Слайд 1
Формы анализа современного урока
учитель физической культуры
Карпенко А.С.
Слайд 2Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:
а) особенности темы;
б)
возможности учебного заведения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, учебных лабораторий и т.д.;
в) состав данной группы, уровень развития и способностей учащихся;
г) индивидуальность преподавателя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Слайд 3Форма разбора урока:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том,
что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Слайд 4Характеристика урока
1) Общепедагогические характеристики современного урока:
- концептуальные особенности урока, классификации современных
подходов и отражение их в уроке;
- общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе;
- типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях).
2) Методическая организация и оснащение урока, его методическая логика.
3) Особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.
Слайд 5Формы анализа и самоанализа урока:
1) краткий (оценочный) анализ;
2) структурный (поэтапный)
анализ;
3) системный анализ;
4) полный анализ;
5) структурно-временной анализ;
6) комбинированный анализ;
7) психологический анализ;
9) аспектный анализ;
10) комплексный анализ.
Слайд 6Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая
решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
Слайд 7Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов)
урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся
Слайд 8Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки
зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения
Слайд 9Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока,
содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока
Слайд 10Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его
этапу.
Слайд 11Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и
структурных элементов
Слайд 12Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение
познавательной деятельности учащихся развивающего типа)
Слайд 13Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики,
отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.)
Слайд 14Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка
под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся
Слайд 15Виды аспектного анализа урока:
педагогический анализ;
психологический анализ;
методический анализ;
гигиенический
анализ.
Слайд 16Педагогический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
место урока
в системе уроков;
правильность постановки цели урока;
организация урока;
содержание урока;
методика проведения урока;
общение на уроке;
работа и поведение учащихся на уроке.
Слайд 17Психологический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
управление внимание
учащихся;
управление развитием мнемонических особенностей;
учет закономерностей функционирования и развития мышления.
Слайд 18Методический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
основная учебная
цель урока;
методическая логика урока;
использование различных средств обучения;
использование различных методических приемов;
использование различных организационных форм обучения.
Слайд 19Гигиенический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
характеристика учащихся
класса;
учет возрастных особенностей учащихся;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
предупреждение утомления и перегрузки школьников;
владение учителем приемами саморегуляции в профессиональной деятельности
Слайд 20Цели анализа урока:
1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и
навыков учащихся.
2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.
3. Инструктирование педагога.
4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
5. Выяснение причин успехов и неудач преподавателя, преодоление недостатков в его работе.
6. Выявление системы работы преподавателятеля и др.
Слайд 21Система посещения уроков
Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данной
группе.
Посещение уроков преподавателя на протяжении рабочего дня в разных группах.
Посещение уроков преподавателей в течение дня в одной группе.
Посещение уроков в течение рабочей недели в одной группе.
Посещение уроков у разных преподавателей.
Слайд 22Программы наблюдений уроков
I тип. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
и способов деятельности
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности
Слайд 23Программы наблюдений уроков
II тип. Урок закрепления новых знаний и способов деятельности
Цель:
обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся
Слайд 24Программы наблюдений уроков
III тип. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Цель:
создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности
Слайд 25Программы наблюдений уроков
IV тип. Урок обобщения и систематизации знаний и способов
деятельности
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности
Слайд 26Программы наблюдений уроков
V тип. Урок проверки, оценки и коррекции знаний и
способов деятельности
Цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся; организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности
Слайд 27Схема общепедагогического анализа урока
1. Место данного урока в системе уроков по
теме или подтеме, правильность постановки цели урока.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
в) подготовленность кабинета к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;
д) плотность урока; рациональное использование времени.
Слайд 28Схема общепедагогического анализа урока
3. Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала
для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает преподаватель;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой; раскрытие преподавателем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;
ж) межпредметные связи;
з) речь преподавателя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
к) речь учащихся.
Слайд 29Схема общепедагогического анализа урока
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных
пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приёмы, применяемые преподавателем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
г) постановка преподавателем перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) владение преподавателем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
ж) система оценки знаний учащихся преподавателем; их педагогическая ценность.
Слайд 30Схема общепедагогического анализа урока
5. Общение преподавателя на уроке: тон, стиль отношений,
манера общения с группой и отдельными детьми.
6. Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность группы и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
в) отношение учащихся к преподавателю;
г) дисциплинированность и организованность учащихся;
д) речь учащихся; задаваемые вопросы.
7. Общие выводы по уроку.
8. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?
Слайд 31Модели фотографий уроков
По видам деятельности
Слайд 32Модели фотографий уроков
По видам деятельности и этапам урока
Слайд 33Модели фотографий уроков
По аспектам и показателям
Слайд 34Памятка для самоанализа урока
A. Каков был замысел, план проведенного занятия и
почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной учебного заведения?
1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся, группы были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия преподавателя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
B. Удалось ли:
• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
• избежать перегрузки и переутомления учащихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?