Слайд 1Франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
Автор: зав кафедрой маркетинга ЯФ МосАП
Стрельцова Лариса
Евгеньевна
Слайд 2Вопросы для рассмотрения:
Что такое франчайзинг?
Как начать свой бизнес по франшизе?
Что нужно
знать новичку?
Как выбрать франчайзера и заключить с ним договор?
Слайд 3Бизнес, пришедший с Запада
Родина франчайзинга - США
Франчайзинг помог американской экономике
возродиться после 2-ой мировой войны.
Слайд 4Немного статистики (американской)
В течение первых 5 лет 85% начинающих
предпринимателей терпят крах.
Среди тех, кто начинает свой бизнес по франшизе – менее 50%
Слайд 12Что такое франчайзинг?
Технологии, сумма знаний, торговая марка, которые предлагаются к
продаже за определенную сумму.
Слайд 13Википедия трактует так:
Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр.
franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Слайд 14Если вы хотите стать франчайзи
или
Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»),
франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Слайд 15Первое – изучение рынка
Где работает франшиза?
Около 60% - розничная торговля
(почти 50% - одежда)
16% - общественное питание
Сфера услуг
Все остальное.
Слайд 16Франшизу можно выбрать:
По виду деятельности
По объему инвестиций
По площади
По наименованию
Слайд 17По виду деятельности
Розничная торговля
Питание
Здравоохранение
Фитнес
Образование
Услуги
Ритейл
Производство и т.д.
Слайд 18По объему инвестиций
0 - 10 000 $
10 000 $ - 50
000 $
50 000 $ - 100 000 $
100 000 $ – 200 000 $
Слайд 19По площади
От 0 -50 кв.м.
От 50 – 300 кв.м.
От 300 до
1000 кв. м
Слайд 20По наименованию
Ароматный мир
Баскин Роббинс
Ёлки-палки
Оранжевый слон
Крошка Ру
Сбарро
Слайд 21Где взять информацию?
На сайте «Магазин франшиз»
На сайте Российской ассоциации франчайзинга (
комитет по работе с франчайзи, там есть рейтинг франчайзинговых компаний, «чёрный список» недобросовестных франчайзеров).
Слайд 22Делаем запрос на сайте:
Нам нужно: розничная торговля, объем инвестиций
от 0 до 10 000 $, площадь от 0 до 50 кв.м.
Слайд 23Получаем результат:
Оранжевый слон
Эксперто
Слайд 24Берем «слона»
Франшиза: ОРАНЖЕВЫЙ СЛОН
Вид бизнеса: магазин детского творчества
Объем инвестиций: от
10 000 у.е.
Офис франчайзера: Москва, Россия
Наличие рекомендации экспертов магазина франшиз: да
Член Российской Ассоциации Франчайзинга.
Слайд 25ПРЕИМУЩЕСТВА ПОКУПКИ ФРАНШИЗЫ СЕТИ МАГАЗИНОВ «ОРАНЖЕВЫЙ СЛОН»:
ВЫСОКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СЕТИ
100% наценка при
отсутствии распродаж и сезонных сейлов.
ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ
окупаемость проекта от 2 до 6 месяцев
ВЫСОКАЯ ЛИКВИДНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
обеспечивается нетрадиционностью и оригинальностью продукции, вызывающей ажиотажный интерес посетителей на всех выставках, ярмарках, презентациях.
ВЫСОКИЙ ИНТЕРЕС
со стороны международных компаний
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РЕКЛАМНОЙ и ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Слайд 26Ещё преимущества:
НИЗКИЙ ПОРОГ ВХОЖДЕНИЯ В БИЗНЕС
10-15тыс. $ вложений в один магазин
с месячной загрузкой товара и арендными платежами.
40-50тыс. $ вложений для сети из 5 магазинов: включена аренда и товарная месячная загрузка. Этой суммы достаточно, чтобы получить эксклюзивное право франчайзи в городе с полумиллионным населением.
НИЗКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НА ТОВАР ДАННОЙ ГРУППЫ
«Оранжевый слон» является единственной сетью магазинов, специализирующейся на товарах для детского творчества, развития и хобби.
Слайд 27Ещё плюсы:
ОТСУТСТВИЕ РОЯЛТИ
(ежемесячных взносов) за использование прав
ОТСУТСТВИЕ РИСКОВ ПОТЕРИ ИВЕСТИЦИЙ
более
70% от вложений в проект составляет стоимость продукции и оборудования.
ОТСУТСТВИЕ СЕЗОННЫХ РАСПРОДАЖ И СЕЙЛОВ
спрос на данный вид товара всегда высок и не зависит от сезонности
ОТСУТСТВИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО СРОКУ ГОДНОСТИ
срок годности товара от 3 лет до бесконечности
Слайд 28В чем же минусы?
