Слайд 1Источник: http://psyjournals.ru/files/62063/psyclin_2013_2_Majzel.pdf
Слайд 2Израиль вкладывает немалые деньги в своих маленьких граждан. Так, государство выделяет
примерно 197 тыс. рублей на образование ребенка в массовой школе, 305 тыс. рублей на обучающегося по инклюзивной программе и 654 тыс. рублей на обучение в спецшколе.
Слайд 4«Транзитный первый класс» в Израиле
Слайд 5Весной проводятся комиссии для получения направлений в образовательные учреждения;
В декабре проводится
анкетирование воспитателей и диагностика ребенка;
В сентябре в школе проводится консультации специалистов и родителей по составлению «Индивидуального плана».
Четкое отслеживание динамики
Слайд 6Составление индивидуального обучающего плана
В работе применяются следующие типы модификации:
аккомодация: учитель
разрешает использовать печатный текст, печатать вместо письма, использовать проверку орфографии, калькулятор;
пересадка к доске;
изменение критериев оценки;
позволение покинуть комнату без разрешения;
система поощрения хорошего поведения;
более продолжительное время для выполнения к/р;
более детальные инструкции;
возможность заменить письменный ответ устным;
меньший объем классных и домашних работ.
Слайд 7В работе используются следующие виды помощи:
обучение учителей пониманию специфики детей
с ОВЗ, особенностям типов нарушений, пониманию закономерностей работы мозга в норме и патологии, учат пользоваться методиками из нейропсихологии и специального обучения;
память (мнемотехники);
графическая организация;
стратегии обучения;
использование компьютерных программ;
привлечение одноклассников (cooperativ learning);
обучение через моторику;
дизайн инструкций и вопросов;
моделирование проблемы, конкретизация примеров.
Слайд 8Что касается специалистов, которые работают с детьми, то тьюторы или
парапрофессионалы имеют
специальное образование: проходят обучающий
тренинг, на котором изучают особенности здоровья и психики детей с ОВЗ и методы помощи им. Примечательно, что в качестве тьюторов активно привлекаются мужчины, так как считается, что это очень важно для детей, воспитывающихся без отца. Остальные же дети тоже нуждаются в том, чтобы видеть мужчину в роли помощника.
Слайд 9В стране работает система привлечения волонтеров, которые помогают в
классе или выполняют
работу по благоустройству школы или детского сада. Часто
волонтеры изготавливают сувениры и декоративные изделия на продажу, а
вырученные деньги отдают образовательному учреждению. Волонтерами могут
работать солдаты, проходящие альтернативную службу. Быть волонтером в Израиле
очень почетно, общество поддерживает положительный имидж людей,
занимающихся таким видом благотворительности.
Слайд 10Индивидуальный подход к каждому ребенку
В Израиле существует несколько вариантов инклюзивного образования.
Так, ребенок, имеющий не тяжелые формы нарушений развития, посещает обычный детский сад, где под наблюдением специалистов получает интенсивную коррекционную помощь. В этом плане хорошо себя зарекомендовала программа интенсивной ранней коррекции «MA‘AGAN» - это национальные тренинговые центры, в которых действуют:
1) мультидисциплинарная команда специалистов (психолог, трудотерапевт,
специалист по развитию речи), которая помогает воспитателю и родителям
добиться максимальной вовлеченности ребенка в жизнь группы, выявляет
функциональные трудности ребенка и способствует их преодолению;
2) «Мабитим» – инструмент (журнал) для систематического мониторинга,
формы сбора данных, форма планирования работы, форма обратной связи и
оценки, основанный на поведенческом анализе, наблюдении за детьми в их
естественной среде;
3) супервизия и методическая помощь для членов команд.
Слайд 11Новейшие методики
Дети, нуждающиеся в более специализированном уходе, посещают
коррекционный детский сад, но
на один-два дня приходят в обычный. Такой
вариант мы увидели в центре «Бейт Исси Шапиро» для детей, имеющих проблемы развития, в группах для глухих, слабослышащих детей.
Девиз этого центра: «Мы меняем жизнь людей с особыми потребностями».
Слайд 13Для малышей с синдромом раннего детского аутизма
Особое отношение в Израиле к
детям с РДА. Именно на коррекции данного
заболевания специализируется центр «Милман», основанный в 1992 году на деньги мадам Милман из Швейцарии в память о ее муже, физике Борисе Милмане.
Данный центр осуществляет качественную и достоверную диагностику детей
с расстройствами аутического спектра, терапию для детей с 18 месяцев до 6 лет.
Кроме этого центр специализируется на оказании помощи семьям таких детей,
работает по программам интеграции их в социум.
Слайд 14Специалисты центра «Милман» имеют высокую профессиональную квалификацию, среди них:
специалисты по развитию;
психологи;
социальные
работники;
терапевты по развитию речи;
экспрессивные и арттерапевты (музыка, драма, искусство);
зоотерапевты;
дефектологи.
Слайд 15Терапевтические принципы центра «Милман»:
1. Воспитание ребенка со специальными нуждами – не
проект. Это стиль жизни.
2. Родители — активные участники терапии их ребенка.
3. Ребенок с расстройствами аутического спектра «говорит» на своем
уникальном языке.
4. Ребенок со специальными нуждами проходит те же стадии развития, что и все
дети.
5. Ранняя интервенция возможна!
6. Расширенная интегративная терапия.
7. Мультидисциплинарный подход.
8. Терапия, основанная на командной работе.
9. Культивирование чувства «Я».
10. Готовность к приобретению нового опыта и к непрерывному образованию.
Слайд 16Знакомство со школой
Особое внимание в Израиле уделяется нормальной адаптации особенных
детей в
обычной школе. Практика показывает, что ребенок не чувствует себя
сколько-нибудь ущербным по сравнению со своими здоровыми одноклассниками.
Это стало возможным за счет проведения в школах программ повышения
осведомленности детей, когда, например, родители в начале года приходят в класс и объясняют детям особенности здоровья и поведения их ребенка. Если родители не готовы выступить сами, это делает психолог или дефектолог, медсестра или
ведущий терапевт ребенка. Иногда родители пишут книги или статьи о своем ребенке и раздают их одноклассниками, также многие используют видео.
Слайд 17В средней и старшей школе ребенок сам делает презентацию о своем
состоянии,
например, «Все обо мне» или пишет заметку в школьную газету. Также хорошей традицией является посещение школы всей семьей с сиблингами (родные братья и сестры), чтобы одноклассники понимали, что это обычная семья. Такие программы позволяют существенно облегчить вхождение ребенка в коллектив и вызвать понимание и желание помочь. Учитель также может почерпнуть много полезной информации из рассказа и использовать сложившуюся ситуацию для работы над сплоченностью класса, выработки социальных навыков.
Слайд 18Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями в Израиле
благодаря активно работающей инклюзивной
программе не чувствует себя обделенным. Он становится активным членом общества. О нем заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательного учреждения, волонтеры.
Более того, благодаря ранней диагностике, большинство заболеваний удается успешно корректировать в младенчестве. Система образования, построенная таким образом, дает каждому ребенку возможность получить все необходимые для жизни в современном обществе знания в удобном ему режиме и формате.
Все это стало возможным благодаря закреплению инклюзивного образования на законодательном уровне, благодаря активной поддержке правительства, труду и пониманию каждого из членов общества, чего, к сожалению, так не хватает в современной России.