Слайд 1Использование информационно- коммуникативных технологий в трудовом обучении и воспитании в специальной
(коррекционной) школе-интернате
Выступление на педсовете.
Воспитатель Борисова О.В.
Магнитогорск 2014
Слайд 2Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции
личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе-интернате. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей в интернате, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служат эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей ребёнка.
Трудовое воспитание должно осуществляться с учетом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей.
Слайд 3Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации должны способствовать преодолению
дефекта, сглаживанию нарушений эмоционально-волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения. Дети по окончании школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, должны не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии в законами и правилами, регулирующими поведение человека в обществе.
Система трудового воспитания решает следующие задачи:
-Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей;
-Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию;
-Развивать умение планировать и организовывать свою работу;
-Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности;
Слайд 4-Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку;
-Воспитывать
умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
-Развивать у детей способности конструировать возможные варианты будущего, профессиональное самоопределение.
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате.
Слайд 5Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Мы стараемся привить детям привычку
к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом.
Слайд 6Дежурство по классу, столовой; генеральная уборка столовой, класса, спален и др.
помещений интерната.
Слайд 7Уход за комнатными растениями класса и школы, а также работа на
клумбе (вскапывание, посадка растений, полив, прополка)
Слайд 8Уборка территории школы, уборка снега, трудовые десанты, участие в субботниках формируют
основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.
Слайд 9Ремонт книг классной библиотеки, учебников. Формируется бережное отношение к школьному имуществу,
желание продлить жизнь книге.
Слайд 10Работа классной мастерской «Самоделкин». Дети своими руками изготавливают поделки из бумаги,
пряжи, ткани и др. материалов для школьных праздников, подарки, костюмы. Дети учатся пришивать пуговицы, штопать одежду.
Слайд 11Проведение бесед, часов общения по трудовому воспитанию с презентациями:
«Зачем человеку трудиться?»;
«Слава
рукам золотым»;
«О лени и лентяях»;
«Все профессии важны»;
«Мир профессий и твое место в нем»
Слайд 12В ходе бесед большое место занимают коррекционные игры и задания. Например:
К
каким профессиям относятся группы слов: «стройка, кирпич, бетон, кладка» (каменщик); «верстак, рубанок, древесина, станок» (столяр);
Игра «Пантомима»- изобрази профессию (например, стоматолог, дворник, водитель, штукатур- маляр);
«Закончи пословицу»: «Птицу узнают в полете, а человека в ...»; «Не стыдно не знать, а стыдно ...»;
«Укажи профессию»:
Кисти, краски, холст-
Море, катер, сети-
Картофель, вода, приправа-
Слайд 13Экскурсии на различные предприятия, музей ММК, беседы по вопросам профориентации, встречи
с людьми разных профессий. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду, как высшей ценности в жизни, готовят к сознательному выбору профессии. У выпускников нашей школы выбор в мире профессий небольшой, но большинство ребят успешно строят свою жизнь.Совокупность воспитательных средств должна быть направлена на выработку у каждого воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Необходимо воспитать личность, способную управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.