Первый минус кроется уже в предыдущем слайде: «роялти
-0»
Это российская специфика - «скрытый» роялти, т. е. % заложен в цену товара.
Слайд 29Мировая практика:
1.фиксированный роялти
2. роялти от выручки
3.комбинированный (% от выручки, но не менее...)
Кроме того, роялти = поддержка вашего бизнеса со стороны франчайзера. Плохо, если она будет равна «0»!
Слайд 30Нас уже хотели обмануть!
Но мы не обижаемся — идем
дальше.
Слайд 31Где могут быть «поводные камни»?
Сегодня в России каждая пятая франшиза —
дутая. Есть две разновидности дутых франшиз: преднамеренно и непреднамеренно дутые франшизы. Будьте осторожнее! Нам нет разницы — одинаково плохо и то, и другое.
Слайд 32Что делать?
Внимательно изучить сайт компании-франчайзера, посмотреть «черные списки», рейтинги, собрать
как можно больше информации, встретиться с руководством, изучить договор.
Слайд 33Следующая проблема:
Понятия «франчайзинг» в российском законодательстве нет. Правовые отношения между правообладателем
товарного знака (франчайзером) и его пользователем (франчайзи) строятся на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия». Разработка документа осуществлялась еще до появления в России франшиз. Юридические пробелы приходится заполнять с помощью двусторонних договоров.
Слайд 34Важно!
Договор - это главный документ в ваших взаимоотношениях с франчайзером.
Читайте внимательно,
консультируйтесь со специалистами! Особое внимание уделите разделам, где оговаривается поддержка, условия поставки товаров и условия выхода из бизнеса.
Слайд 35Что ещё от нас потребуется?
строгое соблюдение стандартов франчайзера (изменения не рассматриваются)
невозможность
самостоятельного ведения бизнеса (работаем только с товаром франчайзера).
Слайд 36Вам показалось, что много сложностей?
Не волнуйтесь — у франчайзера больше! Просто
это его проблемы и сегодня мы об этом не говорим.
Слайд 37Что ещё важно для франчайзи?
1. Цена франшизы складывается из двух величин
— вторую-роялти мы уже знаем, но есть ещё первая - паушальный взнос – платеж единоразовый, выплачиваемый одной суммой или в рассрочку, но при этом в сравнительно короткий срок. Почти всегда он включает стоимость оборудования, обучение технологиям, фирменный стиль, рекламные расходники, т.е это цена вхождения в бизнес, возможность работать под брендом.
Слайд 38Что ещё важно для франчайзи?
2. Франчайзер и франчайзи — это партнеры.
Какими будут ваши взаимоотношения в равной степени зависит от обеих сторон, т. е. 50% ответственности — на вас.
Слайд 39Рассмотрим пример ярославской франшизы.
Яроблтур. 46 офисов продаж.
Слайд 40Условия вхождения:
Вы можете выйти на рынок под именем «Яроблтур», а можете
придумать своё. В данном случае франчайзер не будет возражать. Подумайте, «Яроблтур»- это бренд, а ваше красивое слово — это только слово и возможно оно нравится только вам!
Слайд 41паушальный взнос
не требуется: помещение снимаете сами, если нужны рекомендации по
месту расположения офиса- вам помогут, но настаивать не будут, оборудование покупаете сами (столы, стулья, компьютер, всё, что считаете необходимым, на ваше усмотрение), если нет профильного образования, необходимо пройти курсы (оплачиваете сами).
Слайд 42Роялти скрытый —
вы оплачиваете услуги курьера, рекламу, пользование системой
бронирования, консультации специалистов по всем направления, доброжелательное отношение и поддержка гарантированы и т. д. (ежемесячно около 25 000 руб)
Слайд 43Никакой самодеятельности!
Продаем только то, что предлагает франчайзер, работаем только с
теми операторами, с которыми у него заключены договоры.
Слайд 44Решаем сами
Оформление офиса — ваше дело. Отдельная реклама — на ваше
усмотрение.
Слайд 45Мой совет
(не на правах рекламы!):
Оформление офиса — ваше дело.
Отдельная реклама — на ваше усмотрение
Слайд 46Вывод:
Покупка франшизы — прекрасная возможность начать бизнес для тех, у кого
нет предпринимательского опыта, просто надо посчитать все «+» и «-», если плюсов будет больше и одним из них значится ваше желание работать — всё получиться!
Слайд 47Это всё!
Спасибо за внимание
и
потраченное время!