Слайд 1
Формирующее оценивание результатов образовательной деятельности учащихся
Подготовила: Содномова Л.П.,учитель русского языка и
литературы гимназии №33 г.Улан-Удэ
Слайд 2«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик
человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде»
Э.Ловелл
Слайд 4Насколько вы владеете ФО, используете в своей практике?
Красный – не имею
представления
Желтый – что-то знаю//использую немного
Зеленый - уверенно чувствую, но не эксперт// эксперт
Слайд 6И снова одни вопросы…
Во ФГОСах ООО прописана новая цель образования, новое содержание, технологии, новые средства обучения и,
конечно же, новые требования к системе оценивания.
Почему появилась необходимость ввести новые требования к системе оценки и действительно ли они новые или хорошо забытые старые? Чем и кого не устраивала традиционная пятибалльная система оценивания? Отражает ли эта система всю полноту тех знаний и умений, которыми владеют ученики? Способствует ли традиционное оценивание положительной мотивации и личностному росту учеников?
Слайд 7ФГОС ООО: требования к системе оценки достижения планируемых результатов
(пункт 4.1.8)
Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Слайд 8Требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным
образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Слайд 9Оценивание должно быть:
Постоянным процессом
Только критериальным
Только результаты деятельности ученика, а не личные
качества
Только то, чему учат
Критерии заранее известны и учителю, и ученику
Самооценка
Слайд 10Как помочь учителю улучшить достижения
Слайд 11Ботанические аналогии
Если представить, что дети – цветы …
Summative assessment растений –это
просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Formative assessment – эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост
(Министерство образования Новой Зеландии, 2009 г.)
Слайд 13Правила технологии оценивания //процедура оценки
1. за ЧТО отметка? За решение учебной
задачи
2. КТО определяет? Учитель и ученик вместе.
3.СКОЛЬКО их? За каждую задачу – своя отметка.
4. ГДЕ ставить? В таблицу результатов по умениям
5. КОГДА? При изучении темы – по желанию ученика, за контрольную – обязательно всем
6. КАК определяем? По уровням успешности: необходимый, повышенный
7. Как выводить ИТОГОВЫЕ? Среднее арифметическое (но с особым округлением)
Слайд 14М.В.Ломоносов «Проект регламента академических гимназий» 1758
«Что кто исполнил или пропустил и
прочее, назначивать в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов знаменующих:
В.И. – все исполнил
Н.У. – не знал урока
Н.Ч.У. – не знал части урока
З.Н.Т.У. – знал урок нетвердо
Х.З. - худа задача
Н.З - не сдал задачи
В.И.С. – все исполнил с избытком»
Слайд 15
1837 год Министерство народного просвещения:
«1»-слабые успехи,
«2»- посредственные,
«3»-достаточные,
«4»-
хорошие,
«5» - отличные.
Франция- 20-балльная ,
Англия, Польша-6-балльная,
Украина-12-балльная,
Белоруссия -10-балльная,
США – 100-балльная
Слайд 16«Технология оценивания образовательной деятельности в ОС «Школа 2100» как способ решения
проблемы контроля и оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов в современных условиях»
Цикл вебинаров Д.Д.Данилов (2016)
Слайд 17Функции оценивания
Оценивание – это обратная связь
Оно дает учителю информацию о том,
чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели.
Оценивание – это навигатор
Ученики узнают, какого уровня они достигли и какие знания и умения являются наиболее ценными. Оценивание служит для них ориентиром.
Одна из главных целей оценивания – научить детей оценивать «себя и других»
Слайд 18Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС
Логинова Ольга
Борисова, к.п.н., научный консультант НОЦ издательства ПРОСВЕЩЕНИЯ
Слайд 19
Зеленый- формирующее оценивание
Красный - суммативное
Аттестация
Итоговая (государственная, 9, 11 кл.)
Промежуточная
Текущая
Четвертная, триместровая, полугодовая
Годовая
Слайд 218) «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).
9) Тест на оценку
сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой
10) «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова) и другие.
11) Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой.
12) Тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой.
Слайд 22В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся
технологии, методики, приёмы оценивания:
1) «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).
2) «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
3) Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД).
4) «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). и другие.
5) Оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
6) Рефлексивные сочинения.
7) Кейс – технология
Слайд 23Формирующее (внутреннее) оценивание
Нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося, призвано выявить
пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Действия, направленные на изменения
Слайд 24Прием формирующего оценивания
Светофор
Слайд 25
Характеристики формирующего оценивания
Используется самооценка;
Взаимооценка;
Наличие обратной связи и рефлексии.
Слайд 32Инструменты для проведения формирующего оценивания
критериальное оценивание
Задание на уроке литературы в
5 классе:
в группе создайте 3 вопроса по тексту.
Критерии:
должен быть тонкий вопрос
должен быть толстый вопрос
должен быть вопрос, связанный с автором произведения;
Вопросы должны быть интересными для ребят;
Вопросы должны быть записаны без ошибок.
Слайд 33Инструменты для проведения формирующего оценивания
Шкалы самооценивания, взаимооценивания:
«Светофор»
«Линеечки»
«Гребенки»
«Цветовые дорожки»…
Слайд 34Инструменты для проведения формирующего оценивания
Задания на прогностическую оценку:
Какие задания ты сможешь
выполнить сразу?
Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)?
Какое задание потребует новых знаний?
Слайд 35Инструменты для проведения формирующего оценивания
Обсуждение результатов учебного занятия
Что изучали на уроке?
Чему
я научился на уроке?
Чему я буду учиться дома, выполняя домашнее задание?
Слайд 36Метод анализа Фостера.
Расскажи себе о себе
Я отлично понимаю, когда…
Я лучше
всего делаю, когда….
Мне нравится работать с другими, когда …
В этом проекте меня больше всего привлекает…
Я хотел бы узнать еще больше о…
Мне нужна помощь в …
Когда я не понимаю чего-то, …
Я могу помочь другим в …
Я хочу узнать, как…
Когда мне нужно изучить что-то, я …
В моей работе мне хотелось бы улучшить …
Я хочу взять на себя ответственность за...
Слайд 37Инструменты для проведения формирующего оценивания
Недельный отчет, календарь учебных событий, летопись в
продвижении в науках, книги таблиц и графиков, книги рабочих определений и рабочего словаря понятий;
Критериальное оценивание результатов учебного занятия, выполнения учебной задачи.
Шкалы взаимооценивания, самооценивания
Оценочные рубрики
Карты понятий (кластеры, схемы , модели)
«Уроки года»
Слайд 38Инструменты для проведения формирующего оценивания
Карты понятий
Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
Соответствуют ли
линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
Если свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочное понятие?
Слайд 39Инструменты для проведения формирующего оценивания
Задания на ретроспективную оценку:
Отметь задания, которые для
тебя оказались трудными?
Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось?
Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?
Какие способы контроля ты использовал?
Какие эвристические приемы ты использовал?...