Презентация, доклад Формирование социокультурной компетенции на уроках русского языка и литературы

Содержание

Социокультурная компетенция– совокупность  знаний о стране изучаемого языка, национально - культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения,  нормамэтикета, социальным условиям и стереотипам поведенияносителей языка.  

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ



ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 2 Социокультурная компетенция– совокупность  знаний о стране изучаемого языка, национально - культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и

способность пользоваться такими знаниями в процессе общения,
 следуя обычаям, правилам поведения,  нормам
этикета, социальным условиям и стереотипам поведения
носителей языка. 
 
Социокультурная компетенция– совокупность  знаний о стране изучаемого языка, национально - культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения,  нормамэтикета, социальным условиям и стереотипам поведенияносителей языка.  

Слайд 3СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ БЛОКА ЗНАНИЙ.
Лингвострановедческие знания – знания лексических единиц с национально-культурной

семантикой, умение применять их в ситуациях межкультурного общения.

Социально-психологические знания – владение социокультурно-обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной лексики, принятой в данной культуре.

Культурологические знания – знания социокультурного, историко-культурного, этно-культурного фона и умения использовать их на практике .
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ БЛОКА ЗНАНИЙ.Лингвострановедческие знания – знания лексических единиц с национально-культурной семантикой, умение применять их в ситуациях

Слайд 4 «Все знания о мире, и школьные предметы в том

числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?»
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка.

Слайд 5Социокультурная компетенция предполагает:
Осознание того, что язык не только средство познания и

средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», разви­тое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
Умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой еди­ницей;
Умение обнаруживать в текстах разных стилей национально и ре­гионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте;

Социокультурная компетенция предполагает:Осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной

Слайд 6- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся

социокультурной компетенции;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

ЗАДАЧИ педагога

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся социокультурной компетенции;- повысить интерес к русскому

Слайд 7 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Современные образовательные технологии
1. ИКТ
2.Технология развития
критического

мышления
3.Исследовательская
деятельность
4.Проектные технологии
5. Проблемное обучение
6.Технология решения
изобретательских задач
7.Технология кейсов


Коммуникативно -
ориентированные задания
1.Комплексный анализ текста
2.Смысловое чтение
3.Прогнозирование
4.Диалог с текстом
5.Включение воображения
6.Работа над сочинением
7.Драматизация
8.Словесное рисование






ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИСовременные образовательные технологии1. ИКТ2.Технология развития критического мышления3.Исследовательская деятельность4.Проектные технологии5. Проблемное обучение 6.Технология

Слайд 8  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
 знакомство с материалами выставок

на тему «Жемчужины народной речи», «Тайны русского языка-занимательные задания (загадки о языковых явлениях, кроссворды, шарады);
рассказы о происхождении слов;
небольшие сообщения, презентации на тему «Знаете ли вы, что…», рассказывающие об интересных фактах из истории родного языка;
 викторины разных видов;
знакомство с жизнью и творчеством   русских учёных – лингвистов, внёсших вклад в развитие отечественного языкознания;
использование текстов об истории языка;
 беседы о русском языке;
 создание проблемных ситуаций, требующих привлечения знаний по истории языка и др.

  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА знакомство с материалами выставок на тему «Жемчужины народной речи», «Тайны

Слайд 9 ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Род.
Одним из самых главных славянских богов считался Род.
Именно он

указал людям, что их главная задача на земле –продолжение рода. От этого слова в нашем языке образовано много родственных слов: родители,природа,Родина,народ,родня,
родственники.
ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКАРод.Одним из самых главных славянских богов считался Род.Именно он указал людям, что их главная задача

Слайд 10 ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…

Слайд 11 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
«погружение» в историческую эпоху
«смысловое»

чтение;
знакомство со словарём произведения;
слушание художественного чтения;
сжатые и подробные пересказы;
художественное рассказывание;
устные и письменные отзывы о прочитанном произведении;
инсценировки;
рассматривание иллюстраций и их оценка;
словесное рисование
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ«погружение» в историческую эпоху «смысловое» чтение;знакомство со словарём

Слайд 12 ФОЛЬКЛОР
Устное творчество – великая духовная культура народа, которую мы собираем по

крохам, и через неё раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)

Сказка -ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. (А.С. Пушкин)

ФОЛЬКЛОРУстное творчество – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через неё раскрывается перед

Слайд 13 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Мотивы «Повести…»:
Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли,

о населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.



«Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»Мотивы «Повести…»:Сведения о происхождении славянОписание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах

Слайд 14 ВЕЛИЧИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Российские писатели, художники, композиторы, архитекторы создавали бессмертные произведения.

Ученые совершали выдающиеся открытия в науке и технике. Режиссеры, артисты, постановщики ставили спектакли и снимали фильмы, становившиеся известными и популярными не только в нашей стране, но и в других странах.

*

ВЕЛИЧИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫРоссийские писатели, художники, композиторы, архитекторы создавали бессмертные произведения. Ученые совершали выдающиеся открытия в науке

Слайд 15ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Олимпиады; интеллектуальные конкурсы;
Научно-исследовательская деятельность;
Предметные недели.
Очные и заочные экскурсии

по литературным местам;
Литературно-музыкальные композиции и гостиные;
Создание и выпуск тематических газет и выставок ;
Исследовательские работы и проекты.
Мероприятия, посвященные знаменательным датам в области литературы и языка
Устные журналы.
Викторины.
Лингвистические игры.

ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫОлимпиады; интеллектуальные конкурсы;Научно-исследовательская деятельность;Предметные недели. Очные и заочные экскурсии по литературным местам;Литературно-музыкальные композиции и гостиные;Создание

Слайд 16
ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 17Объясните выражения

1. Минута в минуту.
2.

Душа в душу.
3. Кот наплакал.
4. На скорую руку.
5. Чуть свет.
6. Спустя рукава.
7. Бить баклуши.
8. У чёрта на куличках.
 

Дружно
Быстро
Рано
Бездельничать
Далеко
Точно
Мало
Небрежно



Объясните выражения 1. Минута в минуту.     2. Душа в душу.

Слайд 18Перст
Очи
Глаза
Палец
Ланиты
Десница
Щеки
Правая рука
Выя
Шея
Чело
Лоб
Соотнесите слова

ПерстОчиГлазаПалецЛанитыДесницаЩекиПравая рукаВыяШеяЧелоЛоб Соотнесите слова

Слайд 19Русских слов глубокое теченье Дарит силу песенной строке. Ах, какое это наслажденье —  Говорить

на русском языке! Колосится рожь в широком поле, Облака купаются в реке. Мы с тобой о радости и боли  Говорим на русском языке.
Русских слов глубокое теченье Дарит силу песенной строке. Ах, какое это наслажденье —  Говорить на русском языке!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть