Слайд 1Анализ кейса
аспирантка 1 года обучения АСОУ
Каменская Оксана Александровна
на тему:
Характеристика
педагогического учения мыслителя прошлого
в социокультурном и историко-педагогическом контексте.
Для студентов бакалавриата
Время проведения 1ч.20 мин.
Слайд 2Характеристика категории обучающихся
Участники:
Студенты педагогического вуза.
Обобщение, систематизация знаний.
Слайд 3 Кейс (от англ. case — случай) представляет собой подробное
описание реальных событий, которые происходили в прошлом, и конкретной ситуации, сложившейся в определенных условиях
Слайд 4 Анализ кейсов представляет собой процесс решения значительного числа частных
задач,
что предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей.
Слайд 5Цель – обобщить и систематизировать знания студентов по данной теме.
Задачи:
Развивать у студентов понимание сущности, структуры, содержания и значения конкретного педагогического учения, его исторической обусловленности;
Способствовать умению студентов выявлять аксиологические и антропологические основания педагогического учения, его социокультурной и педагогической идентичности.
Слайд 6Форма проведения:
анализ кейса.
Образовательные методы и приёмы:
Моделирование;
Метод описания;
Дискуссия.
Слайд 7Основные понятия
«педагогическое мировоззрение»; «педагогическое мышление»; «историко-педагогическая интерпретация педагогических учений
прошлого»; «религиозная, философская, идеологическая идентификация педагогического учения»; «идентификация педагогического учения в пространстве педагогической культуры»; «аксиологические основания педагогического учения»; «антропологические основания педагогического учения».
Слайд 8Кейс
Можно ли в ситуации военного беспорядка в Европе ожидать,
что Бог снова вмешается и исправит положение вещей своей созидательной деятельностью? Нет, ответственность за мир, за его социальное и нравственное развитие несет тот, кто этот мир испортил, то есть человек. Только он может исправить положение вещей. Но человек нуждается в очищении образа Творца, который он носит в себе.
Ян Амос Коменский.
Слайд 9Анализ кейса.
Прочитайте высказывание Ян Амоса Коменского о воспитании.
Исходя из прочитанного и
ихзученного материала ответьте на вопрос: «Что заключает в себе воспитание по мнению данного педагога - мыслителя?»
Актуальна ли концепция преобразования мира посредством воспитания сегодня? Обоснуйте ответ.
Слайд 10План лекции
Историко-педагогическая интерпретация педагогического учения прошлого.
Педагогическая актуализация педагогического учения прошлого.
Религиозная, философская, идеологическая идентификация педагогического учения.
Аксиологические и антропологические основания педагогического учения.
Педагогическое учение мыслителя прошлого в пространстве отраслей научного знаний.
Идентификация педагогического учения в пространстве педагогической культуры.
Структура и содержание педагогического учения мыслителя прошлого.
Актуализация педагогического учения мыслителя прошлого и его эвристический
Слайд 11Содержание учебного материала
Педагогическое мышление - профессиональная способность педагога осмысливать,
анализировать, обобщать, оценивать воспитательную практику, создавать педагогические теории и концепции, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение.
Слайд 13 Цель воспитания Ян Амос Коменский выводил из религии, утверждая,
что ею является подготовка человека к загробной жизни. Он противоречиво намечает задачи воспитания:
познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;
управление собой (нравственное воспитание);
стремление к богу (религиозное воспитание).
Слайд 14Возрастная периодизация
Великий педагог, исходя из природы человека, делит жизнь
подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
детство — от рождения до 6 лет включительно,
отрочество — от 6 до 12 лет,
юность — от 12 до 18 лет,
возмужалость — от 18 до 24 лет.
Слайд 15первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».
«Школа
родного языка» предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.
гимназия или латинская школа «семь свободных искусств».
академии — высшие учебные заведения
Слайд 16Дидактические принципы
Яна Амоса Коменского
1)принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип
постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Слайд 17 Педагогическая актуализация педагогического учения
Ян Амоса Коменского
в
корне поменял систему обучения
средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования.
чтобы эффективнее преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, ее историю, понять ее содержание,
сущность и первоначальные цели.
чтобы не совершать ошибок в будущем,
важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.
Слайд 18Современность и Я.А. Коменский
взаимоотношения учителя и учащихся;
школу-игру с элементами театрализации;
значение подготовки
детей к школе, признаки готовности детей к поступлению в школу, формы и способы работы школы и родителей;
системы школ;
дидактические коллегии;
Методы обучения
Слайд 19Основные труды педагога
«Великая дидактика»
«Материнская школа»
«Мир чувственных вещей в
картинках »
«Открытая дверь языков и всех наук" «Физика»
«Астрономия»
«Законы хорошо организованной школы» и др.
Слайд 20Религиозная направленность
Единство космологии, психологии, теологии, т.е. природы, человека и Бога.
Мир — это «создание божье»,
познание — это «богоискание повсюду». Земная жизнь - подготовка к вечной, загробной жизни и в этом цель воспитания.
Цель человека - использовать данные Богом
качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром.
Слайд 21Философия
Ян Амоса Коменского
Центральный пункт философского учения -
«Пансофия».
Пансофия - всеобщая мудрость, зеркало мировой машины (закономерностей совокупности предметов). В основе ее лежат три познавательных принципа: чувство (ощущение), разум, божественное откровение.
Слайд 22Принцип триады в педагогической философии мыслителя.
Теория
практика
применение
Слайд 23Семейное воспитание в педагогике
Ян Амоса Коменского
Воспитанию в семье придается огромное
значение. "Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни".
Педагог ставит учителей на второе место после родителей. Основные добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья, по мнению мыслителя, является главным средством нравственного воспитания.
Важной функцией семейного воспитания для Ян Амоса Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. "Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством.
Слайд 24 Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие
педагогической мысли и школы во всем мире:
• Учебные произведения Коменского являлись лучшими учебными произведениями для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцом для разработки учебников другими педагогами.
• Коменский выдвинул глубокие идеи принципов и правил организации учебной работы.
• Рекомендации Коменского в основных чертах применяются в школах различных стран.
Педагогическая теория Коменского имеет научный
характер и является большим вкладом в мировую культуру.
Слайд 25 Актуальность диссертационных исследования идей и теорий в
педагогических трудах Я.А. Коменского определяется характерным для современной педагогики возрастанием интереса к проблеме целостности образования, решение которой предполагает формирование основ нового качества педагогического мышления, преобразование методологического фундамента современной педагогической науки.
Слайд 261. Работа в малых группах
2. ДИСКУССИЯ ПО КЕЙСУ
Слайд 27Способы подведения
итогов занятия.
Анализ стратегий поиска решения.
Обоснование версии преподавателя.
Выставление оценок студентам.
Слайд 28Библиографические ссылки:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для
бакалавров [Текст] / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 676 с. [Гриф УМО]
Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учебник для магистров [Текст] / А. Н. Джуринский. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 608 с. [Гриф УМО]
Канке, В. А. История, философия и методология психологии и педагогики : учебное пособие для магистров / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с. [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов. 3-е изд., перераб., доп. – М.: АСОУ, 2016. – 472 с. . [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: АСОУ, 2015. – 492 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ]
Крянев, Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Ю. В. Крянев, Н. П. Волкова и др.; под ред. Л. Е.Моториной, Ю. В.Крянева - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ] – URL: http://znanium.com