Слайд 1
«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики при решении текстовых
задач».
Учитель математики
Фадеева Н.И
МБОУ Захолынская ОШ
Слайд 3ВОПРОСЫ ???
1. Согласны ли
Вы
с Мальвиной, что
математика из
Буратино не выйдет?
2. А почему на уроках мы с учениками решаем задачи?
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых
задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи.
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорят о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть больше или меньше 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы.
Текстовая задача имеет много важных свойств и предназначений, но в первую очередь она является для ученика настоящим, хоть и маленьким научным исследованием. Незначительная часть задач, предлагаемых учащимся, соответствует данному требованию.
Слайд 5
Часто ли вы применяете математику в жизни?
Каким
образом?
Слайд 6Анализ задач из учебника 6 класса
Всего 343 текстовые задачи на
применение математики в различных областях,
ИЗ НИХ
114 – на применение математики в быту;
72 – в промышленности и технике;
67 – на движение;
62 – на применение математики в сельском хозяйстве;
24 – в географии и экономике;
4 – на применение математики в магазине
Слайд 7Количество текстовых задач
в 6 – 9 классах
Слайд 8Математика нужна учащимся для формирование духовного облика, развития
необходимых черт характера,
таких как терпение, трудолюбие.
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, и начинать их формировать нужно с 5 класса.
Слайд 9Ключевые компетенции-
это универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности.
Слайд 10Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:
ценностно-смысловая компетенция,
общекультурная компетенция,
учебно-познавательная компетенция,
информационная компетенция,
коммуникативная компетенция,
социально-трудовая компетенция,
компетенция личностного самосовершенствования.
Слайд 11Формирование ценностно-смысловой компетенции.
Перед изучением новой темы учитель рассказывает о ней,
а учащиеся формулируют вопросы по этой теме: «зачем», «почему», «как», «чем», о чем». В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать.
Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.
Проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания.
Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.
Слайд 12ценностно-смысловая компетенция
1 группа
Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для
покрытия пола длиной 5 м и длиной 8 м?
Для приготовления 1 кг замазки требуется 200 г олифы и 800 г мела. Сколько потребуется олифы и мела, чтобы приготовить 5 кг замазки?
2 группа
У помидор «Ванька-Манька» первые плоды созревают на 110 после посева. Когда были посеяны помидоры, если первые зрелые плоды были 20 августа?
На 1 кв.м. должно быть 12 растений кукурузы. Сколько растений кукурузы должно быть на 1 гектар ?
Слайд 13Формирование учебно-познавательной компетенции.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Особенно эффективно данный вид компетентности
развивается при:
.
решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач – фокусов;
проблемное изложение новой темы с опорой на личный опыт ребенка;
мини- исследования на основе изучения геометрического материала;
проведение проверочных работ в форме теста.
Слайд 14учебно-познавательная компетенция
1 группа
Купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную ограду вокруг
своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина – 20 метров?
2 группа
Соедините отрезками точки с заданными координатами:
(3,0);(1,2);(-1,2);(3,5);(1,7);(-3,6);(-5,7);(-3,4);(-6,3);(-3,3);(-5,2);
(-5,-2);(-2,-3);(-4,-4);(1,-4);(3,-3);(6,1),(3,0), глаз (-1,5)
Слайд 15Формирование общекультурной компетенции.
Учитель демонстрирует некоторые способы работы с символическим текстом,
раскрывая смысл, логику, особенности преобразований.
Самостоятельная работа, индивидуальная или групповая работа с символическим текстом, в которой необходимо перевести текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов.
Анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…
Написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», «Отрицательные и положительные числа».
По уравнению, схеме к задаче составляются различные текстовые задачи, которые решаются при помощи этого уравнения.
Слайд 16Формирование информационной компетенции.
Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность
формировать у учащихся информационную компетенцию.
Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы.
Решение расчетных задач на движение и стоимость;
При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия;
Проведение уроков –семинаров, уроков – конференций;
Работа с Интернетом или других ресурсов: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин;
Использование задач прикладного характера.
Слайд 17информационная компетенция
1 группа
Расстояние от Ярцево до Сочи равно 1900 км. Билет
на поезде на одного человека стоит 3250 рублей. Семья из 4-х человек хочет отправиться в данное путешествие или на поезде или на машине. Цена бензина 35 рублей за 1 литр, расход бензина 12 л на 100 км. Определите, сколько рублей обойдется поездка на поезде и на машине. В ответ запишите сколько рублей заплатит семья, выбрав, наиболее дешевый вариант.
2 группа
Расстояние от Ярцево до Крыма равно 2100 км. Билет на поезде на одного человека стоит 3330 рублей. Семья из 4-х человек хочет отправиться в данное путешествие или на автобусе или на машине. Цена бензина 35 рублей за 1 литр, расход бензина 12 л на 100 км. Определите, сколько рублей обойдется поездка на автобусе и на машине. В ответ запишите сколько рублей заплатит семья, выбрав, наиболее дешевый вариант.
Слайд 18Формирование коммуникативной компетенции.
Этот вид компетенции не является новой в школьной
системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.).
Данные приёмы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований. Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.
Развитию способствуют следующие методы и приемы.
Использование на уроках математических софизмов
Сдача различных устных зачетов, проведение уроков – семинаров, уроков- конференций, уроков – диспутов.
Работа в группах: рассказывание правил, определений, правильное определение обсудить в группе.
При решении текстовых задач, учитель вызывает учащихся на диалог
Слайд 19Формирование социально-трудовой компетенции.
Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и
опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении.
Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.
контрольные работы;
тесты по усовершенствованию устного счета.
задания социально – трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию (вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе).
Слайд 20Формирование компетенции личностного самосовершенствования.
С целью реализации данной компетенции, нужно вводить такой
вид деятельности на уроках математики как:
Решение задач с «лишними данными».
Задачи на развитие навыков самоконтроля: проведение проверки решения математических упражнений.
Слайд 21компетенция личностного самосовершенствования
1 группа
Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на
остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?
2 группа
Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?
Слайд 22Какой должна быть математическая
задача?
Интересная.
«Причёсанная».
Фактически верная.
Математически грамотно составленная.
Слайд 23СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !
Ну и в заключении я
хочу сказать, что каждый из нас должен работать так, чтобы их ученики, решив какую-нибудь задачу, хотели решить другую более интересную и более сложную задачу как учебную, так и жизненную.