Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Разработка
Ворониной Татьяны Павловны,
учителя биологии МАОУ ООШ с. Красный Яр
2016 год
Слайд 2Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет сказал:
“Если вы думаете
на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперёд – воспитайте человека.”
Слайд 3
Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и
«дружить»
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения
Слайд 4
Во время урока-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося:
-
умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
- умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать;- умение оценивать себя и своих товарищей.
Слайд 5Функции и значение игр:
Воспитывающая
Дидактическая
Развивающая
Занимательность (игровые атрибуты, вспомогательные средства, оригинальность)
Слайд 6Влияние дидактической игры на эффективность обучения
Формирование
Улучшение Формирование
мотивационной эмоциональной познавательного
сферы атмосферы интереса
Занимательное свойство игры
Дидактическая игра
Образовательная Воспитывающая Развивающая
функция функция функция
организация общих воспитание положительного развитие творческих
способов работы отношения к предмету, и психических свойств
с учебным материалом, умение работать в личности
повышение уровня коллективе
обученности
усвоение теоретических воспитание личностных развитие творческого
основ школьного курса свойств характера в потенциала, умственных
обучении действий
Решение обучающих, воспитывающих,
развивающих задач урока
Повышение эффективности обучения
Слайд 7Алгоритм разработки и поведения дидактических игр
Определение дидактической цели
Разработка содержания
Определение формы и
названия
Уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности
Определение продолжительности
Разработка содержания и правил
Создание атрибутов и вспомогательных средств
Разработка системы подведения итогов
Слайд 8Методические рекомендации
Игры следует проводить не ради игры, а с целью получения
определенного результата
В названии игры, правилах и сюжете должны преобладать элементы забавы, занимательности, соревновательности, но в тоже время игра не должна быть слишком азартной.
Функции игры должны обеспечить широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора
Слайд 9Методические рекомендации
Атрибуты должны быть яркими, красивыми, загадочными
Правила игры должны быть однозначно
сформулированными и простыми, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход игры, ее правила и цель
Во время игры необходимы дисциплина и порядок
Игры лучше проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре
Слайд 10Методические рекомендации
Учителю следует быть активным участником игры
Подведение итогов имеет большое значение,
так как дает участникам моральное удовлетворение. Результаты игры должны быть объявлены непосредственно после игры
Для большой игры должны быть определены призы. Это вызывает у детей положительные эмоции (это могут быть положительные отметки)
Слайд 11Методические рекомендации
Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить. Но чрезмерно
увлекаться играми на уроке нельзя, чтобы не превратить учебный процесс в развлечение
Дидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры
Слайд 12Ролевые игры
В основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть
по распределённым ролям.
В игре могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации
Слайд 13Этапы ролевой игры
1. Подготовка
На этом этапе развернуто, но конкретно и точно
формулируется тема игры;
формулируются цели игры, конкретизируется материал, который предполагается изучить и закрепить в данной игре, методы пробуждения интереса участников;
характеризуется исходная обстановка и предлагаются основы для составления общей или частной ее моделей;
определяется состав участников игры, их роли и возможности адаптации к численности группы;
оговаривается система стимулирования активности участников игры;
прорабатывается сценарий игры;
расписывается процедура ее проведения, используемый наглядный материал, размещение участников в аудитории;
определяются временные границы проведение игры.
Слайд 14Этапы ролевой игры
2. Проведение
По сценарию
разыгрывается учебная ситуация. Действия участников игры в соответствиями правилами направлены на изучение и обсуждение проблемной информации, принятие решения.
3. Подведение итогов
На заключительном этапе дается оценка всем участникам и каждому в отдельности, подробно разбирается ход игры с учетом результативности деятельности ее участников. Рефлексируют сами участники игры, они в процессе анализа оценивают собственную деятельность, формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности.
Слайд 15Основные предпосылки применения на уроках игровых элементов
Использование игровых элементов на уроках
биологии позволяет наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни:” т.е. разбудить творческие способности индивидуума;
Формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры
Слайд 16Основные предпосылки применения на уроках игровых элементов
Увлечение детей телевидением и мультсериалами
обуславливает привлечение хорошо знакомых детям героев в биологические задачи, позволяет “подать” эстетическую привлекательность науки
В процессе игры незаметно для учащихся происходит обучение, реализующее принципы деятельности, утверждающие, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания
Слайд 17Основные предпосылки применения на уроках игровых элементов
Игра включает все элементы учебной
деятельности. В игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания
В процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности, вариативности, креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности
Слайд 18Выводы
Игра не самоцель, а средство обучения для развития творческого потенциала школьников
Слайд 19Ресурсы:
1. Г.А. Русских, Проектирование игровой деятельности, Биология в школе, № 8,
2003, с.30
2. А.И.Хамитова, Т.А.Шнякина, Деловая игра как способ реализации регионального компонента, Биология в школе, № 6, 2004, с.38
3. Р.Г. Иванова , Н.А.Городилова, Общая методика обучения биологии в школе, М.Ю, 2008
4. Ю.В. Громыко, организационно-деятельные игры и развитие образования, М., 1992
5. М.В.Кларин, Инновации в мировой педагогике, Р., 1995
6. Тимченко Е.А., Дидактические игры как способ развития творческого потенциала учащихся на уроках биологии, М., 2009