Презентация, доклад Формирование и развитие изобретательских компетенций младших школьников на занятиях ТРИЗ во внеурочное время

Содержание

Изобретательские компетенции младшего школьника Изобретательство – это творческий процесс, направленный на разрешение противоречия между необходимостью достижения значимых целей и отсутствием для этого достаточных средств. Компетенция - это способность

Слайд 1 Формирование и развитие изобретательских компетенций младших школьников на занятиях ТРИЗ во

внеурочное время

Автор: Сергеева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
МБОУ Школы № 100 г.о. Самара

25 октября 2017г.

Формирование и развитие изобретательских компетенций  младших школьников на занятиях ТРИЗ во внеурочное время Автор: Сергеева

Слайд 2Изобретательские компетенции младшего школьника
Изобретательство – это

творческий процесс, направленный на разрешение противоречия между необходимостью достижения значимых целей и отсутствием для этого достаточных средств.

Компетенция - это способность к осуществлению практической деятельности, требующей понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Изобретательские компетенции младшего школьника     Изобретательство – это творческий процесс, направленный на разрешение противоречия

Слайд 4ТРИЗ + изобретательские компетенции = ?

ТРИЗ + изобретательские компетенции = ?

Слайд 6Нарисуй фантастическую ручку 5 способами!
Сочини загадку

4 способами про школу!

Запиши сказку в виде пиктограммы, используя приём «Метод Фокальных Объектов»!


Создайте в группе изобретение для экологии родного города!

Нарисуй фантастическую ручку 5 способами!   Сочини загадку  4 способами про школу!  Запиши сказку

Слайд 7 ТРИЗ в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара
Формирование

и развитие изобретательских компетенций младших школьников

?

ТРИЗ в МБОУ Школе № 100  г.о. Самара  Формирование и развитие изобретательских компетенций

Слайд 8ТРИЗ в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара
«Развитие творческого воображения (РТВ)»

- 1-2 классы.

«Системное мышление» - 3 класс.

«Диалектическая составляющая мышления». – 4 класс.
ТРИЗ в МБОУ Школе № 100  г.о. Самара«Развитие творческого воображения (РТВ)» - 1-2 классы.«Системное мышление» -

Слайд 9Обучая левое полушарие,  вы обучаете только левое полушарие.  Обучая правое полушарие,  вы обучаете весь

мозг! И. Соньер
Обучая левое полушарие,  вы обучаете только левое полушарие.  Обучая правое полушарие,  вы обучаете весь мозг!

Слайд 10Формирование мышления в ТРИЗ
ассоциативное
системное
творческое
диалектическое

Формирование мышления  в ТРИЗ ассоциативноесистемноетворческоедиалектическое

Слайд 11 «Развитие творческого воображения (РТВ)» - 1-2 классы. Цель - научить целенаправленному фантазированию

через систему дидактических игр.



изобразительная деятельность: приёмы «Оживление», «Наоборот», «Увеличить – Уменьшить», «Универсализирование», «Раздробление – Объединение», «Изменение закона природы», «Внести внутрь - Вынести наружу»…


приёмы фантазирования Джанни Родари: «Фантастическая гипотеза», «Круги по воде», «Бином фантазии». «Фантастический префикс», «Творческая ошибка» …

«Развитие творческого воображения (РТВ)» - 1-2 классы. Цель - научить целенаправленному фантазированию через систему дидактических

Слайд 12«Системное мышление» - 3 класс.

Цель – активизировать логику мышления ребёнка, умение видеть предметы и явления во взаимодействии с другими объектами, заложить основу для формирования диалектического мышления через специальные упражнения РТВ, основанных на главных понятиях ТРИЗ.

«Город Самых Простых Загадок»,
«Город Пяти Чувств», «Город Похожестей и Непохожестей» …
Понятиями системного мышления: «системный оператор», «волшебный экран», «девятиэкранка», «система», «надсистема», «подсистема», «функция».

Метод «Моделирования Маленькими Человечками (ММЧ)»

Игра «Да-нетка»

«Системное мышление» - 3 класс.        Цель – активизировать логику мышления

Слайд 13«Девятиэкранка» на примере понятия «Таблица умножения».

«Девятиэкранка» на примере понятия «Таблица умножения».

Слайд 14ИКР: Каждый САМ изготавливает тренажёр «Электорина» с теми случаями, которые никак

не может запомнить .
ИКР: Каждый САМ изготавливает тренажёр «Электорина» с теми случаями, которые никак не может запомнить .

Слайд 15Результат изобретательских компетенций – XV РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ» Секция «Физика» Моделирование «Электорины», как эффективного способа запоминания и проверки знаний»
Результат изобретательских компетенций –   XV РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ    « ПЕРВЫЕ ШАГИ В

Слайд 16Изобретательские компетенции на занятиях ТРИЗ в начальной школе

Изобретательские компетенции на занятиях ТРИЗ в начальной школе

Слайд 17«Диалектическая составляющая мышления» – 4 класс
Цель

– научить детей анализировать и решать изобретательские задачи (ИЗ), используя основные принципы и приёмы ТРИЗ, направленные на развитие диалектического мышления, т.е. процесса развития предмета или явления.

Понятия «противоречие», принципы разрешения противоречий в пространстве и во времени.
Идеальный конечный результата (ИКР)
Изобретательские задачи (ИЗ) сказочного и бытового вида,
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Приёмы разрешения противоречий: «Инверсия», «Фазовый переход», «Переход в другое состояние», «Заранее подложенной подушки», Матрёшка», «Проскока», «Обратить вред в пользу».

«Диалектическая составляющая мышления» –  4 класс      Цель – научить детей анализировать

Слайд 18Пододвинув стул к двери, он сказал девочке: «Всё, теперь ты заперта

и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась.

Что тяжелее :
6 пакетов крупы по 2 кг или 2 листа железа по 6 кг?

Старшая сестра закрылась в комнате и не пускает брата. Как малышу решить проблему? Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать…

Пододвинув стул к двери, он сказал девочке: «Всё, теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут

Слайд 19Приём «Морфологический ящик»
Оформление в одном стиле
Много стилей
Школа № 100 +

онлайн - обучение +
много стилей оформления кабинетов
Приём  «Морфологический ящик»Оформление в одном стилеМного стилей Школа № 100 + онлайн - обучение + много

Слайд 20Для изобретения Онлайн – школы понадобились:
Конструктор
Пластиковые контейнеры
Клей
Открытки
Фломастеры
Фольга
Лак для ногтей
Коврик
+ ФАНТАЗИЯ !

Для изобретения Онлайн – школы понадобились:КонструкторПластиковые контейнерыКлейОткрыткиФломастерыФольгаЛак для ногтейКоврик+ ФАНТАЗИЯ !

Слайд 21Новые кабинеты – новые стили !
Самаракласс
Космоскласс
Зоокласс
Подводный мир
Роботокласс
6. Игрушка-класс
7. Праздниккласс
8.

ГПДкласс


Новые кабинеты – новые стили !СамараклассКосмосклассЗооклассПодводный мирРоботокласс6.  Игрушка-класс7. Праздниккласс8.  ГПДкласс

Слайд 22Наш девиз – «Не навреди!» Будь команда впереди! 100 % ТРИЗа дай! Изобретательством САМАРУ

прославляй!
Наш девиз – «Не навреди!» Будь команда впереди! 100 % ТРИЗа дай! Изобретательством  САМАРУ прославляй!

Слайд 23Формирование и развитие изобретательских компетенций на занятиях

Формирование и развитие изобретательских компетенций на занятиях

Слайд 24СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть