буквенный диктант «Одна и две буквы Н в именах прилагательных»

Буквенный диктант «Одна и две буквы Н в именах прилагательных»

Слайд 19Терминологический диктант
Закончите фразу:
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка -

….
Словарный состав языка – это…
То, что слово обозначает, - это….
В зависимости от того, сколько ЛЗ у слова, слова бывают… и …
Переносное значение бывает только у …. слов.
Слова, близкие по своему ЛЗ, - это ….
Слова с противоположным ЛЗ – это…
Слова, которые одинаково пишутся, но не имеют ничего общего в ЛЗ – это…
Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по ЛЗ – это…
Терминологический диктантЗакончите фразу:Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка - ….Словарный состав языка – это…То, что

Слайд 20Нетрадиционные методы контроля
Игры
Кроссворды, ребусы
Викторины
Тексты
с ошибками
Эссе

Синквейн

Нетрадиционные методы контроля Игры Кроссворды, ребусы Викторины Тексты с ошибками Эссе Синквейн

Слайд 21Морфемика и словообразование
В каждой строке найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Любить,

любой, любовь;
духовность, духовный, духи;
стройный, строитель, стройка;
долина, доля, обездолить;
долгий, долгота, долг;
пленник, пленарный, пленить;
липа, липкий, липовый;
клад, кладоискатель, укладка;
город, городской, загородка;
бурить, бурильщик, буря.

Морфемика и словообразованиеВ каждой строке найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.Любить, любой, любовь;духовность, духовный, духи;стройный, строитель, стройка;долина,

Слайд 22Фразеология
Восстановите устойчивые сочетания. Объясните их значение.
Заблудиться в трёх елях
Делать из

комара слона
Шесть пятниц на неделе
Нелёгкая унесла
Когда рак на холме свистнет
Ободрать как берёзку

ФразеологияВосстановите устойчивые сочетания. Объясните их значение. Заблудиться в трёх еляхДелать из комара слонаШесть пятниц на неделеНелёгкая унеслаКогда

Слайд 23Фразеология
Подберите к фразеологизмам антонимы. Что они обозначают?


ФразеологияПодберите к фразеологизмам антонимы. Что они обозначают?

Слайд 24Фонетика
Задание: Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию

следующих слов:

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

ФонетикаЗадание: Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов:Лён, лей, люк, ток, шёл,

Слайд 25«Кулинарный кроссворд»
1. Пищевые продукты, предназначенные для дальнейшей производственной обработки, изготовления полуфабриката

или блюда.
2. Овощ из группы корнеплодов.
3. Придание изделию определенной формы вручную или с помощью машин.
4. Пищевой продукт, прошедший частичную кулинарную обработку, но не доведенный до готовности.
5. Доведение продукта в жарочном шкафу до готовности и образования поджаристой корочки.
6. Подбор блюд, а также листок с их перечнем.
7. Порция рыбы, очищенная от кожицы и костей, в дальнейшем готовая к обработке.
Ответы: 1. Сырье 2. Репа 3. Формование 4. Полуфабрикат 5. Запекание 6. Меню 7.Филе
«Кулинарный кроссворд»1. Пищевые продукты, предназначенные для дальнейшей производственной обработки, изготовления полуфабриката или блюда. 2. Овощ из группы

Слайд 26 Урок русского языка Тема: Бессоюзное сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Учитель

русского
языка и литературы
Стрекозина
Татьяна Алексеевна
Урок русского языка Тема: Бессоюзное сложное предложение. Синтаксический и  пунктуационный разбор БСП.Учитель русского языка и

Слайд 27Эссе
Эссе(фр.- «попытка», «проба», «очерк»).
Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной

композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета
ЭссеЭссе(фр.- «попытка», «проба», «очерк»).Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по

Слайд 28Формы использования эссе
Эссе - самостоятельная творческая работа по предложенной теме (выполняется

как домашняя работа)
Эссе - 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному материалу
Эссе - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала
Эссе - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирование сформулированных на уроке мыслей и выводов по теме
Формы использования эссеЭссе - самостоятельная творческая работа по предложенной теме (выполняется как домашняя работа)Эссе - 30-минутная контрольная

Слайд 29 Синквейн - прием, используемый на стадии рефлексии для закрепления полученных

знаний

стихотворная форма из пяти строк
представляет собой краткую сжатую характеристику предмета, понятия или явления
позволяет обучающемуся обобщить и синтезировать информацию, а учителю выяснить уровень сформированности представления у обучающихся о теме обсуждения

Синквейн - прием, используемый на стадии рефлексии для закрепления полученных  знаний  стихотворная форма из

Слайд 30Правила написания синквейна
Первая строчка – существительное (тема обсуждения)
Вторая строчка – два

прилагательных, характеризующих тему
Третья строчка – три глагола
Четвертая строчка - фраза из 4-х слов,
выражает отношение автора к теме (крылатая фраза, строчка из стиха, песни, цитата)
Пятая строчка – одно слово-синоним исходного, расширяет представление о теме

Правила написания синквейнаПервая строчка – существительное (тема обсуждения)Вторая строчка – два прилагательных, характеризующих тему Третья строчка –

Слайд 31Образец синквейна
Контроль
Письменный и устный
Диагностирует, систематизирует, прогнозирует
Необходимая часть учебного процесса
Проверка ЗУН

Образец синквейнаКонтрольПисьменный и устныйДиагностирует, систематизирует, прогнозирует Необходимая часть учебного процессаПроверка ЗУН

Слайд 32ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение Односоставное, двусоставное. Повествует, спрашивает, побуждает. Из предложений состоит текст.
Единица языка.

ПРЕДЛОЖЕНИЕПредложение Односоставное, двусоставное. Повествует, спрашивает, побуждает. Из предложений состоит текст.Единица языка.

Слайд 33Комплексные методы контроля
Реферат
Проект
Контрольная работа
Практическая работа
Тесты
Составление опорных схем-конспектов, кластеров, таблиц
Зачет

Комплексные методы контроляРефератПроектКонтрольная работаПрактическая работаТестыСоставление опорных схем-конспектов, кластеров, таблицЗачет

Слайд 34
Тест
Тест – система лаконично и точно сформулированных и стандартизированных заданий,

на которые необходимо дать в течение ограниченного времени краткие и точные ответы, оцениваемые по системе баллов.

ТестТест – система лаконично и точно сформулированных и стандартизированных заданий, на которые необходимо дать в течение

Слайд 35 Виды тестов
Многовариантные тесты с выбором одного

верного ответа
Многовариантные тесты с выбором нескольких верных ответов на вопрос
Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос
Тесты на установление соответствия
Тесты на установление последовательности
Тесты на выбор правильных суждений
Закрытые тесты, не содержащие вариантов ответов
Виды тестовМноговариантные тесты с выбором одного верного ответаМноговариантные тесты с выбором нескольких

Слайд 36Достоинства тестов
Оперативное выявление ЗУН
Выявление пробелов в знаниях за короткое время
Осуществление дифференцированного

обучения
Рациональное использование времени на уроке
Активизация мышления обучающихся
Критическое оценивание учителем своих методов преподавания
Достоинства тестовОперативное выявление ЗУНВыявление пробелов в знаниях за короткое времяОсуществление дифференцированного обученияРациональное использование времени на урокеАктивизация мышления

Слайд 37Формулировки тестовых заданий
С чем можно согласиться?
С чем нельзя согласиться?
Одно из утверждений

верно. Найдите его.
Какое утверждение ошибочно?
«Чужой» среди «своих». По какому принципу «чужой» отличается от «своих»?
Выберите самое точное определение
Где допущена ошибка?
Соедините элементы левого и правого столбиков
Формулировки тестовых заданийС чем можно согласиться?С чем нельзя согласиться?Одно из утверждений верно. Найдите его.Какое утверждение ошибочно?«Чужой» среди

Слайд 38Тема «Синонимы»
Задание: найдите в правом столбике синоним, соответствующий слову из левого

столбика
Тема «Синонимы»Задание: найдите в правом столбике синоним, соответствующий слову из левого столбика

Слайд 39Приём «Истина/ложь»

Приём «Истина/ложь»

Слайд 40Лингвистический анализ текста
Анализ содержания текста;
Определение стилистической отнесённости текста;
Анализ грамматической структуры текста;
Анализ

лексических средств;
Орфографический и пунктуационный анализ;
Творческое задание.
Лингвистический анализ текстаАнализ содержания текста;Определение стилистической отнесённости текста;Анализ грамматической структуры текста;Анализ лексических средств;Орфографический и пунктуационный анализ;Творческое задание.

Слайд 41 Устный опрос
Фронтальная проверка
Индивидуальная

проверка – развернутый ответ на заданный вопрос (монолог, диалог)
Рассказ (сообщение, доклад обучающегося)
Беседа- система вопросов, требующих краткого ответа
Коллективная работа с использованием приемов:
вопрос всей группе,
«горячий стул»,
конструирование ответа,
рецензирование ответа,
составление логической цепочки,
оценка ответа и её обоснование и др.



Логическая цепочка
Устный опрос Фронтальная проверка  Индивидуальная проверка – развернутый ответ на заданный

Слайд 42Контрольная работа
Теоретическая часть (аргументированный ответ на поставленный вопрос, демонстрация приобретённых навыков);
Практическая

часть (списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,
раскрыть скобки, выбрать
один из вариантов написания
и т.п.)
Контрольная работаТеоретическая часть (аргументированный ответ на поставленный вопрос, демонстрация приобретённых навыков);Практическая часть (списать текст, вставить пропущенные буквы,

Слайд 43Формы занятий контрольного характера
Практикум (решение орфографических и пунктуационных задач, выполнение грамматических

разборов, выявление и исправление ошибок).
Лабораторная работа (поиск, определение, характеристика языковых фактов и явлений, обоснование выбора).
Зачёт (проводится в устной и письменной форме, реализуется дифференцированный подход)
Формы занятий контрольного характераПрактикум (решение орфографических и пунктуационных задач, выполнение грамматических разборов, выявление и исправление ошибок).Лабораторная работа

Слайд 44
Проблемный семинар (по технологии В.Гузеева):

I этап – подготовительный (самостоятельное изучение

литературы по проблеме);
II этап – генерирование вариантов решения проблемы.
Проблемный семинар (по технологии В.Гузеева): I этап – подготовительный (самостоятельное изучение литературы по проблеме); II этап –

Слайд 45Олимпиада – традиционная форма организации работы, расширяющая знания обучающихся в области

происхождения, строения, функционирования, развития языка.
Олимпиада – традиционная форма организации работы, расширяющая знания обучающихся в области происхождения, строения, функционирования, развития языка.

Слайд 46Памятка для обучащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и я

хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить своих товарищей?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Памятка для обучащихся «Рефлексия урока»Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ... Мне больше всего

Слайд 47Использованная литература
Т.В.Потёмкина, Н.Н.Соловьёва: «Методы и формы контроля на уроках русского языка»

Материк-Альфа, 2005 г.
Бардин К.В.: «Как научить детей учиться», Москва “Просвещение” 1987 г.
Богданова Г.А.: «Опрос на уроках русского языка», Москва “Просвещение” 1989г.
Воронцов А.Б.: «Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся», журнал “Начальная школа”, №7, 1999г.
Яковлев Н.М.: «Методика и техника урока в школе», Москва “Просвещение”, 1985г.

Использованная литератураТ.В.Потёмкина, Н.Н.Соловьёва: «Методы и формы контроля на уроках русского языка» Материк-Альфа, 2005 г.Бардин К.В.: «Как научить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть